Продуктовый ритейл толстеет на постной диете

18.04.2013
Просмотров: 2449

Семь недель Великого поста стали полноценным сезонным фактором, влияющим на рынок продуктовой розницы.

Семь недель Великого поста стали полноценным сезонным фактором, влияющим на рынок продуктовой розницы. Ритейлеры и эксперты отмечают скачок спроса на постную продукцию, при этом ощутимого снижения реализации мяса и молока не наблюдается. Специальные акции позволяют торговым сетям зарабатывать на изменении гастрономических предпочтений покупателей.

Жители России стали серьезнее относиться к православным традициям, и число соблюдающих правила поста увеличивается с каждым годом. Пока россияне придерживаются прежде всего соответствующих норм питания. Следовательно, в постные дни выручка продуктового ритейла меняется.

Овощной бум

Все представители торговых сетей, опрошенные «Биржей», подтвердили, что спрос на овощи, фрукты и замороженную продукцию с началом Великого поста неуклонно увеличивается.

«Ежегодно продажи постной продукции растут на 50%, — рассказал старший менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group N. V. Роман Черешнев. — Постная продукция сторонних поставщиков, а также собственного производства представлена в разных отделах магазинах сети X5 Retail Group. При этом отмечается незначительное снижение продаж мясомолочной продукции. В масштабах компании оно практически незаметно, поскольку падение происходит только в первую и последнюю недели Великого поста. Например, продажи молочной продукции в эти недели снижаются на 5%». По словам Романа Черешнева, такие колебания — явление ежегодное, они происходят последние несколько лет.

В компании «Лента» также не наблюдают значительного падения спроса на товары животного происхождения во время поста. «В первые две недели, как правило, меньше покупают колбасных изделий, но спрос затем восстанавливается, — сообщила менеджер по связям с общественностью сети гипермаркетов «Лента» Яна Могилева. — Продажи молочных продуктов остаются на прежнем уровне. Больше покупают свежих овощей и фруктов, но это также связано со специальными акциями на эту группу товаров и сезонностью. Однако во время Пасхальной недели увеличиваются продажи яиц, творога, то есть люди, которые практически не употребляют данные продукты в повседневной жизни, обязательно купят их на праздник. Ассортимент постных товаров мы расширяем только в категории собственного производства: салаты, полуфабрикаты, готовые блюда, которые отмечены специальным ценником».

Востребованность постной продукции у покупателей отметили и в сети «Ашан». «Клиенты «Ашана» с каждым годом все больше спрашивают о продуктах, разрешенных к употреблению в пост, поэтому мы не можем оставить этот интерес без внимания, — пояснила директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. — Безусловно, в нашем ассортименте присутствуют постные продукты, они имеют специальную маркировку, чтобы клиенту было проще их найти. Особой популярностью пользуются свежие и замороженные овощи и фрукты, овощные консервы, орехи и сухофрукты, а также продукты из сои. Падения продаж молочной и мясной продукции мы не наблюдаем, так как среди наших клиентов достаточное количество и тех, кто пост не соблюдает».

Пост растет на 50% в год

При этом эксперты полагают, что внимание продуктовых ритейлеров к посту — явление вполне закономерное. Пост побуждает представителей сетей придумывать новые маркетинговые ходы, чтобы остаться в плюсе.

«С уверенностью можно отметить, что с каждым годом интерес к постному питанию у жителей крупных городов возрастает, — отмечает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. — Согласно ежегодным опросам ВЦИОМ, с 1998 года количество граждан РФ, соблюдающих условия поста, увеличилось в два раза. За год количество постящихся возрастает на 5–7%. В текущем году о своей готовности поститься заявило порядка 28% россиян. Спрос на постную продукцию из года в год увеличивается. Это дает поводы продуктовым ритейлерам развивать соответствующее маркетинговое направление и реализовывать линейку постных товаров в этот период, что, собственно, уже гарантирует прирост выручки во втором квартале за счет этого сегмента».

Артур Ахметов считает, что пост для крупных ритейлеров на протяжении последних пяти лет стал средством получения дополнительных доходов. «Ритейлеры выпускают специальные линейки постных продуктов (орехов, смесей из сухофруктов, постного майонеза, полуфабрикатов, молока и сливок на растительной основе), реализуют даже обычные товары с пометкой «постное» по цене выше, чем тот же самый продукт без маркировки, — пояснил старший аналитик ИФК «Солид». — В пост спрос на растительные молочные продукты увеличивается на 200%, реализация постных полуфабрикатов в эти месяцы вырастает на 60–65%, а продажи такого майонеза и соусов — в среднем на 5–8%. Продажи грибов и замороженных овощных смесей повышаются на 50%. Спрос на овощи и фрукты также вырастает на 20%».

Аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина подтвердила, что спрос на продукты питания меняется во время Великого поста. «По данным некоторых ритейлеров, продажи грибов и овощей растут в полтора раза, постных котлет — в три раза. Постный майонез становится популярнее на 5%, — сообщила Дарья Пичугина. — Такие колебания спроса — обычное явление, при этом с каждым годом постные продукты становятся более популярными, по некоторым оценкам, их потребление растет на 50% в год».

Артур Ахметов напомнил, что в пост принято воздерживаться не только от употребления продуктов животного происхождения, но и от развлекательных мероприятий. При этом большая доля граждан ограничивает себя как раз в питании (63% из всех постящихся), и отказ от мясных и молочных блюд в приоритете. Эксперт также подтвердил, что спрос на эти продукты по отношению к другим месяцам снижается в целом на 3–5%.

«При этом морепродукты и речная рыба, наоборот, в тренде спроса, — отметил аналитик. — Это связано с тем, что некоторые дни поста позволяют употреблять рыбу. Популярностью пользуются высококалорийная семга и форель, а также креветки и морской коктейль. Таким образом, рыбное мясо также может расти в цене, но незначительно. Можно сказать, что в тренде и дальше будут постные полуфабрикаты, сухофрукты, свежие фрукты/овощи, рыбные продукты, соусы».

Дарья Пичугина добавляет, что сети заранее готовятся к перекосу в потреблении и предлагают покупателям необходимые товары, увеличивают долю постных продуктов на прилавках. «За счет того, что спрос на эти продукты несколько растет, выручка не особенно страдает. Также отмечу, что постятся только 28% россиян, это не слишком большая доля, чтобы оказывать значительное влияние на выручку», — считает аналитик «Инвесткафе».

«Разрабатывая бизнес-модель на текущий год, розничные сети учитывают «постный» период, — подтвердил Артур Ахметов. — Соответственно закладывается план реализации большей доли постной продукции. И закладываются риски под нереализацию основных продуктов — мяса и молока. Учитывая, что спрос на эти продукты снижается незначительно, а покупки постных продуктов возрастают, выручка сетей не может от этого уменьшаться. Можно даже говорить о том, что по итогам «постных» продаж, при грамотном маркетинге этой линейки товаров, можно уйти в прирост по прибыли».

Александр Степанов, Владелец сети магазинов «Калинка»

Колебания спроса особенно чувствуются в первые дни поста. Снижаются продажи, во-первых, колбасных изделий и мяса, во-вторых, молочных продуктов. К середине поста спрос на эту продукцию постепенно восстанавливается, но не достигает уровня, который был до начала поста. При этом больше продается овощей, фруктов, замороженной продукции, что частично компенсирует падение по непостной продукции. В преддверии Пасхи, когда мясными и молочными продуктами заранее наполняют холодильники, спрос опять растет.

В целом выручка сети во время поста снижается. Такая тенденция наблюдается на протяжении нескольких лет, начиная с 90-х годов. И чем дальше, тем ярче она проявляется.

Анна Рязанова, Директор ресторана «Купеческий»

Важнейшая составляющая работы нашего ресторана — это проведение банкетов. Во время поста в банкетное меню, которое клиент заказывает на свой праздник, как правило, добавляются постные блюда. Поскольку из 30–40 гостей 3–4 и более человек постятся.

Иногда заказчик банкета постится сам. В таком случае он заказывает исключительно постное меню для себя и своих гостей. В ресторане для таких случаев предусмотрен выбор блюд.

Если говорить о посетителях, которые приходят в ресторан поужинать или пообедать, около 10% из них постятся. Спрос на постное меню есть. Однако на экономике ресторана пост сказывается незначительно.

Александра Архипова, Биржа № 14 от 16 Апреля 2013

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.