На пути в глобальный рынок, или Как извлечь пользу от вступления в ВТО

03.04.2013
Просмотров: 1436

Одним из самых значимых событий 2012 года иностранные предприниматели, работающие в России, называют вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Одним из самых значимых событий 2012 года иностранные предприниматели, работающие в России, называют вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Источник: газета "Курс-Н"

Эти данные приводятся в ежегодном исследовании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Однако большинство наших бизнесменов пока считают присоединение к ВТО для российской экономики если не бедой, то неким неизбежным злом, с которым надо смириться. Сказать, что ВТО пугает российский бизнес, — не сказать вообще ничего.

Возможно, это происходит от того, что российские предприниматели не очень понимают систему координат, свод неписаных правил, по которым идет бизнес в западных странах. Что помогает тамошним фирмам развивать бизнес, не бояться завтрашнего дня — ну кроме вещей, которые от бизнеса напрямую не зависят — вроде независимой судебной системы?

Одним из столпов функционирования европейского бизнеса является принципиально иное, чем в России, отношение к закупкам товаров и услуг для нужд компании. В наших компаниях, особенно в крупных, как правило, есть отдел закупок, и в его функции входит две вещи: участие в тендерах других компаний и централизованная закупка сырья для производства. Все остальные “мелочи” подразделения покупают самостоятельно. В итоге каждый закупщик обладает знанием узкого сегмента рынка, но не очень понимает, как он может помочь всей компании найти на рынке самую низкую цену на товар. Кроме того, с годами закупщики обрастают собственными связями, а то и собственными фирмами. Такая система закупок непрозрачна и в итоге нерыночна.

Понятно, что в этой ситуации бизнесмены боятся того, что в рамках ВТО Россия снизит часть таможенных пошлин и дешевые качественные товары хороших западных фирм хлынут на российский рынок. Российским компаниям с такой системой закупок конкуренция с Западом страшна заведомым проигрышем.

На Западе же, особенно в крупных компаниях, система закупок совершенно другая. Она централизованна, едина, в ней работают десятки отличных специалистов, каждый из которых обязан выбрать самого оптимального поставщика. По сути, в каждой компании есть управление системой снабжения. А отделы закупок, которые существуют в российских реалиях, являются лишь небольшим сегментом отдела закупок вообще.

Западная система закупок также подразумевает, что крупные и средние компании стараются как можно больше своих функций отдать на аутсорсинг. Российские компании аутсорсинга опасаются. Даже в высококонкурентных отраслях, таких как логистика и перевозки, доля аутсорсинга составляет пока около 30%, в то время как на Западе — 50—60%. Если же говорить в абсолютных цифрах, то разница между российскими и западными компаниями существенна. Например, из каждых 100 долларов, уплаченных компанией “Данон” (исключая налоги), 95% приходятся на выплату контрагентам! В менее зависящих от себестоимости продукции компаниях, например, нефтегазового сектора, эта цифра пониже. Так, в компании ВР она составляет 80%. В лучшей по этому показателю российской компании — ТНК-ВР — этот показатель составляет 55%.

В ТНК-ВР на аутсорсинг был выведен целый спектр услуг — от мытья офисов до бурения скважин, у компании тысячи контрагентов. Компания ежегодно тратила на закупки несколько миллиардов долларов, в 2013 году на закупки — 7,5 млрд долл., из них 6 млрд — на услуги. Именно эта компания одной из первых на российском рынке выстроила комплексную прозрачную систему управления закупками товаров и услуг для нужд компании.

Подрядчики выбираются на конкурсах и тендерах. При этом компания смотрела не только на стоимость продукции, а заключала контракты с теми организациями, которые предлагали наиболее выгодные условия и с требованиями, предъявляемыми к качеству поставляемого товара. Система контрактования и предквалификации подрядчиков и контрагентов у нефтяников сложилась простой и прозрачной, доступной. Что немаловажно, здесь не было ни одного человека, который много лет покупал бы одну и ту же услугу у одной и той же компании, а значит, не было никаких личных связей. Отметим, что иностранные бизнесмены, которые отвечали на вопросы РСПП, именно выстроенность всех процессов на личных связях назвали одной из проблем ведения бизнеса в нашей стране.

При этом в ТНК-ВР прекрасно понимали, что сразу же не получить подрядчиков и контрагентов, которые бы в России работали по западным стандартам. Поэтому компания постоянно развивала своих контрагентов, проводила их обучение, рассказывала о программах контрактования, вводила формы общения, существенно увеличивающие доверие контрагентов. Например, стали публиковать на внешнем сайте списки всех предквалифицированных контрагентов. А через систему конфликтных комиссий любой контрагент может отправить жалобу на действия любого должностного лица, принимающего решения по тендерам.

Теперь в компании внедряется система выбора подрядчика на электронных торгах: контрагенты и подрядчики освобождены, таким образом, от лишней волокиты: конверты с конкурсной документаций не надо посылать обычной почтой. Плюс в практику вводятся так называемые “ценовые коридоры”, которые определяют среднюю стоимость контракта в зависимости от вида выполненных работ и региона. Специалисты службы снабжения компании готовы применить в своей практике и систему привлечения комплексных подрядчиков, способных реализовывать проекты от проектирования до монтажа — EPC.

Все эти нововведения вместе с уже имеющимися формами общения стимулируют к развитию подрядчиков и контрагентов компании. Все они прекрасно понимают, что нефтесервисный рынок сейчас один из самых перспективных, и терять позиции никому не хочется. Поэтому и самим компаниям приходится меняться, снижать затраты, улучшать качество своих товаров и услуг, выдерживать сложную конкуренцию. Если к этому добавляются и поддержка власти, то выигрывает и регион. Так, например, в Тюменской области региональные власти, заинтересованные в том, чтобы именно тюменские подрядчики работали с ТНК-ВР, поддержали стремление компании внедрить жесткие стандарты по отношению к контрагентам.

Сами подрядчики такие изменения только приветствуют, они понимают, это им во благо. “Активная работа нашей компании по реализации мероприятий, направленных на выполнение стандартов ТНК-ВР, а также жесткий контроль затрат, оптимизация бизнес-процессов, в том числе организационной структуры общества, создали предпосылки для динамичного развития компании “Югсон-Сервис”. Таким образом, компания еще до начала вступления России в ВТО взяла курс на повышение эффективности и устранение экономических дисбалансов, что позволило избежать временных мер в переходный период и сконцентрировать командные усилия менеджмента на самом главном — обеспечении стабильных операционных денежных потоков, превышающих текущие финансовые обязательства, аккумулировании денежного потока под будущие обязательства. Сегодня мы не только уверенно себя чувствуем на региональном рынке, но готовы к работе в других регионах”, — отмечаеткоммерческий директор компании “Югсон-Сервис” (Тюмень) Михаил КИРЕЕВ (подрядчик ТНК-ВР).

Проще говоря, нефтяная компания, решая свои собственные задачи, еще и передает опыт своим подрядчикам и контрагентам, готовит их работать по внятным международным правилам с другими компаниями. И когда на рынок придут западные компании, российские, обладая фундаментальным опытом управления издержками, с хорошей продукцией, с наработанным опытом работы, окажутся куда более востребованы рынком.

Станислав ЧИСТОВ, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.