Переход предпринимательского сообщества на электронный документооборот обсуждался в ТПП Нижегородской области

21.03.2013
Просмотров: 1388

20 марта 2013 года в ТПП НО состоялась конференция «Актуальные вопросы перехода на электронный документооборот российским бизнесом».

20 марта 2013 года в ТПП НО состоялась конференция «Актуальные вопросы перехода на электронный документооборот российским бизнесом». Организаторами мероприятия выступили ТПП России и ТПП Нижегородской области при содействии ООО «Такском» (г. Москва). Об этом сообщает пресс-служба ТПП НО.

В мероприятии приняли участие представители Федеральной налоговой службы РФ, ТПП РФ, УФНС России по Нижегородской области, Государственно-правового департамента Нижегородской области, предприятий и организаций региона, районных центров развития малого бизнеса.

С вступительным словом к собравшимся обратился заместитель директора юридического департамента ТПП РФ Дмитрий Фадеев. Он рассказал о текущих осуществляемых проектах, а также пригласил представителей нижегородского бизнес-сообщества высказать свои пожелания к основным направлениям налоговой политики на 2014 – 2016 годы в связи с тем, что Министерство экономического развития РФ обратилось в ТПП РФ с предложением сформулировать от предпринимательских кругов регионов такие пожелания. Речь идет о предложениях от бизнеса о дальнейшем развитии налоговой системы.

Заместитель директора компании «Такском» Василий Зудин проинформировал, что к 2015 году должен произойти переход на полностью бесконтактное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками, то есть будет внедрен электронный документооборот. Для крупных компаний эта тема не нова и они сами хотели бы перейти на современные, принятые в Европе принципы документооборота, но нуждаются в четком консалтинговом сопровождении этого процесса. Основные вопросы в том, каким образом нужно перестроиться для этого, какие найти оптимальные решения.

Василий Зудин подчеркнул, что электронный документооборот (ЭДО) первичными бухгалтерскими документами позволит сократить время обработки документов на 75%, достичь общей экономии на уровне 1 – 2% от оборота компании. Как показал опыт Европы, основными проблемами внедрения такого документооборота являются вовлечение контрагентов, большое разнообразие EPR систем, отсутствие унификации форматов, трансграничные проблемы. Однако на данный момент перспективы внедрения ЭДО положительные. Так, полностью сформирована нормативная база, в том числе по счетам-фактурам в электронном виде (ЭСФ). Важно, что есть готовность налоговых органов к полному переходу на ЭДО: они давно принимают электронную отчетность, у них есть желание и возможности принимать документы в электронном виде (опытная эксплуатация оборудования прошла, готовится приказ ФНС по переводу приемных средств в промышленную эксплуатацию). Бизнес также проявляет значительный интерес – уже свыше 70% организаций и более 55% индивидуальных предпринимателей сдают отчетность в электронном виде. Проявляют готовность к обеспечению рабочих процессов разработчики ПО и провайдеры услуг, обеспеченные массовыми учетными системами (прежде всего 1С) и сетями ЭДО.

Руководитель Нижегородского клуба ИТ-директоров CIO.NN Александр Квасов заострил внимание собравшихся на актуальности введения ЭДО, разделив документооборот на внутренний (внутри предприятия, компании) и на внешний (с деловыми партнерами). Он порекомендовал присутствующим, у кого еще нет ЭДО, воспользоваться тестовыми бесплатными версиями, чтобы четче понять положительный практический эффект.

Большой интерес собравшихся вызвало выступление советника отдела НДС Управления налогообложения ФНС России Ольги Думинской, рассказавшей о ближайших перспективах в сфере обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также об аспектах электронного документооборота, которые позволяют существенно снижать административные барьеры для предпринимательства, оптимизируют налоговое администрирование, позволяют снижать угрозу создания фирм – однодневок.

Ольга Думинская пояснила, что взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками осуществляется в активном режиме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Динамика развития ЭДО с точки зрения контролирующих органов является положительной. 80% деклараций в настоящее время сдаются в электронном виде. По НДС эта цифра составляет более 80%. Кроме того, уже около 70% индивидуальных предпринимателей сдают декларации в электронном виде.

В настоящее время ФНС России прорабатывается вопрос о представлении деклараций по НДС в электронном виде всеми налогоплательщиками, включая индивидуальных предпринимателей. При этом предполагается, что будет дана возможность для адаптации и приобретения необходимой техники и программного обеспечения либо выбора упрощенной системы налогообложения, во избежание издержек. Эти нововведения уже приняты в рамках законопроекта, направленного на совершенствование антикоррупционной деятельности, принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении.

Предполагается, что в рамках этой работы в декларации будет предусматриваться раздел номер 8, в котором налогоплательщики предоставят сведения из книги покупок и книги продаж. Эта информация используется для сверки, что позволит повысить эффективность борьбы с фирмами-однодневками. Организациям, в деятельности которых не будет, таким образом, выявлено ошибок проведение проверки для предоставления налогового вычета сможет занять не 100 дней, как в настоящее время, а месяц, что значительно сократит временные издержки бизнеса.

Ольга Думинская рассказала о трех планируемых «дорожных картах»: первая посвящена совершенствованию таможенного администрирования, вторая – поддержке экспорта, третья – поддержке налогового администрирования. Первые две направлены на предоставление возможности сдавать декларацию в электронном виде для подтверждения ставки НДС 0%. Первая «дорожная карта» дает следующие возможности – для налоговых органов получение информации в электронном виде, а для налогоплательщиков – отсутствие декларации на бумажном носителе. Целью является получение номера таможенной декларации. Вторая «дорожная карта» направлена на представление документов, подтверждающих ставку НДС 0% в электронном виде. В данное время этот вопрос активно обсуждается на сайте ФНС РФ, отзывы будут учитываться при подготовке законопроекта. Третья «дорожная карта» направлена на совершенствование налогового законодательства по НДС и о первичных документах.

В частности, планируется совмещение книг покупок и продаж, чтобы в результате получился один документ. В настоящее время существуют два порядка: первый – обычный, когда налогоплательщик через 100 дней получает извещение о возмещении, второй – более быстрое возмещение с предоставлением банковской гарантии, которая связана со значительными тратами и представляет собой издержки. Прорабатывается вопрос о том, чтобы можно было подать документы на возмещение без банковской гарантии, но с использованием института поручительства.

Налоговое законодательство предусматривает получение документации в электронном виде. Для ряда документов разработаны и утверждены соответствующие форматы. Другим вариантом предоставления является предоставление через скан-образы товарных накладных, калькуляций цен и другого, в отношении документов, где нет формата с использованием формата описи, который уже утвержден.

Проводится работа по уменьшению количества требуемых документов. В частности, Минфин РФ планирует внести поправки об отмене извещения об отправлении счета-фактуры продавцом и получения ее покупателем, как документа, утяжеляющего документооборот.

Еще одним значительным шагом, как отметила Ольга Думинская, должны стать разработка и размещение для обсуждения на сайте ФНС России формы совмещенного документа, объединяющего счет-фактуру и первичную документацию. Документ предполагается дополнить рядом полей, что сделает его более универсальным. Интерес при обсуждении представляет удобство его заполнения для бизнеса. С учетом пожеланий документ усовершенствуют и затем разработают его формат. Его планируется применять как для отражения всех документов, так и для одного, например, счета-фактуры.

Предполагается, что этот документ будет не обязательным, а рекомендуемым. Вводить этот документ в действие предполагается массовым письмом, а не обязывающим актом. Проект этого документа уже получил одобрение Минфина. Возможно, что формат разработают уже до 1 июля 2013 года.

На вопрос, реальна ли ситуация проведения бесконтактных налоговых проверок, Ольга Думинская указала, что этот вопрос зависит от степени готовности хозяйствующих субъектов работать в рамках электронного документооборота. Однако в целом налоговые органы предполагают возможность проведения в будущем камеральных проверок бесконтактным методом при отсутствии противоречий в документации, подаваемой налогоплательщиком.

В завершение Ольга Думинская сообщила о том, что, по складывающейся практике, отзывы от организаций, перешедших на электронный документооборот, являются положительными.

В целом в ходе конференции обсуждались итоги деятельности рабочей группы по электронному документообороту при Экспертном Совете ТПП РФ, актуальные и первостепенные вопросы внедрения электронного документооборота в практике российских предприятий. Также предметом дискуссии стали актуальность для бизнеса единой системы электронного документооборота в рамках компании, практика организации таких систем в современных условиях. Значительное внимание было уделено практическим рекомендациям для предприятий и путям минимизации рисков при переводе работы компании на ЭДО.

Прошедшая в ТПП НО конференция показала, что введение электронного документооборота становится все более актуальным и является одним из факторов адаптации работы предприятия к деятельности в современных условиях. Несмотря на эффективность ЭДО особенно для крупного бизнеса, заинтересованность к нему проявляют и представители малого и среднего бизнеса, стремящиеся к снижению своих временных издержек.


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.