«АвтоВАЗ»: Собственник сменился — что осталось?

25.04.2013
Просмотров: 5421

В апреле Troika Dialog Investment Ltd продала все принадлежавшие ей 20,53% акций «АвтоВАЗа» голландской компании Alliance Rostec Auto B.V.

В апреле Troika Dialog Investment Ltd продала все принадлежавшие ей 20,53% акций «АвтоВАЗа» голландской компании Alliance Rostec Auto B.V. — совместному предприятию «Ростехнологий» и Renault-Nissan, которое в результате сделки получило 74,51% акций «АвтоВАЗа», пишет газета "Биржа+АВТО".

Совместное предприятие было создано в декабре 2012 года в рамках договоренности Renault с российскими властями о постепенной передаче до 2014 года контроля над «АвтоВАЗом» альянсу Renault-Nissan. В новом СП альянс должен получить 67,13% акций (из них 50,1% будет у Renault, 17,12% — у Nissan), «Ростехнологии» получат 32,87%. Сейчас Renault-Nissan владеет 52,66% акций, «Ростехнологии» — 47,3%. Свои доли в новом СП оба владельца оплачивали своими акциями «АвтоВАЗа» (сделка состоялась весной 2013 года). Но если у Renault было только 25% акций, а у «Ростехнологий» — 28,98%, то в СП доля российской стороны должна быть больше.

Как Renault-Nissan смог увеличить свою долю до контрольной, не разглашается. Как и то, кто сделал первый платеж за пакет, принадлежащий Troika Dialog. По непроверенной информации, это был Nissan. Вроде бы случайное совпадение, но в начале этой недели, почти сразу после смены собственника на «АвтоВАЗе», на самарских информресурсах появилась информация о том, что завод получит от Nissan финансовую помощь в 2,5 млрд рублей. Помощь будет долгосрочной и беспроцентной. Использовать деньги можно будет только на закупку оборудования.

Практически одновременно стало известно также о том, что Renault планирует до 2020 года вложить в собственные проекты в России 21 млрд рублей. И это не считая 1,3 млрд долларов, потраченных на покупку акций «АвтоВАЗа». По информации «Коммерсанта», эти деньги могут пойти на запуск производства новых легковых моделей Renault и LCV и на развитие производства автокомпонентов. 19 апреля Renault подписал с правительством Москвы меморандум о взаимопонимании, согласно которому автопроизводитель модернизирует мощности «Автофрамоса» и обеспечит там увеличение выпуска автомобилей, а правительство Москвы, со своей стороны, обещает подумать о сохранении для предприятия льгот по налогам на прибыль и имущество до 2017 года.

Тоже, казалось бы, совпадение. По словам гендиректора «Автостата», который комментировал будущую покупку «Авто­ВАЗа» в декабре 2012 года, «им (Renault-Nissan) нужен российский рынок, а на нем самую большую долю занимает «АвтоВАЗ». Если ты получаешь эту долю сразу, то ты можешь постепенно замещать ее новыми продуктами. Таким образом, стратегия замещения на рынке оказывается на порядок проще стратегии отвоевывания доли в конкурентной борьбе» (цитата по «Газете.ru»).

Между тем еще до покупки 25% акций «АвтоВАЗа», в феврале 2008 года, Renault говорил о том, что ему интереснее развивать в России собственные проекты. А в рамках соглашения по «АвтоВАЗу» Renault-Nissan обязуется выпускать в нашей стране пять моделей под тремя брендами: Lada, Renault и Nissan. При этом доля «АвтоВАЗа» на российском рынке не должна быть ниже 25%, а доля в них автомобилей Lada — не ниже 70%. Другими словами, едва ли здесь можно будет развернуть собственные проекты. Но в статусе одного из владельцев «Авто­ВАЗа» договариваться с российскими властями о работе на других заводах будет явно проще. Если, как пишет «Коммерсант», производство Logan перенесут на ВАЗ, то на «Авто­фрамосе» может быть увеличено производство Duster и Sandero. А в качестве одной из площадок для LCV рассматривается московский ЗиЛ. Если проект будет реализован, то он создаст дополнительную конкуренцию уже продукции ГАЗа.

Что касается самого «Авто­ВАЗа», то в декабре 2012 года (когда в Голландии было зарегистрировано СП Alliance Rostec Auto B.V.) руководство завода заявляло, что он, несмотря на операции с акциями, будет придерживаться собственного бизнес-плана, опубликованного в 2010 году. Согласно этому плану до 2020 года завод планирует укрепить свои позиции в качестве лидера российского автопрома, а также занять значительную долю в новых для компании сегментах — за счет расширения линейки кроссоверов, создания легких коммерческих автомобилей и компакт-вэнов. Но пока рынок играет против.

На минувшей неделе, после перехода пакета акций Troika Dialog в новое СП, «АвтоВАЗ» впервые официально заявил о снижении плана производства и продаж на 2013 год. По словам президента завода Игоря Комарова, которого цитируют информ­агентства, «в марте наблюдалось определенное снижение продаж, ожидается, что в апреле также будет отрицательный результат». При этом цифр Комаров не называл, но сообщил, что о них можно будет говорить по результатам апрельских продаж. Аналитики считают, что снижение составит 5–7%.

Сам «АвтоВАЗ» среди причин падения продаж называет снижение интереса населения к бюджетным автомобилям вообще, а участники рынка добавляют к этому тот факт, что в дешевом сегменте интерес покупателя постепенно смещается в сторону недорогих иномарок. В то же время Renault-Nissan заявил о сокращении планов производства своих машин на ВАЗе в 2013 году почти на 30%: со 100 до 70 тысяч автомобилей. При этом планы продаж пока остались на уровне прошлого года.

Но серия совпадений не связанных, на первый взгляд, событий на этом не закончилась. Почти одновременно с этими заявлениями премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину изучить возможность повторного введения программы субсидирования части процентной ставки по автокредитам для частных лиц — программы, прочно ассоциирующейся с «Авто­ВАЗом» и кризисом на автомобильном рынке.

Эта система уже работала в России в 2009 году: тогда государство возмещало банкам две трети ставки рефинансирования. Сначала такие кредиты выдавались только на машины стоимостью до 350 тысяч рублей при первоначальном взносе не менее 30% их цены, потом льготные кредиты распространились и на модели до 600 тысяч рублей при первоначальном взносе 15%. Программа закончилась в 2012 году. Предложения о том, на каких условиях она может возродиться, чиновники должны представить в правительство до 15 мая.

Тем не менее, если вспоминать события кризиса 2008–2009 годов, когда «Ростехнологии» и Renault пытались реструктурировать долги «АвтоВАЗа», все же возникает ощущение дежавю. Тогда в обмен на финансовую помощь со стороны РФ Renault обещала помочь заводу технологиями Renault-Nissan. В рамках дополнительной поддержки в 2009 году заработала программа льготного кредитования, а весной 2010-го — программа утилизации подержанных автомобилей, изначально задуманная под «АвтоВАЗ».

Сегодня масштаб бедствия не тот, но, учитывая провал инициативы российских властей, касающейся утилизационного сбора в связи со вступлением России в ВТО, и обещания все же защитить иномарочные сборочные производства на нашей территории, есть ощущение, что программа утилизации тоже вернется. Даже несмотря на то, что президент Путин в середине 2012 года сказал об обратном. Да и «перезагрузка» льготного кредитования — тоже форма защиты от дешевого импорта. При этом если утилизационный сбор будут платить все российские предприятия, а компенсацию получат только иностранные в рамках инвестиционных соглашений, то «АвтоВАЗ», судя по всему, тоже войдет в их число — теперь уже как нероссийское предприятие (договоренность о создании СП была подписана в мае 2012 года).

По мнению аналитиков, со сменой собственника на «АвтоВАЗе» текущее управление вряд ли изменится, но в долгосрочной перспективе привлечет в Россию новые технологии, откроет новые рынки сбыта, улучшит на заводе систему качества, повысит уровень финансового менеджмента, поможет войти в мировой автопром. По соглашению сторон бренд Lada будет сохранен: эта схема давно отработана на примере европейских автопроизводителей, часть из которых вошла в мировые концерны. К примеру, Skoda, Audi и частично другие заводы принадлежат VW, Opel и Chevrolet — GM, Alfa Romeo, Ferrari и Maserati — Fiat, Mini и Rolls-Royce — BMW. От того, что автомобили под маркой Lada будет производить Renault-Nissan, российскому покупателю хуже точно не будет. Что касается российского автопрома, то в открытых источниках встречается мнение о том, что властям все равно, что там будет выпускаться, лишь бы что-то выпускалось и тем самым сохранялась социальная стабильность.

Но, несмотря на то что смена собственника произошла, интрига в перспективе осталась: изначально СП обещали 74,51% акций «АвтоВАЗа» — и оно их получило. За кем останется еще 25,49%? Слишком большой это пакет, чтобы разбрасывать его по миноритарным акционерам…

Ольга Панова, Биржа+АВТО

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.