Бизнес по имени «город»

14.05.2013
Просмотров: 1298

Некоторое время назад случился очередной всплеск дискуссий по поводу бренда Нижнего Новгорода. Но, как это уже бывало, точки зрения оказались чуть ли не диаметрально противоположными и волна сошла на нет.

Дмитрий Смирнов, президент ГК «Интерпласт»:

Некоторое время назад случился очередной всплеск дискуссий по поводу бренда Нижнего Новгорода. Но, как это уже бывало, точки зрения оказались чуть ли не диаметрально противоположными и волна сошла на нет.

Мне кажется, дело в том, что мы путаем понятия «бренд» и «символ». Символами могут быть и олень, и хохломские узоры, и «рисунок» Стрелки. Бренд – гораздо более широкое понятие. Это то, в чем город достиг успеха. Как в бизнесе: если бренд известен, значит, он успешен.

Город – тоже бизнес-единица, только большая. Еще больше – область. А еще больше – страна. Города, области, страны конкурируют между собой точно так же, как конкурируют бизнесы. Там, где у руля успешные люди, там и развитие быстрее, и надежды радужнее, и жизнь комфортнее, и гостей (а следовательно, денег) много.

Есть какие-то базовые вещи, которые должны быть выполнены, есть более продвинутые, есть мечты. Базовые – чисто, уютно, опрятно, красиво. Это то, что востребовано в любом населенном пункте: чтобы была ливневка, чтобы жижа под ногами не хлюпала, чтобы асфальт был не разбомбленный, чтобы фасады зданий были не облупленные. И вот тогда возникает следующий вопрос: чем же город при прочих равных будет отличаться от других?

Приведу в пример Мюнхен. Он схож с Нижним Новгородом и по численности населения (1300 тыс.), и по наличию автопрома (BMW). Но: там чисто, красиво, воду можно пить прямо из-под крана, аэропорт принимает самолеты из 90 стран мира, Мюнхен входит в пятерку наиболее привлекательных для инвестиций и для жизни городов мира. Это и есть бренд! А символов много – и Октоберфест, и тот же BMW, и исторические достопримечательности…

На мой взгляд, успешность Мюнхена – итог эффективной работы его администрации, которая провела грамотные маркетинговые исследования и разработала комплекс мер, позволяющих, говоря языком бизнеса, «привлечь клиентов». В год в Мюнхен приезжает туристов больше, чем во всю Россию! Его регулярно «накрывают волны» различных мероприятий: накатила волна Октоберфеста – схлынула, следом – крупная выставка, потом рождественские распродажи, сезон горнолыжников, еще выставки, фестивали музыки… Город сознательно генерирует эти волны, и они привлекают десятки миллионов людей, которые оставляют деньги в бюджете Мюнхена. Средства идут на благоустройство, на дальнейшее процветание, чтобы город становился еще богаче, еще красивее, еще успешнее…

Что мешает нам пойти по аналогичному пути? Определить, в каких именно отраслях мы можем рассчитывать на успех – и сделать эти сферы основными бизнес-направлениями. Чтобы говорили: Нижний Новгород – крупнейший машиностроительный центр, там сосредоточена масса предприятий и этот бизнес прекрасно развивается. Нижний Новгород – великолепный туристический центр, потому что там берегут исторические здания, благоустраивают их, и люди со всего мира едут туда, чтобы полюбоваться памятниками архитектуры. А еще Нижний Новгород комфортен для жилья, там хорошие дороги и отличная экология, в городе разбиты чудесные парки, он окружен прекрасными лесами, которые никто не пытается «прихватизировать», а строят санатории и дома отдыха… Мы все хотели бы жить в таком городе, правда?

Возможностей масса: Нижний может стать логистическим, машиностроительным, оборонным центром, сосредоточив компетенции в одном месте. По сути, это средоточие компетенций и есть бренд…

Можно пригласить консультантом бывшего мэра Мюнхена, который сейчас отошел от дел, – именно он создал послевоенную энергию города. И составить вместе с ним не пафосную «Стратегию развития», а программу конкретных действий, тех шагов, которые необходимо сделать руководству городской администрации и депутатам городской думы, чтобы придать развитию Нижнего Новгорода новый импульс. Вот тогда у нынешних руководителей появится шанс войти в историю и через сто лет их будут с благодарностью вспоминать потомки. А у города появится настоящий бренд успешного бизнес-предприятия.

Источник: журнал "Бизнес-Клуб"

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.