Такие разные журналы…

20.05.2013
Просмотров: 1811

Фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» не случайна. Именно поэтому первые зачатки журналистики стали появляться еще в древние времена: рукописные информационные листы в Египте, новостные стелы в Древнем Риме, глашатаи в средневековой Европе…

Фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» не случайна. Именно поэтому первые зачатки журналистики стали появляться еще в древние времена: рукописные информационные листы в Египте, новостные стелы в Древнем Риме, глашатаи в средневековой Европе, пишет журнал "Бизнес-Клуб".

Однако потом стало ясно, что важно не только донести саму информацию, но и правильно ее подать. И вот тут-то на помощь пришли газеты и, конечно, журналы.

Слово «журнал» пошло от французского «journal» - «ежедневный», хотя ежедневным этот тип издания никогда не был. Создателем первого в мире журнала стал советник парижского парламента Дени де Салло. В 1665 году он начал выпускать свой «Journal des Savants», состоящий из обзоров научных и литературных новинок. Издание оказалось успешным, что повлекло целую волну последователей – уже к концу XVII века только во Франции насчитывалось свыше 50 журналов.

По мере увеличения их числа стала меняться и тематика. В 1679 году во французском Лионе вышел первый модный журнал «Mercure Galant». В нем размещались последние светские новости, публиковались новинки литературы, но самое главное – печатались модные обзоры, к которым прилагались картинки с описанием моделей.

В первой половине XVIII века интерес к журналам проснулся и в России. Первопроходцами считаются Российская академия наук и Московский университет, которые первыми в России начали издавать научные журналы. В большинстве своем они предназначались для интеллектуальной и эрудированной публики, поэтому круг читателей был невелик.

Желая исправить положение дел, императрица Екатерина II разрешила издавать частные журналы и сама подала пример – 2 января 1769 года на улицах появилась ее «Всякая всячина». При «выходе на рынок» российская императрица использовала беспрецедентный маркетинговый ход – тысячи мальчишек одновременно в разных городах страны начали раздавать бесплатные экземпляры журнала. Расчет Екатерины II оказался верным, вскоре ее примеру последовали многие известные люди того времени.

Так в России началась эра сатирических журналов. Они писали обо всех основных событиях в стране и мире, но в сатирическом ключе. Только за 1769 год в России возникло шесть подобных журналов (правда, в следующий год перешли только два из них – «Трутень» Николая Новикова и «Всякая всячина»). Издание сатирических журналов заложило в России основы политической полемики и дискуссии. Впрочем, политика интересовала в первую очередь мужскую часть населения, а для женщин в 1779 году начало выходить «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета». Правда, в отличие от своих европейских коллег российское издание подошло к вопросу моды тоже сатирически, поэтому все картинки в нем носили слегка карикатурный характер.

Свобода частной прессы в России закончилась также внезапно, как началась. Уже в XIX веке российские государи начали издавать цензурные уставы. Тогда внимание издателей сместилось в сторону литературных и искусствоведческих журналов. В авторах значились Александр Пушкин, Николай Гоголь, Иван Тургенев…

Во второй половине XIX века издательское дело стало приносить неплохие доходы и перешло на коммерческие рельсы. Этому способствовал и небывалый промышленный подъем, который наблюдался в России того времени. Повсеместно появлялись новые мануфактуры, заводы и торговые представительства. Такой рост капитализации диктовал свои условия и журналистике – появилась деловая пресса. Первым журналом для предпринимателей принято считать «Торговый сборник» (начал издаваться в Санкт-Петербурге в 1864 году), в котором основное внимание уделялось проблемам экономики, торговли и финансов. Вслед за ним в России возникла целая серия деловых изданий: «Финансовое обозрение», «Купец», «Экономический журнал» и многие другие. Развитие деловой прессы в то время достигало гигантских масштабов. Так продолжалось до революции 1917 года. Последней «баррикадой» бизнеса стала новая экономическая политика (НЭП), но и она вскоре пала - была запрещена любая коммерческая деятельность, в том числе и издание журналов (в первую очередь посвященных предпринимательству). Новая эра для них наступила только после 1991 года.

Материал подготовила Юлия Василишина

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.