Волна дизеля

22.05.2013
Просмотров: 1851

Европейские нефтеперерабатывающие заводы могут закрыться из-за России.

В Европе опасаются дальнейшего замедления экономики России. Уже сейчас из-за спада внутреннего спроса импорт российского дизельного топлива в страны ЕС значительно вырос, что грозит закрытием местным НПЗ, пишет газета "Взгляд".

Европейские НПЗ уже находятся под большим давлением из-за глубокого экономического спада, переживаемого Европой. Спрос на их продукцию постоянно снижается, цены падают вместе с доходами.

С 2008 года в регионе 16 нефтеперерабатывающих компаний сократили мощности или заявили о планах по сокращению. Таков итог распространения кризисных явлений в Европе. Теперь европейским НПЗ надо бороться еще и с ростом поставок дизеля из России.

Экспорт дизельного топлива из России в северную часть Европы по Балтийскому морю увеличился до 500 тыс. баррелей в день против 300 тыс. баррелей год назад, передает The Wall Street Journal со ссылкой на информацию консалтинговой компании ESAI Energy LLC. Федеральная таможенная служба России приводит следующие цифры. За первые три месяца текущего года поставки нефтепродуктов в дальнее зарубежье составили 29,483 млн тонн на 14,659 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт бензина вырос на 14,2%, до 476,4 тыс. тонн, экспорт дизельного топлива – на 5,9%, до 9,266 млн тонн.

Топливо из России пришло на европейский рынок тогда, когда цены на дизель упали до 865,75 доллара за тонну против 946 долларов за тонну год назад. Нефтепереработчики в Европе теперь получают 14,83 доллара с каждого барреля дизельного топлива в сравнении с 17,10 доллара год назад.

Прибыль от продажи дизельного топлива для нефтепереработчиков является критически важным элементом, так как позволяет им возмещать убытки от других продуктов. «Когда импорт дизеля слишком сильно вырастает, доходы нефтепереработчиков оказываются под давлением, – говорит старший аналитик ESAI Эндрю Рид. – Чем больше дизельного топлива приходит от внешних поставщиков, тем менее устойчивыми оказываются позиции небольших НПЗ». По его словам, нынешний год для них будет куда менее прибыльным, чем прошлый, а 2014 год станет еще хуже.

Инвестиции, которые были вложены в российские НПЗ, увеличили их мощности и сделали возможным то, что теперь дизельное топливо их производства попадает прямиком на европейский рынок, говорится в отчете трейдинговой группы нефтепереработчиков Великобритании UKPIA. Раньше дизель российского производства нуждался в дополнительной обработке, чтобы соответствовать европейским стандартам.

Глава отдела по работе с инвесторами одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Италии Saras SpA Массимо Вакка говорит, что его компания пристально следит за тем, как увеличение поставок дизеля из России влияет на снижение ее прибыли. Но, по его словам, с полной определенностью в ближайшее время это будет сложно оценить, поскольку спрос на дизельное топливо традиционно падает летом, когда потребность в топливе для обогрева снижается.

«Спрос идет по нисходящей, а импорт – по восходящей, – говорит Массимо Вакка. – Неважно, откуда приходит дизельное топливо, важно то, что европейские нефтепереработчики оказались под большим давлением. Они столкнулись с выбором: либо закрываться, либо наращивать инвестиции». Компания Saras сообщила об убытках в размере 116,5 млн долларов в 2012 году, которые имели место отчасти из-за снижения доходов от переработки.

Но не только импорт дизельного топлива из России привел к таким неутешительным результатам. Во всей Европе наблюдается снижение спроса из-за продолжающегося экономического спада. В результате с 2008 года нефтепереработчики снизили мощности на 1,6 млн баррелей – это 10%, согласно данным ESAI.

«Сейчас на рынке гораздо больше дизельного топлива, чем было раньше», – отмечает консультант Facts Global Energy Джема Паркер. По ее словам, НПЗ Северной Европы, куда в основном направляется дизель из России, находятся под большим ударом, чем остальные.

Следует оговориться, что Европа нуждается в импорте дизельного топлива. Многие НПЗ в регионе были построены десятилетия назад и впоследствии перепрофилировались в производство бензина, спрос на который сейчас выше, чем на дизель. Но, помимо России, на рынок вот-вот должен выйти дизель из Саудовской Аравии, где наращивается производство как дизеля, так и бензина. О всплеске производства в Саудовской Аравии этой весной предупредило Международное энергетическое агентство. Мировой рынок переполнен топливом.

Ничего хорошего европейские НПЗ не ждет и на рынке бензина, поскольку сюда готовы устремиться американские производители, которые увеличивали мощности последние несколько лет. «Европейских нефтепереработчиков атакуют с двух сторон, – говорит глава отдела исследования рынка нефти и газа Macquarie Джейсон Джеммел. – Когда спрос падает, а поставки растут, это означает снижение прибыльности».

Содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг сказал газете ВЗГЛЯД, что в России в условиях снижения темпов роста российской экономики сильно страдает сектор грузоперевозок, являющийся основным потребителем дизельного топлива. «О падении объемов грузоперевозок более чем на 5% РЖД заявляли еще в январе, что негативно сказалось на спросе на тяжелое топливо. Его излишки вполне возможно реализовывать на европейском рынке, где оно дороже более чем на 70%, а эта разница способна покрыть транспортные издержки, а также затраты, связанные с экспортной пошлиной», – сказал эксперт.

Текст: Дмитрий Муравьев, Взгляд, Фото: Reuters

Источник: Взгляд. Деловая газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.