«Правила движения» за границей

08.04.2013
Просмотров: 3934

Каковы особенности сотрудничества между Россией и Германией и на что надо обратить внимание при заключении договора?

О том, каковы особенности сотрудничества между Россией и Германией и на что надо обратить внимание при заключении договора журналу "Бизнес-Клуб" рассказывают Бильгеис Мамедова, старший юрист компании «Байтен Буркхардт» и Андреас Штайнингер, советник компании «Байтен Буркхардт» в Москве, профессор экономического права в Высшей школе г. Висмара, доктор юридических наук.

Часто сделки и отношения с иностранными партнерами рушатся не из-за форс-мажоров и глобальных неприятностей, а из-за банальных мелких недопониманий. Мы постараемся на примере Германии отметить те аспекты внешнеэкономических сделок, на которые стороны смотрят по-разному чаще всего.

Главное отличие в подходе к бизнесу в Германии и России – в структуре экономики. В России ведущее положение на рынке традиционно занимают крупные компании. В Германии 76% оборота страны делает малый и средний бизнес. Даже если Mercedes-Benz или Volkswagen обанкротятся, это не станет катастрофой. Поэтому привычное для России положение, когда более крупный партнер диктует условия, немцы не примут и не поймут.

Разнится и само понятие «крупный бизнес». Компании с небольшой по российским меркам численностью сотрудников в Германии вполне могут быть лидерами рынка. Причем компаний действительно много, никаких монополистов нет.

В России принято проверять те фирмы, с которыми компания хочет наладить партнерские отношения. Часто приходится «обжигаться» на мошенниках, поэтому практика, когда от будущих партнеров требуют учредительные документы (хотя бы просто убедиться, что компания существует), для страны нормальна. Но немцы могут напрячься. В Германии информация о компаниях находится в открытом доступе в самых разных источниках (в союзах и объединениях, в земельном реестре и т. д.), откуда можно получить выписки. Все, что не обнародовано, скорее всего, является коммерческой тайной, которая не раскрывается даже государству, и ваши требования могут вызвать подозрения. Если документы необходимы вам для контролирующих органов, обязательно объясняйте это партнерам – они просто не в курсе.

В России на переговорах присутствует либо директор, либо хотя бы его зам. В Германии человек, представляющий компанию, может не являться ее сотрудником. Доверенное лицо предприятия – прокурист – имеет полномочия (прокуру) на совершение различных сделок. Однако право контроля за их ходом остается за собственником предприятия. Важно это иметь в виду, чтобы удостовериться в действительности сделки.

У немцев нет огромного количества норм обязательного технического регулирования, вроде бывших ГОСТов, к которым привыкли в России. Самое близкое к ГОСТу – стандарты DIN (Deutsches Institut für Normung – Немецкий институт по стандартизации), но их по желанию сторон можно исключить.

Огромное значение в Германии придается не только самому договору, но и заключенному перед этим соглашению о намерениях (в России оно носит скорее джентльменский характер), оно обязательно, а его несоблюдение может повлечь юридические последствия.

При заключении договора особое внимание уделите выбору права и суда, к которым стороны обратятся в случае разногласий. Естественно, каждому из партнеров понятнее и ближе законы собственной страны. Но выбор не ограничивается только российским или немецким правом, можете выбрать хоть швейцарское. Немецкой стороне мы часто советуем не бояться российского права, оно порой даже выгоднее. Для примера – в российском ГК есть раздел о защите интеллектуальной собственности, а в немецком нет.

В экспортных соглашениях может быть применена Венская конвенция. Но имейте в виду, что она в большей степени находится на стороне покупателя, а не продавца.

…И напоследок маленький языковой нюанс – российский арбитражный суд на английский язык часто переводят как arbitration, что в английском вообще-то обозначает «третейский суд». В результате может получиться, что стороны договорились о совершенно разных вещах, сами о том не подозревая. А казалось бы – мелочь…


Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.