Авторынок: Рост продаж планируется в премиум-сегменте

08.04.2013
Просмотров: 2979

По окончании сезона зимних распродаж о планах увеличить производство автомобилей заявили только производители премиум-сегмента.

По окончании сезона зимних распродаж о планах увеличить производство автомобилей заявили только производители премиум-сегмента. Рост продаж планируется и на практически остановившемся российском рынке, и на падающем европейском. Что же касается демократичных автомобилей, которые по законам кризиса должны бы сохранить свои позиции, то здесь скорее можно говорить об отрицательной динамике, пишет газета "Биржа+АВТО".

В 2012 году сегмент «премиум» на российском рынке увеличился на 63,5% по сравнению с 2008 годом. Традиционные лидеры — Audi (+103%), BMW (+92%) и Mercedes-Benz (+116%) — в 2012 году увеличили свою долю вдвое. При этом общий объем премиум-сегмента у нас по-прежнему ниже, чем в Европе. И это одна из причин, по которой он еще будет расти. По данным АА «Автостат», BMW и Mercedes-Benz в России в 2012 году имели по 1,3% рынка, а в Европе — 6,4% и 5,3% соответственно, при том что в Германии они занимают более 10% каждый. У Audi соотношение такое же: рыночная доля бренда в Европе в четыре раза больше, чем у нас.

Вторая предпосылка к росту премиум-сегмента в России — пока еще лояльная система налогообложения, позволяющая относительно дешево эксплуатировать дорогие машины. Но даже если налог на роскошь будет введен, ценовому сегменту до 5 миллионов рублей это ничем не угрожает.

Похожая ситуация наблюдается и в кризисной Европе: продажи премиум-марок почти не сократились, а в некоторых случаях даже выросли. А вот к массовым брендам интерес небольшой: продажи PSA Peugeot Citroёn, Renault Group, General Motors (Opel) и Fiat в прошлом году упали на 12–15%.

Растущий «премиум»

Весной производители, работающие в премиум-сегменте, сделали несколько заявлений не только о намерении увеличить продажи, но и об инвестициях в расширение производства. «Ауди» на предприятии в немецком Неккарзульме весной дополнительно вводит 12 рабочих смен, чтобы увеличить объемы и удовлетворить растущий спрос на модели A6 и A7. При этом за первые два с половиной месяца 2013 года на заводе было собрано на 2600 автомобилей больше, чем планировалось. А на май запланировано возобновление сборки Audi в России, на заводе в Калуге: это будут модели Q5, Q7, A7, а также A6 и A8, которые предназначены прежде всего для госзакупок. Кроме этого, на российский рынок выводятся новое поколение хэтчбека A3 и гибридная версия седана A8 с начальной стоимостью 4,05 млн рублей. В планах — расширение линейки «премиальных» автомобилей.

Роста продаж в нашей стране в 2013 году ожидает и Porsche. По словам гендиректора Porsche в России Томаса Штэрцеля, которые цитирует «Газета.ру», компания планирует удержать уровень продаж января-февраля — плюс 31% — до конца 2013 года. Это меньше, чем в 2012 году, когда машин было продано на 64% больше (3613 штук), но больше, чем рост мировых продаж компании в 2012 году (22%). Также в планах Porsche на 2013 год — увеличение в 1,5 раза количества дилерских центров. Сейчас их в России 21.

Из-за высокого спроса инвестировать в 2013-м в производство планирует BMW. Концерн заявил о запуске одиннадцати новых моделей только в этом году. А по итогам года компания намерена установить новый рекорд по объему мировых продаж, сообщил генеральный директор BMW Норберт Райтхофер, слова которого приводит «Интерфакс». Прошлогодний рекорд — 1 млн 845 тыс. автомобилей BMW, Mini и Rolls-Royce, на 11% больше, чем в 2011-м, — помог концерну сохранить лидерство в премиум-классе, обогнав Audi и Daimler. Основной объем продаж пришелся на Европу, где компания смогла продать 894 812 автомобилей. Но из‑за сложной экономической ситуации рост составил только 0,8%. В России в 2012 году было продано 40 144 автомобиля, и это на 33,1% больше, чем годом ранее.

Увеличить продажи на падающем европейском рынке планирует и Toyota. Как сообщил в интервью агентству «Автостат» вице-президент компании «Тойота Мотор Европа» по развитию модельного ряда Алэн Уйттенхофен, в 2013 году компания надеется продать в Европе, включая Россию, примерно 850 тысяч автомобилей Toyota и Lexus. Продажи этих марок будут расти, несмотря на то что продажи на европейском рынке в целом снизятся на один миллион штук, ожидают в компании.

Падающий демократичный

Представители низших сегментов автопрома об увеличении мощностей не заявляли. Скорее наоборот: в этом году в России уже появились первые заявления о сокращении производства. Из‑за падения спроса о сокращении трех полных рабочих дней в марте-апреле заявил «GM-АвтоВАЗ». В дальнейшем план производства будет корректироваться в зависимости от ситуации на рынке. И это при том, что планы на 2013 год по выпуску Chevrolet Niva и без того на 0,8% меньше, чем в 2012-м.

Аналогичная ситуация и с моделями других марок: их продажи скорее падают, чем растут. Лидер последнего времени Hyundai Solaris потерял 4%, Kia New Rio — добавила, но лишь 3%. На 2% увеличил продажи «АвтоВАЗ», но ситуация по моделям говорит скорее о снижении покупательского интереса. Если продажи Lada Granta выросли почти в два раза (до 22 796 автомобилей), то Lada Kalina потеряла 21% (13 167), а Lada Priora — 42% (10 183).

Учитывая, что российский рынок почти прекратил рост, а европейский падает, планы компаний по производству и продажам в демократичном ценовом сегменте остаются в рамках ситуации. Исключение составляют разве что SEAT и Skoda.

SEAT, продавший в прошлом году 320 тысяч автомобилей, в этом году планирует продать миллион. Это даст компании шансы получить инвестиции на расширение производства от Volkswagen Group. Увеличивать продажи планируется в основном за счет нового Leon SC, представленного на автосалоне в Женеве.

Skoda 2013 год начала с падения мировых продаж на 7,4% в январе-феврале. Тем не менее ситуацию планируется исправить за счет увеличения географии продаж и самого масштабного расширения модельного ряда за всю историю марки. В 2013 году производитель обещает восемь абсолютно новых и обновленных моделей. Среди них Octavia Combi 4х4, Octavia RS и газовая Octavia CNG. Новая Octavia в Чехии уже запущена в производство, весной оно начнется в Китае, а летом — в России. Еще одно производство — Skoda Rapid — в марте было запущено на Украине для местного рынка.

Неоднозначно складывается ситуация с японскими автомобилями. Из‑за ситуации на рынке несколько раз в наступившем году останавливал производство в Санкт-Петербурге Nissan, потерявший за январь-февраль в России 12% продаж (до 22 051 штуки). На 18% упали продажи лидера мирового автопрома Toyotа (до 16 841). Два других японских концерна, обновившие в прошлом году модельный ряд, напротив, закончили первые два месяца этого года с положительной динамикой: Mitsubishi показал рост на 33% (10 021), а Honda — на 110% (2824).

Но в перспективе на японский автопром будет играть падающий уже не первый месяц курс иены к доллару. Российский потребитель имеет шансы это ощутить, покупая автомобили, произведенные в Японии. Как прокомментировал агентству Bloomberg главный исполнительный директор компании Ford Motor Co Алан Мулалли, уменьшение стоимости иены делает продукцию японских компаний дешевле на внешнем рынке, что дает дополнительные возможности конкурировать по цене и по рекламным возможностям. Но эта ситуация крайне невыгодна для компаний, представляющих другие рынки, в том числе американский. Компании Ford, General Motors, Chrysler Group LLC уже испытывают трудности в связи с усилением рыночного положения японских конкурентов в Америке.

С середины ноября 2012 года, по информации Bloomberg, иена упала по отношению к доллару на 15%. Японские власти, борясь с перепроизводством ослаблением курса национальной валюты, намерены таким образом возродить экспортно-ориентированный характер экономики страны. До этого высокая по отношению к доллару иена вынуждала производителей перемещать мощности за пределы страны, что сделал, например, Nissan. А Toyota в 2010 году планировала прекратить к 2013 году экспорт Corolla, открыв ее производство в России. Но решение тогда принято не было. И, судя по всему, уже не будет. Ослабляя иену, японцы планируют усиливать производства на своей территории. К примеру, Honda уже объявила о намерении построить завод у себя на родине — первое автомобильное производство за последние 50 лет.

Ольга Панова, Биржа+АВТО, фото: Олег Тимирязев

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.