ОДНако переборщили...

10.04.2013
Просмотров: 2344

Приходится констатировать, что многие федеральные законы и нормативные акты, определяющие отношения в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения, принимаются в сыром виде.

Приходится констатировать, что многие федеральные законы и нормативные акты, определяющие отношения в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения, принимаются в сыром виде. Так произошло и с вступлением в силу с 1 сентября прошлого года Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 354. С октября прошлого года гарантирующие поставщики электрической энергии включили в платежные документы плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН).

Источник: газета "Курс-Н"
 
После получения первых платежек с новой расходной строчкой нижегородцы начали жаловаться: в Управление федеральной антимонопольной службы, в Государственную жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор... Заявлений — тысячи, с каждым месяцем их все больше. На что жалуются нижегородцы? Не только на величину платы, но и неясность ее расчета.

На недавно состоявшейся пресс-конференции руководитель Нижегородского УФАС России Михаил ТЕОДОРОВИЧ проинформировал о проведенных проверках по поступившим заявлениям, а также анализе ситуации в других регионах страны.

Где зарыта собака?

— Специфика правоотношений, сложившихся в Нижегородской области, состоит в том, что в большинстве случаев расчет за потребление населением коммунальной услуги электроснабжения производят не исполнители коммунальных услуг, а непосредственно ресурсоснабжающие организации — гарантирующие поставщики.

Нижегородским УФАС России установлено, что при расчете платы за названную коммунальную услугу основным проблемным вопросом является определение площадей многоквартирных домов, помещений, входящих в его состав, в том числе относящихся к общему имуществу собственников.

Данные о площадях домов, относящихся к зоне ответственности гарантирующих поставщиков, получены ими от жилищных организаций — ТСЖ, домоуправляющих компаний. Домоуправляющие компании в своих пояснениях обращают внимание на то, что направленные ими данные могут быть устаревшими — более точными данными может располагать БТИ.

Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее сферу жилищных отношений, не возлагает на ресурсоснабжающие организации обязанности нести расходы по получению достоверной информации о площадях многоквартирных домов, необходимых для расчета платы за потребление ресурса на общедомовые нужды. Напротив, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществление в установленном порядке расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги является непосредственной обязанностью исполнителей коммунальных услуг — управляющих компаний, товариществ собственников жилья. Как указывают сами жилищные организации, достоверными сведениями о площадях многоквартирных домов они не располагают; необходимых мер для получения информации ими не предпринято.

Какие же данные по площадям являются наиболее правильными?
 
Нижегородское УФАС в начале 2013 года выборочно проанализировало данные о площадях по 12 многоквартирным домам Нижнего Новгорода. Информация была получена от гарантирующих поставщиков, в первую очередь ОАО “Нижегородская сбытовая компания”; домоуправляющих компаний Нижегородского, Советского, Сормовского, Московского, Канавинского районов и ООО “Наш дом”, а также БТИ (Нижегородский филиал ФГУП “Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ”).

Напомним, что величина жилых и нежилых площадей МКД используется в формуле расчета платы за потребление электрической энергии на ОДН.

В ходе анализа полученных данных управление пришло к следующим выводам:
из 12 многоквартирных домов только по 2 полностью совпадают данные по площадям из всех источников; по 10 МКД данные ДУКов не совпадают с данными БТИ не в пользу потребителей. Либо у ДУКа больше показатель площади помещений, входящих в состав общего имущества, либо у ДУКа занижена общая площадь всех жилых и нежилых помещений: показатель находится в знаменателе в формуле, поэтому его увеличение приводит к уменьшению объема электроэнергии на ОДН.
 
При таких обстоятельствах в результате бездействия жилищных организаций жители Нижегородской области остаются заложниками сложившейся ситуации и вынуждены оплачивать потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в неадекватных размерах, порой в несколько раз превышающих индивидуальное потребление. При этом в рассматриваемой ситуации гарантирующими поставщиками электрической энергии Нижегородской области требования антимонопольного законодательства не нарушены.

— Как известно, с начала января 2013 года вступило в силу постановление правительства Нижегородской области № 933, в котором указано, что при расчете нормативов потребления электрической энергии на ОДН не учитывались площади подвалов, технических подпольев, чердаков в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. При этом указанный нормативный акт имеет обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2012 года.

Согласно полученным данным, только в 5 МКД из 12 указанные технические площади не учитываются при расчете ОДН, то есть данные не изменяются. По остальным многоквартирным домам объем услуги электроснабжения на ОДН может существенно уменьшиться, в некоторых случаях более чем в 3 раза.

Помимо вопросов, связанных с достоверностью определения площадей многоквартирных домов в случае отсутствия коллективных приборов учета электрической энергии, возникает тема с обоснованностью нормативов потребления электроэнергии на ОДН. Норматив потребления электрической энергии на ОДН установлен постановлением правительства Нижегородской области и составляет от 0,71 до 6,52 кВт.ч в месяц на 1 кв. метр площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Дифференциация идет в зависимости от состава оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома. Согласно пояснениям региональной службы по тарифам Нижегородской области “при расчете объемов электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, использовались нормы расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства, утвержденные приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 № 283. С учетом положений данного приказа нормы расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды дифференцированы в зависимости от этажности многоквартирного дома”.

Но из положений действующих в настоящее время нормативных актов, в частности Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не следует, что норматив может быть дифференцирован по этажности домов. Исходя из пункта 37 названных Правил норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, в частности, осветительным установкам, силовому оборудованию лифтов, систем противопожарного оборудования и дымоудаления. Какого-либо математического, экономико-технического обоснования принятой правительством Нижегородской области дифференциации норматива потребления электрической энергии на ОДН, а разница нормативов более чем в 9 раз, найти не представляется возможным.

Михаил Теодорович также рассказал о результатах анализа ситуации в иных регионах РФ. Среди них Санкт-Петербург, Новосибирск, Ставрополь, Ростов. Владимир, Иваново, Киров, Кострома, Краснодар... По данным опрошенных территориальных УФАС, проблема остро не стоит, количество заявлений на конец прошлого года в пределах десяти. В Нижегородской области, напомним, их не одна тысяча.

— По результатам анализа полученной информации могут быть сделаны следующие предварительные выводы:
Первый. В отличие от Нижегородской области во всех опрошенных субъектах РФ, кроме Кировской области и Ставропольского края, расчеты с населением осуществляют исполнители коммунальных услуг — ДУКи, ТСЖ, а не ресурсоснабжающие организации.

Второй. Во всех опрошенных субъектах, кроме Новосибирской области, ситуация находится под контролем соответствующих структур региональных органов исполнительной власти, выполняющих функции координации, согласования деятельности всех сторон, участвующих в процессе снабжения населения коммунальными ресурсами.

Третий. Везде создана единая база, содержащая сведения, необходимые для осуществления расчетов платы за потребление энергоресурсов на ОДН, а также четкая регламентация порядка ее формирования, актуализации, обеспечения доступа к ее данным.
 
На что и куда жалуются нижегородцы

...в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области
 
По информации заместителя руководителя, начальника контрольно-аналитического отдела ГЖИ Михаила КУРЕНКОВА, нижегородцы чаще всего просят разобраться, откуда берутся такие цифры платы за ОДН. Но на сегодня Госжилинспекция данные заявления не рассматривает по простой причине: нет законных оснований — у инспекции нет полномочий по контролю за начислением платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

— Мы имеем право контролировать только сами процессы оказания жилищно-коммунальных услуг: их отсутствие, ненадлежащее качество и другие. До момента выхода соответствующего федерального документа все заявления по порядку за начислением платы на ОДН мы перенаправляем в Роспотребнадзор.
 
...в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области
 
— Многие заявители полагают, что они платят дважды за электроэнергию, — комментирует структуру жалоб начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина ЦВЕТКОВА. — Люди знают, что ранее стоимость электроэнергии на общедомовые нужды включалась в строчку “Содержание и текущий ремонт”.

С введением новой строчки “Плата за ОДН” просят разобраться, нет ли двойного взимания. Мы даем разъяснение, что размер платы за содержание и текущий ремонт может определяться собственниками на общем собрании жителей многоквартирного дома. Жители имеют право пойти в ДУК, ТСЖ и попросить калькуляцию этой платы и убедиться, включена ли туда стоимость электричества на ОДН. Но в большинстве случаев собственники не собираются и не принимают подобные решения, поэтому домоуправляющие компании пользуются той методикой, которую разработала городская администрация. Городская администрация заверила нас, что сейчас плата за электроэнергию на ОДН исключена из затрат на содержание и ремонт. Так что двойного взимания за один и тот же ресурс нет.

Мы рекомендуем всем нижегородцам быть более инициативными и самостоятельно интересоваться в ДУКах документами, определяющими плату за ЖКУ.

Много пишут о безучетном потреблении: заявители утверждают, что магазины, киоски, мини-маркеты, расположенные вблизи дома, запитаны от их дома. В большинстве случаев эта информация не подтверждается.
 
В последнее время нижегородцы спрашивают о правомерности выставления платы ресурсоснабжающими организациями. Потребители читают законы, знают, что такое право по закону у исполнителей коммунальных услуг — ДУКов и ТСЖ. Этим вопросом сейчас занимается прокуратура, которая потребует исполнения законов и понуждения управляющих компаний к заключению такого договора.

Управлять ситуацией
Большинство экспертов приходят к выводу о необходимости установки коллективных приборов учета, как это требует 261-ФЗ “Об энергосбережении...”.
Экспертное сообщество пришло к выводу о необходимости законодательной инициативы федерального уровня, направленной на разрешение дискутируемых вопросов, в частности, ускорение принятия решения о создании единой информационной базы, необходимой для осуществления надлежащего расчета платы за потребление электроэнергии, воды холодной и горячей, тепла на общедомовые нужды. Требуется и четкая регламентация порядка утверждения объективных нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, включая показатели, на основании которых осуществляется их дифференциация. Обсуждается и вопрос о возможности создания на региональном уровне административных механизмов воздействия на жилищные организации в целях побуждения исполнения требований федерального законодательства об установлении коллективных приборов учета энергоресурсов.
Вера КАЛИНЫЧЕВА, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.