За что бизнес получает налоговые льготы?

22.03.2013
Просмотров: 1486

Нижегородская область продолжает баловать инвесторов льготами.

Несмотря на то, что бюджету не помешали бы доходы «здесь и сейчас», регион продолжает устраивать налоговые каникулы для крупного бизнеса. Эксперты уверены, что это эффективный инструмент в межрегиональной борьбе за инвестора.

ООО «Сен-Гобен строительная продукция рус» (дочерняя компания Saint-Gobain Group) обратилось в правительство Нижегородской области с просьбой предоставить льготы по налогу на имущество и по налогу на прибыль. Напомним, французская компания строит завод по производству гипсокартонных плит в Павловском районе. Очередной крупный инвестор рассчитывает получить преференции за то, что его выбор пал на Нижегородскую область.

Потерять, чтобы найти

Региональное правительство не устает напоминать, что в Нижегородской области одно из лучших инвестиционных законодательств в России. Регион заманивает крупных инвесторов налоговыми льготами, компенсациями ставок по кредитам и другими мерами финансовой поддержки, несмотря на то, что на время предоставления этих преференций областной бюджет лишается части доходов.

К тому же последние изменения налогового законодательства (в частности, о консолидированных группах налогоплательщиков) показали, что лелеемый инвестор может легко увести налоги из региона, как это произошло с «Лукойлом». Из‑за вхождения ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» в КГН в конце февраля пришлось внести изменения в инвестсоглашение с правительством области. За счет сокращения бюджетного эффекта в два раза (с 4,6 млрд руб. до 2,2 млрд руб.) размер господдержки уменьшился с 1,6 млрд руб. до 893 млн руб. (льготы по налогу на имущество).

По закону государственная поддержка в виде налоговых льгот предоставляется только тем предприятиям, которые реализуют проект, признанный приоритетным. Как пояснил «Бирже» председатель комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства ЗС НО Михаил Гапонов, для получения этого статуса проект должен соответствовать ряду требований: объем инвестиций более 100 млн руб., реализация в одном из дотационных районов области, бюджетная, социальная и экономическая эффективность. Бюджетная эффективность рассчитывается как сумма планируемых к уплате налогов за минусом предоставленных субъекту инвестиционной деятельности мер государственной поддержки в виде налоговых и иных льгот и компенсаций процентной ставки по кредитам.

«Как правило, приоритетными становятся проекты крупных предприятий, они способны выдержать на начальном этапе выпадающую на их долю налоговую нагрузку, — отмечает депутат. — Но без льгот увеличиваются сроки вывода проекта на тот уровень, когда он начинает приносить прибыль, а область заинтересована в ускорении этого процесса». Суть в том, чтобы средства, выделенные в виде налоговых льгот, через некоторое время вернулись в гораздо большем объеме. «Это же бюджетные деньги, и тратить их просто на поддержку предприятий, без учета бюджетного эффекта, нам нельзя, так как получится, что мы просто помогаем бизнесу за счет денег налогоплательщиков», — подчеркнул Гапонов.

Ведущий аналитик «Альпари» Михаил Крылов добавляет, что налоговые льготы зависят от места проекта в структуре выручки и резервов бюджета региона. В зависимости от удельного веса выручки от реализации проекта ставка по налогу на прибыль снижается на 1–4%. Предусматривается инвестиционный налоговый кредит на срок от одного года до пяти лет, по региональным налогам — на 10 лет. За пользование кредитом взимается ставка от 50% (в течение первых двух лет) до 75% от ставки ЦБ РФ. Существует также возможность освобождения от аренды на время инвестиционного соглашения.

Нет льгот — нет инвесторов?

Начальник УЦ «Финам» в Нижнем Новгороде Константин Печников довольно высоко оценивает результаты деятельности областного правительства. «Особенно привлечение капитальных инвестиций выигрышно смотрится в ситуации, когда многие трансконтинентальные корпорации, холдинги, объединения, обеспокоенные снижение рентабельности основных активов, находящихся в развитых странах, снижают издержки путем сокращения количества работников и снижения объемов инвестиционных программ. В основном, снижения касаются капитальных затрат. Отрадно, что в такой ситуации Нижегородская область смогла привлечь внушительное количество инвестиций в системообразующие отрасли экономики», — отмечает эксперт.

«Многие считают, что налоговые льготы, предоставляемые нижегородским предприятиям под инвестиционное или инновационное развитие, — это потери для бюджета, — признает Михаил Гапонов, — Но только эти скептики не понимают, что если бы льгот не было, не было бы и инвесторов. Все просто: привлечение крупного капитала в регионы — это конкурс, и его надо выигрывать, обладая особыми преимуществами».

Михаил Крылов отмечает, что подобные меры поддержки инвесторов есть и в других регионах — там, как правило, предусматриваются налоговые льготы в технологических парках и особых экономических зонах. Дальше всех в этом направлении продвинулось Черноземье, в котором более четкие критерии отбора предприятий и выше прогнозируемость льгот.

Гапонов подчеркивает, что государство помогает не только крупным предприятиям, есть программы для поддержки малого и среднего бизнеса, для них выделяется специальное финансирование. «В рамках этих программ можно получить различные льготы, но у них несколько другой механизм — депутаты не утверждают каждый проект, возможно, поэтому о них меньше слышно, чем о приоритетных проектах, — отмечает депутат. — Законодательство также определяет возможность предоставления юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность, таких видов поддержки, как, например, налоговые льготы, государственные гарантии и частичная компенсация процентной ставки по кредитам, освобождение от арендной платы за земельные участки и т. д.».

Эксперты сравнивают процесс заведения в регион крупного инвестора с охотой, на которой, чем вкуснее приманки, тем удачливее охотник. Губернаторы российских регионов давно соревнуются на ниве инвестиций, и нижегородский глава области входит в десяток если не самых удачливых, то наиболее амбициозных.

Масштабы поддержки бизнеса

По данным регионального правительства, на 1 января 2013 года приоритетным был признан 51 инвестпроект с общим объемом инвестиций 293,37 млрд руб., из них 47 предоставлялись налоговые льготы, а четырем — неналоговые льготы и частичная компенсация процентной ставки по кредитам. В 2012 году действовало 18 соглашений. По предварительным оценкам, по приоритетным инвестпроектам за прошлый год оказано государственной поддержки на сумму 1,2 млрд руб. По данным за 9 месяцев 2012 года, по инвестиционным соглашениям, действовавшим в прошлом году, поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области, уменьшенные на величину сумм государственной поддержки, составили около 2,4 млрд руб., что в два раза больше объема господдержки.

Олег Тимофеев. Управляющий партнер юридической компании Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov
Безусловно, налоговые льготы играют свою роль в деле привлечения инвесторов в российские регионы. Но это далеко не решающий фактор. Многие субъекты РФ уже воспользовались этой возможностью — снизить региональную часть налога на прибыль и налога на имущество. Сегодня этим уже никого не удивишь. Также стоит учитывать, что в результате снижения налоговой ставки в части отчислений в региональный бюджет экономический эффект не столь значителен для большинства предприятий. Почувствовать реальную выгоду могут только очень крупные индустриальные проекты с большим сроком окупаемости.

Вообще законодательно-нормативная база, определяющая взаимоотношения власти и инвесторов в Нижегородской области, на взгляд экспертов, одна из самых эффективных и проработанных в стране. Но этого не всегда достаточно. В создании благоприятного инвестклимата многое зависит от политики естественных монополий, если речь идет о готовности инженерной инфраструктуры. На практике может получиться, что для реализации инвестиционного проекта не хватает, например, энергоресурсов. В этом случае полномочий региональных властей не всегда достаточно, нужны решения на федеральном уровне, чтобы монополии предоставляли приоритетным инвестпроектам какие-либо преференции.

Александр Шаронов. Председатель комитетапо бюджету и налогам ЗС НО
В части льгот мы можем распоряжаться только региональной частью налога. Много это или мало — сказать сложно, все зависит от масштаба конкретного проекта. У нас есть проекты, где господдержка исчисляется сотнями миллионов.
Такая мера поддержки, как компенсация части процентной ставки по кредитам, на мой взгляд, должна использоваться крайне аккуратно. В отличие от налоговых преференций это прямые расходные обязательства бюджета. Думаю, что государство должно на себя брать подобные обязательства только в тех случаях, когда это связано с решением социально значимых задач. Например, компенсация части процентных ставок применяется в программе поддержки молодых специалистов. При этом решается проблема нехватки на селе медиков, учителей, т. е. решается государственная задача. Другой пример — поддержка народно-художественных промыслов. Это не столько бизнес, сколько вопрос сохранения нашей культуры и традиций. А реализация инвестпроекта — это в первую очередь задача инвестора, ведь он собирается на этом проекте зарабатывать, и государство вкладывать деньги напрямую в чужой бизнес не обязано.

Приоритетные инвестпроекты, получившие господдержку в 2012 году

Инвестор Проект Инвестиции, руб. Бюджетный эффект (за период действия соглашения), руб. Налоговые льготы, руб.
«Юнилин» Строительство в Дзержинске завода по производству ламинированного напольного покрытия 2,025 млрд 225 млн 157 млн
ВМЗ Металлургический комплекс «Стан-5000» 58,5 млрд 221 млн 4,458 млрд
«Ондулин — строительные материалы» Строительство второй очереди фабрики по производству битумно-кровельных материалов в Нижнем Новгороде 1,045 млрд 53 млн 185 млн
ПО «Оргхим» Расширение цеха по нормализации экстрактов 901,7 млн 43 млн 36,8 млн
«Управление отходами-НН» Строительство и эксплуатация мусоросортировочного комплекса и межмуниципального полигона ТБО 529,24 млн 48,649 млн 55,427 млн
Гостиничный комплекс «Ока» Расширение ГК «Ока» с возведением пристроя к существующему зданию 1,201 млрд 134,596 млн 115,832 млн
Завод синтанолов Производство этоксилированных спиртов 686 млн 34 млн 94,93 млн
«РусВинил» Строительство комплекса по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн в год 55,293 млрд 1,503 млрд 5,308 млрд
«Посуда» Производство стеклянной посуды 1,614 млрд 127,6 млн 27 млн

По данным из открытых источников
Александра Елина, Биржа № 10 от 19 Марта 2013

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.