Соевый бум

11.04.2013
Просмотров: 3511

Волшебные бобы или дешевая замена?

ЗАМЕНА: В современном мире происходит самый настоящий соевый бум. Многие страны, в том числе и Россия, столкнувшись с недостатком животных белков в рационе населения, вынуждены были признать, что эффективнее всего справиться с ситуацией помогут соевые продукты. Они имеют низкую себестоимость, но при этом содержат 48 % хорошо сбалансированного по аминокислотному

В США и ряде западных стран соевое молоко, сыр (тофу), творог, мясо и другие продукты давно не уступают по популярности пище животного происхождения. Они даже имеют более высокую стоимость, потому что считаются более здоровыми: как известно, соя в отличие от мяса не содержит холестерин, который является главной причиной атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.

В России же, хотя спрос на сою постоянно растет, культура ее потребления пока сформирована слабо. Отсутствие у населения достоверной информации и давление со стороны СМИ заставляют воспринимать соевые продукты как нечто дешевое, неполноценное и связанное с генномодифицированными организмами (ГМО).

РЫНОК ВНУТРЕННИЙ, ИМПОРТНЫЙ, ЭКСПОРТНЫЙ

Для внутреннего рынка сои в России 2011-2012 годы стали очень благоприятными. По данным ИА «АПК-Информ», в этот период был собран рекордный урожай, который превышает показатели всех предыдущих лет, - 1,76 млн тонн. В первую очередь это было достигнуто за счет увеличения посевных площадей, а также за счет благоприятных климатических условий.

Тем не менее, даже такой большой урожай по-прежнему не способен полностью покрыть внутренний спрос в стране. Потребление сои в этот период составило 2,55 млн тонн (годом ранее 2,11 млн тонн), и аналитики прогнозируют рост этих показателей.

Рост производства собственной сои позволил существенно сократить ее импорт. Этот факт имеет немалое значение, поскольку российская соя на данный момент является экологически чистым сырьем, а при производстве соевых продуктов в стране запрещено использование генной инженерии.

Российский рынок сои характеризуется следующими особенностями:

• с каждым годом растет число компаний, занимающихся производством соевых бобов, их переработкой и выпуском соевых продуктов питания;

• компании, занимавшиеся ранее только импортом зарубежной сои, постепенно переквалифицируются и открывают собственные производства;

• растет интерес к российской продукции со стороны иностранных трейдеров, которые заинтересованы в приобретении российской, не модифицированной генетически сои.

И все же, несмотря на бурное развитие, российские технологии все еще отстают от западных, что замедляет темпы роста производства соевых продуктов и расширение их ассортимента. Кроме того, производство бобов сильно разрознено и разбросано по территории страны. В основном выращиванием и переработкой сырья занимаются Дальневосточный регион (75,5 %), Центральный федеральный округ (22 %) и Южный федеральный округ (1,5 %), а на остальные регионы приходится только 1 % производства.

Как и прежде, основными импортерами соевых бобов на территорию России остаются Парагвай (72 %) и Аргентина (13 %). Остальные 15 % делят между собой Китай, США и некоторые другие страны.

Ростом производства и популяризацией соевых продуктов в России заинтересованы не только крупные компании, но и представители власти. Работая в этом направлении, Российский соевый союз (www.ros-soya.su) в 2010 году завершил семилетнюю программу «Развитие производства и глубокой переработки сои в России». Именно с реализацией этой программы многие аналитики склонны связывать позитивные изменения на отечественном соевом рынке за последние годы. В частности, в рамках проекта было построено пять крупных заводов по переработке сои и множество мелких предприятий.

ЗНАЧИМЫЕ ИГРОКИ

Российским лидером по переработке сои является компания «Техномол» (Лыткарино). Она специализируется на выпуске соевого масла, текстурата, муки. За счет этого производителя покрывается порядка 10 % потребностей российского рынка. Кроме того, «Техномол» является дистрибьютором крупнейшей мировой компании АДМ.

Лидером в области производства шрота является компания ОАО «Иркутский МЖК». В производстве соевого масла лидирующие позиции занимает ОАО МЖК «Хабаровский». Из иностранных производителей на российском рынке более всего представлена продукция компаний PTI (США) и ADM (США).

Среди готовых соевых брендов популярны бельгийская Alpro soya, а также российские «Флора», «Боб и соя», «Алев», «Бобовый король» и «Золотой боб». Эти лидеры прочно заняли рынок, не успевший даже толком сформироваться.

СТРУКТУРА РЫНКА

Эксперты делят весь рынок соевых продуктов на потребительский и промышленный (пищевая промышленность). Потребительский рынок в этой структуре занимает всего 20 %, в то время как применение сои при производстве различных продуктов питания составляет 80 %. Львиная доля приходится на мясоперерабатывающий сегмент. Сою широко используют для изготовления колбас и других мясных полуфабрикатов.

Весь рынок соевой продукции можно разделить на три основных сегмента: рынок соевых бобов; рынок продуктов переработки (изолят, концентрат, соевое масло и мука) и рынок готовых соевых продуктов (молоко, творог, сыр тофу, соевое мясо или текстурированная соя).

За последние пять лет потребление сои увеличилось втрое. Оно примерно распределилось равномерно по территории всей России и не имеет географической зависимости. В основном приобретение соевых продуктов связано со следующими факторами:

• многие люди приобретают соевые продукты питания из-за их низкой стоимости: соевое мясо стоит вдвое дешевле животного;

• продажа «чистых» соевых продуктов резко возрастает во время православных постов, особенно во время рождественского. Некоторые производители даже утверждают, что они живут от поста к посту, который в нашей стране, согласно опросу, строго соблюдает 3 % населения и частично соблюдают 13 %. В эти дни продажи могут увеличиваться в десятки и более раз;

• большим спросом соевые продукты пользуются среди вегетарианцев.

В России, как и во многих других странах, среди ограниченных групп населения существует вегетарианская культура, основанная на потреблении соевых продуктов;

• на фоне сохраняющегося всеобщего недоверия в России все же появляется прослойка потребителей, отдающих предпочтение сое как элементу здорового питания;

• многие исследователи считают, что для 35 % населения страны переход на соевое питание необходим в соответствии с медицинскими показаниями. Однако эта идея еще не нашла широкого отклика со стороны общественности.

(По данным http://puti-uspeha.ru/izobreteniya/patent-na-izobretenie/722-biznes-plan...)

Интересное социологическое исследование проведено агентством Packaged Facts. В ходе него выяснилось, что:

• трое из пяти потребителей уверены, что соя помогает бороться с избыточной массой тела;

• 18 % людей, считают, что главным преимуществом соевых продуктов является отсутствие в них жиров;

• 17 % признают сою полноценным белковым питательным продуктом;

• 16 % выбирают сою из-за ее благотворного воздействия на сердце и сосуды;

• 11 % опрошенных привлекает отсутствие в сое холестерина;

Одновременно многие люди настороженно относятся к соевым продуктам, подозревая, что они являются генетически модифицированными.

(По данным http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12002.html)

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Можно смело сказать, что российский рынок сои – это во многом рынок соевого мяса. Именно оно наиболее востребовано на потребительском рынке. По данным крупных розничных сетей, 80 % продаж сои обеспечивается как раз за счет аналогов мяса, мясных продуктов и полуфабрикатов с добавлением сои. Причем население толкают на такие предпочтения две основных причины: более низкая стоимость соевого мяса и приверженность к здоровому образу жизни.

Потребители предпочитают соевое мясо с традиционными вкусовыми добавками – курицы, грибов и бекона. Популярны небольшие упаковки весом около ста граммов.

Продажа соевого молока, творога и йогурта составляет около 16 % выручки от продажи сои в розничных сетях. Такой относительно низкий показатель связан с двумя основными причинами. Во-первых, соевые молочные продукты обладают непривычным вкусом, а российский потребитель привык к традиционным продуктам животного происхождения.

Во-вторых, сказываются низкая информированность населения о соевых продуктах и опасения по поводу ГМО.

Между тем, соевое молоко не только обладает всеми качествами коровьего, но и способствует снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии и некоторых болезней пищеварительной системы.

Соевое масло – продукт, спрос на который в России отличается крайней нестабильностью. Для отечественного потребителя более привычно обычное подсолнечное масло. Кроме того, у соевого масла есть солидные конкуренты: кукурузные и оливковые масла.

К экзотическим, менее всего востребованным российскими потребителями видам соевых продуктов, стоит отнести соевый сыр – тофу, окара (соевая пульпа, получаемая при изготовлении соевого молока), соевая спаржа, салат из проросшей сои. Они составляют ничтожную долю рынка и в основном представлены в заведениях общепита с восточной кухней. Впрочем, их популярность также склонна к росту.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Российский рынок соевой продукции сейчас находится на этапе развития и имеет большие перспективы.

2. Культура потребления сои в современном российском обществе развита недостаточно. В этих условиях большое значение приобретают просветительская работа, разъяснение потребителям полезных качеств сои и ее непричастности к ГМО.

3. В качестве важных каналов связи с потребителями перспективны СМИ, представители здравоохранения, учреждения общественного питания, особенно представляющие азиатскую кухню.

4. Имеется четкая тенденция к сокращению импорта сои на территорию России и увеличению производства собственных соевых продуктов. Более того, вполне вероятен рост экспорта российской сои в ближайшие годы.

5. С ростом производства и появлением новых технологий неизбежно будет расти доля соевых продуктов, содержащих ГМО. Поэтому необходима работа с потребителями, направленная на их моральную готовность к покупке генетически модифицированной сои. Соответствующий ярлычок на упаковке не должен вызывать опасений.

6. Имеются хорошие перспективы для налаживания долгосрочных поставок сои из России за границу.

Артем КАБАНОВ, статья была опубликована в журнале «Продвижение продовольствия. Prod&Prod» № 1 за 2013 год

Источник: Prod&Prod, журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.