Выбоина на миллиард

14.05.2013
Просмотров: 1389

За неуплату транспортного налога у нижегородцев арестовано 70 автомобилей.

Министерство финансов Нижегородской области бьет тревогу: на 1 января 2013 года недоимка по транспортному налогу в регионе составляла 961 миллион рублей, пишет газета "Нижегородская правда". Совместными усилиями правительства, налоговой инспекции и судебных приставов к первому апреля сумму задолженности удалось сократить. Но она по-прежнему составляет астрономические 758 миллионов рублей. Причем основная часть — 93 процента — приходится на налогоплательщиков-физических лиц.

Доминирует нежелание

На то есть как объективные, так и субъективные причины. К числу первых, например, относится значительная задержка прихода уведомлений о необходимости оплаты налога.

— Я сама получила квитанцию позже положенного срока, — признается министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима. — Но я знаю, что пятнадцатого ноября надо идти платить. А большинство людей действуют по принципу: раз уведомления нет, то и беспокоиться нечего.

Но в большинстве случаев доминирует простое нежелание отдавать деньги в государственную казну. Между тем транспортный налог сегодня является одним из основных источников формирования Дорожного фонда, наряду с акцизами на топливо. Особо хочется отметить, что средства, поступающие в фонд, могут быть использованы только на целевые нужды (строительство, ремонт и содержание дорог).

И если на размер акцизных отчислений Нижегородский регион повлиять никак не может (они распределяются Управлением федерального казначейства по Смоленской области в соответствии с установленными нормативами), то ответственность за недоимки по транспортному налогу целиком лежит на нижегородцах.

Вот и получается замкнутый круг: автолюбители ругают власть за плохие дороги, а сами не торопятся внести свой вклад в их ремонт, строительство и реконструкцию.

Где деньги зарыты

Самый распространенный и горячо любимый «отмаз» должников: а зачем я буду свои кровные отдавать, все равно ведь ничего не делается: дороги где разбиты, а где и вовсе асфальтовое полотно ушло с трассы с последним снегом.
Да, дороги в Нижегородской области, действительно, далеко не везде похожи на западногерманские автобаны. Но и говорить о том, что у нас все плохо, а дальше только хуже будет, пожалуй, не стоит.

Скажем, в 2012 году на средства, аккумулированные в Дорожном фонде (а это, еще раз напомним, в том числе и транспортный налог), в муниципалитетах было отремонтировано 107 километров улично-дорожной сети, а также 560 тысяч квадратных метров дворовых территорий. Причем, зачастую работы были проведены на таких участках, до которых у местных властей по банальной причине отсутствия денег руки не доходили годами, если не десятилетиями.
Но не на один лишь так называемый «ямочный ремонт» тратились средства Дорожного фонда. Благодаря тому, что все деньги были сосредоточены в одних руках, удалось заняться реконструкцией и протяженных участков дорог. В частности, речь идет о трассах Красные Баки — Ветлуга (32 км), Кстово — Д. Константиново (20 км) и т. д.

В целом, по заявлению Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области, отремонтировано в 4 раза больше, чем по итогам 2011 года.

Планы на 2013 год еще более грандиозные. Так, вице-губернатор Владимир Иванов озвучил данные о том, что бюджет Дорожного фонда должен составить уже 10 миллиардов рублей. Причем, почти треть этой суммы как раз поступления от сборов транспортного налога. Того самого, который нижегородцы не торопятся платить.

Результат приносят репрессии

С прошлого года вопросом взимания транспортного налога занимается налоговая служба. Ей пришлось совмещать данные, полученные от ГИБДД, Управления Федеральной миграционной службы, готовить уведомления, а потом следить за своевременным исполнением. Работа сложная, кропотливая. Поэтому нередко возникают сложности с налоговым администрированием, появляется путаница с базой налогоплательщиков.

Правительство как на федеральном, так и на региональном уровне учитывает это. Например, в декабре 2012 года 330 миллионов рублей было списано Президентом РФ как недоимка, невозможная к взысканию. Например, налог хотели получить с человека, чье транспортное средство должны были удалить из базы ГИБДД, но по каким-то причинам не сделали этого, или даже с гражданина, который недавно умер. В Нижегородском регионе восемнадцать судебных приставов помогали взимать налог у автомобилистов прямо на постах ГИБДД. Но все эти меры не принесли ожидаемого результата: достаточно серьезная недоимка никуда не делась.

В последнее время судебные органы вообще действуют довольно активно: к настоящему моменту 758 миллионов рублей задолженности обеспечены примерно на 500 миллионов рублей.

Правительство региона решило прибегнуть к довольно жестким мерам, но они оказываются эффективными, если у автолюбителя арестовывают машину (кстати, 70 автовладельцев уже успели на собственном опыте узнать, что это такое) из-за 3,5 тысячи недоимки, он гасит задолженность в тот же день.

Комментарий

Ольга Сулима, министр финансов Нижегородской области:

— С 1 января 2012 года транспортный налог является источником формирования Дорожного фонда. Собранные средства идут исключительно на ремонт, строительство, реконструкцию дорог, территорий. Только в этом году почти 404 миллиона рублей запланировано направить на ремонт внутридворовых и внутриквартальных территорий. То есть, пока мы не заплатим транспортный налог, мы не имеем права жаловаться на качество дорог.

Разумеется, правительство региона делает все, что в наших силах, дабы снизить число должников. Так, в прошлом году мы закупили для ГИБДД необходимые технические средства, оплатили работу 18 приставов для того, чтобы на пунктах контроля налоговая инспекция могла останавливать автомобили и проверять наличие задолженности у водителей. Кроме того, правительство региона обновило базы данных ГИБДД.

Полина Кульбякина, Константин Реданов, Нижегородская правда, фото: Юрий Правдин

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.