Каннский лакмус

24.04.2013
Просмотров: 1986

Как чайные церемонии меняют формат делового общения.

Провести час за чашкой чая с обаятельной женщиной порой означает для журналиста гораздо больше, чем все пресс-конференции вместе взятые. Тем более что чай раскрепощает, создает доверительную обстановку, вызывает на откровенность. Именно такая непринужденная атмосфера была на чаепитии у заместителя губернатора Натальи Казачковой, которая и поделилась в таком неожиданном формате своими мыслями о роли инвестиционных процессов в экономике региона.

Чашка первая: обаяние как процесс

И совершенно естественно, что речь сразу же зашла о только что завершившейся каннской выставке коммерческой недвижимости, в которой вот уже в восьмой раз подряд участвовала делегация нашей области. Именно этот форум в глазах мирового бизнес-сообщества является своеобразной лакмусовой бумажкой, которая выявляет степень готовности страны, области, компании появиться «в инвестиционном свете» не как случайно залетевшему на огонек попутчику, а как равноправному деловому партнеру с хорошей историей.

Не скрою, на мой взгляд, восьмой МИПИМ мог стать для нижегородской делегации неким испытанием на коммуникабельность. Впервые ее возглавила женщина, заместитель губернатора Наталья Казачкова, которая курирует инвестиционный блок правительства области. Если следовать известной французской поговорке, такое назначение имело свои резоны. И они оправдались, несмотря на то, что формат делового общения порой подавляет в чем-то индивидуальность человека.

Судя по фотоиллюстрациям нашего каннского фотокорреспондента, Наталья Казачкова пользовалась повышенным вниманием французских инвесторов: ей улыбались, ловили взгляд, послы целовали руки.

Стоп, может вмешаться привередливый читатель: а где конвертация этих невещественных проявлений в реальные дела? Признаюсь, и мы задались тем же вопросом: насколько эта комфортная обстановка, смена имиджа делегации положительно сказалась на переговорном процессе?

— Не спорю, — чуть улыбается Наталья Казачкова, — может быть, элементы обаяния и присутствовали на переговорах с французскими инвесторами. Во всяком случае, они не помешали обсуждению вопроса о дальнейшей пролонгации совместной деятельности на территории региона и, в частности, строительства еще трех канаток, организации небольшого сборочного производства и сервисного центра по обслуживанию канатных дорог.

Если у нас появится такое предприятие, то область расширит свои возможности по обслуживанию канатных дорог в окружности десятков, если не сотен, километров. К слову, многие наши соседи по федеральному округу уже не раз покатались на нашей канатке и уезжали в некоторой задумчивости. Вот и приходится стимулировать нашего инвестора на размещение у нас предприятия сборочного и сервисного обслуживания настоящих и будущих канатных дорог.

Чашка вторая: ломка стереотипов

Участие в международных выставках, по мнению нашей собеседницы, — это и постоянная ломка стереотипов по отношению к российским регионам. Последний каннский пример — наглядное тому подтверждение. В ходе выставки члены нижегородской делегации провели деловой обед с руководителем крупной французской компании, которая производит пищевые добавки и имеет серьезные виды на размещение инвестиций в России.

— В ходе обеда, — делится Наталья Казачкова, — в наш адрес прозвучал обескураживающий вопрос: мол, растут ли в Нижегородской области… ягоды — ведь у вас же круглый год зима? Представляете, какой уровень информированности инвесторов о России?

Одним словом, пришлось проводить небольшой ликбез о ягодных ресурсах региона и о способах их переработки на месте. В конце обеда договорились, что представитель компании приедет в регион, чтобы изучить обстановку и возможности для вложения инвестиций.

Не могу сказать, чем все закончится. Замечу лишь одно: французы очень трепетно относятся к инвестиционному климату. От мнения нашего потенциального партнера зависит очень многое. Именно он во многом формирует мнение других французских инвесторов.

Во время чайной церемонии ломались и журналистские стереотипы о скорости переговорных процессов. Многим хочется получать всё и сразу. Но, оказывается, переговоры, как и Восток, — дело тонкое. Очень важно рассмотреть все варианты сотрудничества, предлагаемые инвестором, и остановиться на тех, которые экономически выгодны для региона, малозатратны для бюджета и входят в планы развития территории. Такие довольно жесткие условия растягивают переговоры на месяцы, а порой и годы, прежде чем стороны придут к соглашению.

— Убедительный тому пример, — подтверждает вышестоящий тезис заместитель губернатора, — с известным нижегородским предпринимателем Володиным. Его первые переговоры в Каннах начинались лет шесть назад, причем в присутствии членов правительства области. Дело в том, что французская компания поставила условие: мы с вами будем вести переговоры, если вас поддержит правительство. Если нет — извините. В результате в Нижнем Новгороде открыт новый гостиничный комплекс, а сейчас строится новая гостиница.

Та же история с турецкой компанией, представители которой уже дважды приезжали к нам. Мы не раз встречались, обсуждали варианты сотрудничества, и каждый раз требуется время на раздумья. Согласитесь, каждый бизнесмен ищет выгоды в первую очередь для себя. Сейчас турки осмысливают полученную информацию, и в конце апреля мы вновь будем обсуждать выводы, к которым они пришли. И только после того, как мы пожмем руки, начнут готовить документы на заседание инвестиционного совета и конкурс. И далеко не факт, что турки победят в нем: обычно всегда находятся конкуренты.

Чашка третья: битва за имидж

Что важнее для Нижегородской области: имидж или инвестиционная отдача от участия в международных выставках и форумах? Или первое от второго неотделимо? Если и были у вас, уважаемые читатели, сомнения на сей счет, то они враз должны исчезнуть после того, как Наталья Казачкова недоуменно посмотрела на нас, журналистов.

— Даже в период кризиса мы не отказались от участия в международных форумах, — внесла она ясность в волнующий вопрос. — Имидж региона будет приносить свои плоды только при его системной поддержке. Если говорить о финансовой отдаче от участия в каннских форумах, то сумма вложенных в нашу территорию иностранных инвестиций значительно превышает презентационные затраты области на МИПИМе.

В то же время хочу подчеркнуть, что участие в международных выставках повышает наш имидж. Если в первый наш приезд в Канны о нашей области никто не знал и не слышал, то сегодня мы накопили порядочный опыт работы и общения с инвесторами.

Мы презентуем на МИПИМе коммерческие проекты частных инвесторов. Вспомните, например, проект «Стрелка-сити», который выставлялся частной компанией. К сожалению, она не могла реализовать его в период кризиса. Сейчас здесь планируется построить стадион к чемпионату мира по футболу.

К нам были обращения по проекту «Борская пойма», несмотря на то, что он также презентовался в период кризиса. Сейчас к этой территории проявляет интерес очень крупный инвестор, который смотрит на эту застройку комплексно. Думаю, что лет через десять ее не надо будет и рекламировать. Там будет стоять очередь из желающих ее застраивать.

«Стрелка-сити», «Борская пойма»… Лишний раз убеждаешься в одном — ничто в этом мире не пропадает бесследно. Всегда или почти всегда наступает момент, когда на запасном пути начинает разводить пары наш бронепоезд…

Чашка четвертая: разбор полетов

Признаюсь, меня всегда интересовало: происходит ли в министерстве или в правительстве разбор полетов после возвращения делегаций к родным пенатам? Да, прозвучал ответ. Идет анализ и сравнение с другими стендами, отслеживается уровень и дифференциация потенциальных инвесторов, корректируется программа и состав делегации на следующую выставку.

Меня же заинтриговало другое. По словам Натальи Казачковой, необходимо срочно переносить уровень и бизнес-формат общения, принятый на международных форумах, на нижегородскую землю.

— Приведу конкретный пример, — объяснила она. — Мы проводили встречу с французскими компаниями, которые проявили интерес к нашей презентации. Полтора часа — сама презентация, дальше сдвигаются столы и начинается диалог с каждым французом, у которого к нам возникли вопросы. Отмечу, что наши потенциальные партнеры знают, о чем надо спрашивать.

Такой деловой стиль общения, к сожалению, отсутствует у наших бизнесменов. Они не всегда могут подойти и составить конкретный диалог со своими потенциальными компаньонами. Сейчас мы работаем над этой проблемой и думаем, как применить подобный формат на предстоящем бизнес-саммите. Может, следует вывезти иностранцев на второй день саммита на наши предприятия, чтобы сама производственная обстановка способствовала сближению деловых партнеров?

А под занавес Наталья Казачкова сделала неожиданный презент журналистскому сообществу. По ее мнению, сегодня недооценивается роль нижегородских журналистов в формировании деловой атмосферы на форумах и выставках. Именно они могут выступить своеобразным катализатором в бизнес-сближении потенциальных партнеров. А пока суть да дело, она пригласила самых любопытных поприсутствовать на ее переговорах с любой иностранной компанией.

Отличный ход! Прошу считать этот материал заявкой.

Источник: газета "Нижегородская правда"

Сергей Зыков, Нижегородская правда, фото: Юрий Правдин

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.