Высокий запуск. Попытка номер next

16.04.2013
Просмотров: 2591

Нижегородский автогигант ГАЗ, традиционно обласканный вниманием и финансовой помощью властей, пригласил на запуск нового продукта «Газель Next» Дмитрия Медведева.

Нижегородский автогигант ГАЗ, традиционно обласканный вниманием и финансовой помощью властей, пригласил на запуск нового продукта «Газель Next» Дмитрия Медведева. Насколько высокое присутствие поспособствует коммерческому успеху автомобиля на рынке LCV, покажет время. Эксперты утверждают, что у «Газели Next» есть шансы не повторить судьбу Volga Siber, которую запускал в мир сам Владимир Путин. Иначе первые лица могут перестать посещать премьеры ГАЗа.

Горьковский автозавод уже привык к частым визитам высоких гостей. Запуск производства нового семейства легких коммерческих автомобилей (LCV) — «Газель Next» — тоже не обошелся без визита первых лиц государства.
Для участия в церемонии в Нижний Новгород приехал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Поможет ли «благословение» высокого лица удержать долю «Газелей» на российском рынке LCV,
неизвестно. Однако приезд в 2008 году к запуску производства Volga Siber тогдашнего премьер-министра Владимира Путина не помог в продвижении автомобиля в массы.

Пять миллиардов на новое поколение

На прошлой неделе на Горьковском автомобильном заводе «Группы ГАЗ» стартовало серийное производство автомобилей нового поколения «Газель Next». Официальный старт выпуску автомобиля дал глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. По его мнению, новая модель займет свое место на рынке. «ГАЗ всегда был одним из флагманов российского автопрома, и я абсолютно уверен, он им и останется. Более 300 модификаций автомобилей, широкий спектр грузоподъемности — это сегодня впечатляет. Сегодня продукция ГАЗа востребована самыми разными категориями потребителей: малый и средний бизнес, коммунальные службы, экстренные службы, силовые структуры», — сказал Медведев.

Производство автомобиля «Газель Next» стартовало с бортовой модели со стандартным и удлиненным вариантами платформ. В дальнейшем на основе базовой модели будет создана полная линейка коммерческой техники полной массой от 2,8 до 5 тонн, в том числе грузопассажирские модификации с двухрядной кабиной, каркасные автобусы на 19 мест, цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, а также более 100 модификаций спецтехники.

В конструкции «Газели Next» используются узлы и детали от ведущих мировых производителей: дизельный двигатель Cummins, рулевое управление ZF, амортизаторы Mando, сайлентблоки Anvis, элементы тормозной системы Bosch и Mando, регулируемая рулевая колонка CSA Castellon, сцепление Sachs, ремни безопасности Takata, климатическая система Delphi, сиденье водителя Isringhausen.

Объем инвестиций в проект составил 5 млрд руб. В 2013 году прогнозируется выпуск 22 тыс. автомобилей, стоимость «Газели Next» в базовой комплектации — 700 тыс. руб. Ранее сообщалось, что «Группа ГАЗ» планирует произвести в 2013 году 105 тыс. легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей, в том числе 25 тыс. автомобилей «Газель Next».

Из истории высоких «благословений»

Традиция запуска новых продуктов на ГАЗе с участием первых лиц государства не нова. В ноябре 2011 года, когда Горьковский автозавод начал крупноузловую сборку автомобилей Skoda Yeti, новое производство осмотрели Президент РФ Дмитрий Медведев и Премьер-министр РФ Владимир Путин.

Накануне запуска легкового автомобиля Volga Siber на Горьковском автозаводе в июле 2008 года новый производственный комплекс ГАЗа посетил тогда Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Премьер-министр провел тест-драйв нового автомобиля. Тогда он отметил, что автомобиль современный и, судя по большому дорожному просвету, хорошо подойдет для российских условий. Однако «благословение» высокого лица не дало ожидаемого результата: в 2010 году выпуск этих автомобилей прекратился. Проекту, запущенному в разгар мирового финансового кризиса, не повезло, несмотря на значительную поддержку от государства. И «Группа ГАЗ» начала активно работать с иностранными автопроизводителями по заключению соглашений о производстве на площадях Горьковского автозавода. 6 декабря 2012 года открылось производство полного цикла автомобилей Skoda Yeti, организованного в рамках сотрудничества «Группы ГАЗ» и компании Volkswagen Group Rus. А 5 февраля на Горьковском автозаводе состоялось открытие производства полного цикла автомобилей Chevrolet Aveo — результат сотрудничества с General Motors.

Также Владимир Путин, будучи премьер-министром, посещал
Горьковский автозавод в декабре 2010 года, когда концерн Daimler AG и «Группа ГАЗ» подписали соглашение об организации в России контрактной сборки легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter.

Про кредиты и субсидии

Федеральные и областные власти всегда с особым трепетом относились к нижегородскому автогиганту и не оставляли «Группу ГАЗ» в трудную минуту, предоставляя субсидии и кредиты.

Благодаря господдержке в марте 2010 года «Группа ГАЗ» смогла реструктуризировать задолженность перед банками на общую сумму 39,3 млрд руб. Автогигант заключил кредитные договоры с банками на пять лет с отсрочкой выплаты основного долга на два года и отсрочкой выплаты по процентам на шесть месяцев. Агентом по кредиту и организатором синдиката банков-кредиторов группы выступил Сбербанк России, агентом по документации стал Райффайзенбанк.

Госгарантии, полученные «Группой ГАЗ» в феврале 2010 года, составили около 20 млрд руб. Государственными гарантиями было обеспечено 50% кредита, оставшаяся часть долга была обеспечена залогом компании.

Реструктуризация задолженности «Группы ГАЗ» проводилась при участии Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

В конце 2011 года «Группа ГАЗ» получила кредит от государственного банка ВТБ в размере 38 млрд руб. для рефинансирования долга перед синдикатом банков, что дало компании возможность оптимизировать свою долговую нагрузку. А в феврале 2013 года ВТБ и «Группа ГАЗ» заключили соглашения об открытии пяти кредитных линий с общим лимитом 6 млрд руб.

Поддержку ГАЗу оказывали и местные власти. Так, в период реализации федеральной программы автоутилизации правительство Нижегородской области дополнительно к федеральной скидке в 50 тыс. руб. сначала прибавляло свою скидку в 50 тыс. руб. при покупке автомобиля, произведенного на территории Нижегородской области. Затем власти области увеличили свою скидку до 100 тыс. руб.

Аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян говорит, что власти так относятся ко всем стратегическим предприятиям: вспомнить историю про тот же «АвтоВАЗ», которому было выделено одной только госпомощи на сумму около 100 млрд руб.

Нижегородская симпатия

Нижегородцы всегда позитивно относились к своей «Газели» и единодушны в оценках перспектив ее развития.

Председатель Ассоциации защиты интересов малого бизнеса (Нижний Новгород) Ирина Борисова считает, что спрос на «Газели» среди предпринимателей не падает: по цене машина более доступна, чем иностранный аналог, а в случае поломки автомобиля не надо долго ждать поставку комплектующих. Выпуск обновленной «Газели» только увеличит спрос на этот автомобиль, полагает она.

Глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин сообщил, что городские власти рассматривают возможность использования одной из модификаций «Газели Next» в качестве маршрутных такси. «Мне особенно понравился автобус на 18 посадочных мест — большие окна, удобные кресла. Думаю, что в ближайшее время нижегородцы сумеют по достоинству оценить эту модель на городских маршрутах», — сказал он.

Коммерческий директор нижегородской фирмы «ТСС» (дилер ГАЗа) Олег Космачев говорит, что «Газель Next» будет востребована на рынке и выдержит конкуренцию с LCV иностранного производства. «Строго говоря, у нее нет конкурентов, которые серьезно повлияли бы на спрос. Представители бизнеса, занимающиеся грузоперевозками, заинтересованы в ее приобретении. Аналоги «Газели» стоят как минимум на 30% дороже», — констатирует Космачев. По его словам, «Газель» является лидером продаж и занимает 50% российского рынка в сегменте LCV, 70% — в сегменте бортовых автомобилей. «Преимущества «Газелей» — это стоимость и технические характеристики. Клиент также выигрывает за счет «стоимости владения», — говорит дилер.

Однако в марте 2013 года, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи коммерческих автомобилей марки «ГАЗ» упали на 2% по сравнению с мартом 2012 года и составили 6,829 тыс. штук.

Сам производитель отмечает, что его новый продукт весьма конкурентоспособен. «Цена «Газели Next» на 30 и более процентов ниже цены иномарок аналогичной грузоподъемности. У поколения Next лучше условия гарантии, ниже стоимость технического обслуживания (на 40–50% по сравнению с европейскими конкурентами), в разы ниже стоимость расходных материалов и большинства запасных частей. Сервисная сеть ГАЗа и сеть по реализации запасных частей не имеют аналогов среди иностранных марок. В итоге по стоимости владения ГАЗ далеко опережает иностранные бренды. Важнейшим преимуществом «Газели Next» является адаптированность автомобиля под российские условия эксплуатации», — сообщает пресс-служба «Группы ГАЗ».

Московский взгляд

Аналитики более сдержанны в оценке «Газелей», отмечая, что отечественный автомобиль все больше уступает иностранным аналогам, но соглашаются, что с запуском новой модификации спрос на автомобиль повысится.

Аналитик АА «Автостат» Алексей Муханов говорит, что по итогам
2012 года на «Газель» пришлось 35,78% продаж легкой коммерческой техники на российском рынке (в штуках). По сравнению с 2011 годом этот показатель снизился на 1,07%. Аналогичная ситуация наблюдалась и годом ранее, когда доля продукции Горьковского завода сократилась на 1,97%. «Снижение рыночной доли «Газели» связано с тем, что все больше покупателей отдают предпочтение продукции иностранных марок, в первую очередь это продукт бейдж-инжиниринга Citroen Jumper/Fiat Ducato/Peugeot Boxer, а также Ford Transit, Volkswagen Crafter и Mercedes-Benz Sprinter. При этом сокращается доля продаж фургонов и микроавтобусов «Газель», в то время как спрос на бортовые автомобили, на которые приходится более 70% продаж, остается стабильным. В структуре продаж иностранной техники ситуация обратная, предпочтение бортовой платформе отдают не более 10% покупателей. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что на российском рынке сохраняется потребность в недорогом, надежном и ремонтопригодном грузовом автомобиле, каким и является «Газель», — констатирует Муханов.

Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский соглашается, что в сегменте LCV ГАЗ ощущает конкуренцию со стороны иностранных производителей. Его оценка доли ГАЗа на этом рынке несколько иная: 51,6% в 2011 году и в 47,5–48% в 2012 году (также в штуках). «Падение доли связано с целым рядом факторов, среди которых моральное устаревание моделей, эффективная маркетинговая и сервисная политика конкурентов, низкая надежность», — поясняет Воскресенский.

По мнению эксперта, в ближайшее время снижение доли компании вполне может прекратиться: ГАЗ проводит модернизацию модельного ряда. Основными направлениями модернизации являются увеличение комфорта, повышение надежности и экономичности. По словам Воскресенского, проект «Газель Next» при удачной реализации может составить конкуренцию более дорогим коммерческим автомобилям Ford, Fiat и Peugeot, особенно на региональных рынках.

Муханов добавляет, что с учетом заявленной цены базовая версия «Газель Next» дешевле своих конкурентов более чем на 200 тыс. руб., что является существенным конкурентным преимуществом. Также уже анонсировано производство «Газель Next» в виде маршрутного такси, а значит, продукция ГАЗа сможет вернуть себе позиции на рынке пассажироперевозок. «При сохранении конкурентоспособной цены, в случае отсутствия серьезных проблем с качеством, «Группе ГАЗ» удастся удержать долю, занимаемую на российском рынке легкой коммерческой техники», — считает аналитик.

Олег Абелев, Глава аналитического отдела УК «Риком-Траст»

Среди иностранных производителей LCV наибольший рост по показателю продаж в 2012 году продемонстрировали Ford (рост на 44%), Volkswagen (+12,4%) и Peugeot (+3,7%). В условиях мощной конкуренции ГАЗу будет крайне непросто увеличивать темпы продаж. Настрой на 2013 год у иностранных производителей на российском рынке весьма агрессивный: и Ford Sollers, и Fiat, и Volkswagen готовят проекты в сегменте LCV. Уже сейчас на площадке бывшего московского автомобильного завода «ЗиЛ» планирует начать локализацию производства легких коммерческих автомобилей Hyundai. В силу вышеперечисленных причин ГАЗ принял решение о запуске новой модификации в модельном ряду LCV — «Газель Next». Компания понимает, что теперь необходимо предлагать покупателю не просто автомобиль, а комплексное бизнес-решение его задач.

Нарек Авакян, Аналитик финансовой компании AForex

Общий рынок LCV автомобилей в России оценивается примерно в 190–200 тыс. штук в год, в денежном выражении это порядка 180–200 млрд руб. Около половины этого рынка (90 тыс. автомобилей) принадлежит «Группе ГАЗ». Следом идут автомобили УАЗ (почти 30 тыс. автомобилей). Доля собственно самого ГАЗа на рынке держится довольно стабильно возле 50%, и пока что компания прочно удерживает за собой лидерство в этом сегменте. Выпуск новой модели «Газели» призван увеличить модельный ряд компании в сегменте коммерческих авто и увеличить возможность выбора для потребителей. Однако одно только введение новых моделей не приведет к росту денежного оборота и не сможет оказать поддержку в удержании лидерства, многое будет зависеть и от качества маркетинга новой продукции на рынке.

Екатерина Чичурина, Биржа № 14 от 16 Апреля 2013

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.