О правоприменительной практике реализации ФЗ «О защите конкуренции» шла дискуссия на круглом столе в ТПП НО

29.03.2013
Просмотров: 1588

Заседание проходило 28 марта.

28 марта 2013 года на круглом столе – расширенном заседании общественного Комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО состоялась дискуссия по тематике правоприменительной практики в процессах реализации ФЗ №135 «О защите конкуренции» и ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В обсуждении приняли участие начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС РФ Вадим Соловьев, советник ФАС РФ, председатель общественного Комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НОГеннадий Гудков, начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями НТУ ФАС Марат Валитов, заместитель генерального директора ТПП НО Владимир Храмов, заместитель генерального директора НАПП Виктор Зеленкевич, генеральный директор ОАО «Борский трубный завод» Анатолий Чернышов, представители ОАО ОКБМ Африкантов», ФГУП «НПП «Полет», ОАО «Теплоэнерго», Нижегородской теплоснабжающей компании, ФГУП НИИ «Кварц», НИУ ВШЭ и другие. Также на круглом столе присутствовали сотрудники министерства экономики и министерства промышленности и инноваций Нижегородской области.

Владимир Храмов в приветственном слове перед началом круглого стола напомнил, что Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года отметил: «Настоящей «питательной зоной» для коррупции стали закупки». Само по себе отсутствие четкой регламентации деятельности заказчиков может приводить к несоблюдению целей и принципов ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Заместитель генерального директора ТПП НО выразил надежду, что круглый стол по такой острой теме, как закупки, даст импульс к осознанию накопившихся проблем и окажет положительный эффект в содействии их решению.

В ходе круглого стола Геннадий Гудков подробно остановился на законодательстве о размещении заказов автономных учреждений, государственных компаний и корпораций, субъектами естественных монополий и иных видов юридических лиц. Вадим Соловьев рассказал о правоприменительной практике в процессах реализации ФЗ №135 и ФЗ №223, которая призвана обеспечить конкуренцию в использовании ресурсов.

Геннадий Гудков предложил вниманию присутствующих три варианта обращений в ФАС России с четким выверенным изложением сути зачастую типовых проблем: заявление о признании незаконными действий заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае предъявления к участникам закупки требования о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, и еще два вида заявлений – при отсутствии утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения соответствующих положений законодательства, а также при неразмещении или нарушении сроков размещения на официальном сайте, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет положения о закупке изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей своевременному размещению. Геннадий Гудков подчеркнул, что заявителям важно правильно формулировать свои обращения в ФАС России и ссылаться на те правовые основания, которые отвечают их конкретной ситуации.

При обсуждении на круглом столе неоднократно высказывалось мнение, что закупки через электронные торги позволяют максимально исключить сговор между участниками.

Вадим Соловьев, Геннадий Гудков и Марат Валитов компетентно ответили на все вопросы, поступившие от участников круглого стола как по типовым, так и по конкретным ситуациям.

Комментируя итоги круглого стола, Вадим Соловьев сказал, что у него сложилось хорошее впечатление о пребывании в Нижнем Новгороде и о мероприятии в ТПП НО. Благодаря тому, что представители хозяйствующих субъектов поделились мнениями, выслушали комментарии и позицию ФАС РФ по интересующим их вопросам, можно эффективнее добиться выполнения основной задачи антимонопольных органов – не наказать, а в первую очередь предупредить нарушения законодательства. А вот если длительное время подробно объясняется, что делать нельзя, но в результате все равно наблюдаются те или иные нарушения, то тогда должна наступать неотвратимость наказания.

На сегодняшний день, как подчеркнул начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС РФ, главное – это то, что все закупки у тех, кто подпадает под действие ФЗ №223, должны быть публичными. В частности, речь идет об интернет-ресурсе zakupki.gov.ru. На нем есть – в другом разделе – и действия по ФЗ №94. Это специально сделано для удобства пользования, чтобы какой-либо предприниматель мог посмотреть на одном интернет-ресурсе как ему предложить свои товар, работы или услуги и в рамках ФЗ №223, и в рамках ФЗ №94. Это удобный информационный комплекс, способствующий развитию возможностей для предпринимательского сообщества.

Публичность закупок, как пояснил Вадим Соловьев, важна для того, чтобы вывести их из тени. Все затраты субъектов естественных монополий – это наши с вами тарифы, те же тарифы на ЖКХ. Поэтому необходимо добиться, чтобы все затраты таких субъектов были публичными, чтобы были конкурентные закупки, чтобы уменьшались цены в рамках этих закупок. Тем самым стимулируется снижение тарифной нагрузки. Эта цель сложно реализуемая, за что, бывает, поступает критика в адрес ФАС, но она благородная. Так, за 2012 год в ФАС по всей РФ рассмотрены около 3500 жалоб, связанных с нарушениями ФЗ №223.

* * *

По результатам обсуждения на круглом столе был подготовлен проект текста, резюмирующего высказанные на нем мнения (далее приводятся выдержки):

«Итоговый документ круглого стола « О правоприменительной практике в процессах реализации ФЗ №135 «О защите конкуренции» и ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», обеспечивающей конкуренцию в использовании ресурсов» 28 марта 2013 года» (проект)

По оценке «Центра исследования проблем защиты конкуренции» хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений, подпадающих под действие ФЗ №223, в Нижегородской области более трех с половиной тысяч.

Формируется механизм реализации закона:

– Правительство РФ издало пять постановлений по отдельным направлениям;

– издаются приказы и разъяснения МЭР РФ и Казначейства РФ (более 10), Росстата, ФАС РФ;

– опубликовано более трех десятков экспертных заключений авторитетнейших правовых компаний по различным ситуациям из правоприменительной практики.

Накапливается административная и судебная практика в реализации законодательства о закупках.

Из анализа деятельности субъектов, подпадающих под действия ФЗ №223, следует:

1. Более чем половиной хозяйствующих субъектов не разработаны положения о закупках.

2. Более двух третей хозяйствующих субъектов не разместили в сети Интернет планы закупок на 2013 год и не ведут архивы закупок прошлых лет.

3. 90% субъектов в своих положениях не учли поправки к ФЗ №223, которыми определены их обязанности конкурсного выбора финансовых организаций.

4. В нарушение Постановления Правительства РФ от 21 июня 2012г. №616 закупки не ведутся через электронные торги.

У многих хозяйствующих субъектов в разработанных положениях и процедурах закупок допущены несоответствия, которые со всей очевидностью ведут к нарушению требований действующего законодательства РФ и, как правило, к жалобам и заявлениям потенциальных участников конкурсных процедур, за которыми последуют санкции контрольных и надзорных органов.

Участники круглого стола рекомендуют:

1. Обратить внимание хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие ФЗ №223, на их возросшие риски в связи с нарушением требований нормативных актов, регулирующих размещение заказов.

2. Во избежание проблем, связанных с нарушением законодательства, считать актуальным для хозяйствующих субъектов Нижегородской области, подпадающих под действие ФЗ №223, в ближайшие время привести документацию в соответствие с действующими нормативными актами, при этом особое внимание обратить на:

– формирование и ведение документооборота плана закупок;

– размещение на официальном сайте информацию о закупках;

– своевременную регистрацию и работу на официальном сайте в виртуальной сети «Интернет».

3. Участникам закупок и поставщикам (исполнителям, подрядчикам) в рамках ФЗ№223 шире использовать возможности защиты нарушенных прав, предоставляемые нормативными правовыми актами.

4. Предложить правлению ТПП НО организовать консультационный центр по сопровождению бизнеса в области закупок.

5. В связи с тем, что в судах оспаривается применение статьи 18.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции» на закупки в рамках ФЗ № 223, ФАС РФ желательно ускорить установление порядка (Административного регламента) рассмотрения жалоб на действие или бездействие заказчиков при закупке товаров, работ, услуг, проводимых в рамках ФЗ № 223, на официальном сайте

6. Рекомендовать заказчикам предусматривать положениями о закупках планирование и производство закупки товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4.11.2006 № 642 (в ред.от 21.08.2012 №844) у субъектов малого и среднего предпринимательства в целях развития экономики региона через механизмы конкуренции.»

В данный проект итогового документа заинтересованными сторонами в течение недели могут вноситься поправки, которые нужно передать в общественный Комитет по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО http://tpp.nnov.ru/ru/structure/protectcompet/contacts/


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.