Куда пойдет российский авторынок в ближайшие месяцы?

16.05.2013
Просмотров: 3451

Кризиса нет, есть ошибки маркетинга.

Вторая волна роста российского авторынка, скорее всего, будет проходить с низкими ценами, господдержкой и ориентацией на региональную специфику, пишет газета "Биржа+АВТО".

Замедление темпов роста российского рынка — это не кризис в привычном понимании, а один из признаков рынка, находящегося в стадии становления. По мнению экспертов, причин для снижения продаж сейчас нет, для роста — тоже. Но и стагнация долго длиться не будет. Так куда же пойдет авторынок в ближайшие месяцы?

Рост российского авторынка остановился, не достигнув «европейского уровня» — в среднем около 500 авто на тысячу жителей. И это при том, что денег у населения, как уверяют эксперты, еще много. Вроде бы о том же свидетельствует и факт роста сегмента «премиум», в то время как «демократичный» сегмент теряет свою рыночную долю. Так почему же население не спешит расставаться с деньгами, если они у него есть?

Тенденции, приведшие рынок к нулевой и даже к отрицательной динамике, начались после 2011 года, когда закончилась программа льготного кредитования. В 2012 году в нижнем и среднем ценовых сегментах начали по­степенно расти цены. В результате по стоимости, выросшей по итогам 2012 года на 10–15%, автомобили среднего класса стали приближаться к дорогим, цены на которые увеличивались в пределах инфляции. В условиях несущественной (сократившейся) разницы потребителю автомобиля среднего класса стало логичнее сделать выбор в пользу «премиума». По данным консалтинговой компании Ernst & Young, в 2012 году авторынок в денежном выражении вырос больше, чем в количественном, практически в два раза. А по информации АА «Автостат», только за январь-февраль прошлого года цены в среднем увеличились на 1,3–7,2%.

Поэтому изменение структуры спроса в пользу дорогих автомобилей объясняется не только и не столько богатством населения и соображениями потребительского престижа, сколько ценовой политикой самих производителей. Как писали в прошлом декабре эксперты Ernst & Young, если в 2011 году производители удерживали цены в пределах 600 тысяч рублей, то в 2012-м стали выводить на рынок более дорогие комплектации.

При этом наиболее вероятной причиной повышения цен видятся не предпочтения по­требителей, а скорее окончание программы льготного кредитования, в которую попали машины отечественного производства по цене не более 600 тысяч рублей. В результате производители стали заложниками своей ставки на дорогие автомобили: продажи падали на протяжении всего прошлого года, что привело к большому количеству нерас­проданных остатков и более длительным, чем обычно, распродажам в 2013 году. У «АвтоВАЗа», к примеру, скидки продлятся даже в течение всего мая. А с 1 июля из‑за низкого спроса на дешевые автомобили завод переводит вторую линию главного конвейера, которая выпускает «Самары» и «Приоры», на односменный режим работы, в результате чего их производство сократится в два раза.

Среди причин, вызвавших остановку, а затем и падение продаж на авторынке, эксперты почти единогласно называют кредитование: ставки, вместо того чтобы падать, в прошлом году росли, хотя, по признанию банкиров, автомобильные кредиты — самые дешевые в структуре потребительского кредитования. И в 2013 году существенных изменений в этой сфере пока не предвидится. Как рассказал РИА «Новости» глава ВТБ-24 Михаил Задорнов, сейчас в кредит продается 34,5% автомобилей. При этом он оговорился, что «проникновение кредитов в продажи автомобилей росло все эти годы, но в прошлом году рост притормозился». Уж не потому ли, что из‑за несоответствия цены автомобиля доходам покупателя выросли банковские риски?

Другими словами, самостоятельно, без господдержки, российский авторынок пока существовать не может — 2012 год это продемонстрировал. В связи с этим участники рынка возлагают надежды на апрельское поручение правительству премьера Дмитрия Медведева проверить целесообразность возврата к субсидированию процентных ставок по автокредитам для населения. А глава Минпромторга Денис Мантуров, по информации агентства «Прайм», заявил, что его ведомство в ближайшем будущем может разработать новую программу утилизации для всех отраслей промышленности, в том числе и автомобильной. Какая из этих мер более действенна — эксперты спорят, но сходятся в том, что увеличить продажи способна каждая из них. Любые бонусы и скидки от государства будут иметь значение, особенно в условиях постоянно растущей стоимости содержания автомобиля.

Пока же — по результатам 2012 года — на рынке сохраняется потребность покупать автомобили, но спрос из‑за ценовой политики производителей перестал быть внятно сегментированным. С другой стороны, и показатель насыщенности автомобилями в России — менее 300 на тысячу жителей — тоже «средняя температура по больнице». Если в столицах уровень автомобилизации постепенно приближается к европейскому, то в регионах потенциал авторынка значительно больше. Однако создается впечатление, что производители, предлагая покупателю топовые комплектации и дорогие марки, пока делают ставку на крупные города. По­этому сейчас едва ли можно говорить о кризисе в привычном понимании — как в 2009 году, когда рынок упал на 50%. Да и крупные автоконцерны уже начали корректировать свою политику в сфере продаж.

К примеру, Volkswagen в конце апреля заявил о намерении увеличить свою долю на российском рынке и даже сделал первые шаги в этом направлении. Так, официальная цена новой комплектации седана Jetta (648 тысяч), объявленная перед майскими праздниками, оказалась ниже, чем у конкурентов — Mazda 3 (654 тысячи) и Opel Astra Sedan (674 тысячи). Аналогичным путем пошла и Kia: цены на новую модель Pro Cee’d, официальные продажи которой начнутся в России в середине мая, оказались ниже, чем на Opel Astra GTC. Снижать цены начал и УАЗ, объявив в апреле о начале продаж специальной версии внедорожника Hunter по цене менее 400 тыс. рублей. Кроме этого, завод сообщил о выводе на рынок лимитированной версии внедорожников Patriot стоимостью менее 500 тыс. рублей.

С другой стороны, как показывает практика, хорошо стимулирует спрос новый товар. Так, в первом квартале 2012 года продажи нового Hyundai Solaris выросли на 166% по сравнению с 2011-м. А хитом 2013 года пока считается Renault Duster, продажи которого на падающем рынке в феврале выросли на 260%, а в марте — на 277% (данные Ассоциации европейского бизнеса). Hyundai, в свою очередь, в мае заявила о том, что планирует создать специально для российского рынка компактный кроссовер. Новый автомобиль, по словам производителя, должен стать «Солярисом» в этом сегменте, сообщает «Бизнес-FM».

Не отстают и другие: в 2013 году Nissan планирует начать продажи дешевого Dutsun, цены на который планируется удерживать в пределах 400 тыс. рублей, то есть дешевле, чем Nissan Almera. Планируется, что продажи Dutsun в перспективе составят треть всех продаж Nissan в России. О выводе на мировой рынок 60 новых (обновленных) моделей (включая Audi A3, SEAT Leon и Bentley) в рамках антикризисной программы заявил и Volkswagen. Так или иначе, мировые автоконцерны готовятся к росту российского рынка.

P. S.

Пока российский авторынок падает, заводы увеличивают экспортные поставки. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», с января по март петербургские заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили 100 300 автомобилей, что на 9% больше, чем в первом квартале 2012 года. В марте было выпущено на 3% автомобилей больше, чем в марте 2012-го.

Между тем экспорт легковых автомобилей в первом квартале 2013 года вырос на 29,5% (до 31,6 тысячи машин) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в сообщении Федеральной таможенной службы. Импорт в то же время снизился на 8,7% (до 208,6 тысячи машин).

Значительная часть экспорта — 30,8 тыс. единиц — ушла в страны СНГ, 800 машин — в страны дальнего зарубежья. Основной импорт пришел в Россию из дальнего зарубежья — 198,3 тыс. автомобилей, из стран СНГ — 10,3 тыс.

Ольга Панова, Биржа+АВТО

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.