Айти шагает впереди

27.05.2013
Просмотров: 2452

Похоже, ИТ-технологии становятся наиболее ярким мотивом в промышленном производстве, как в свое время маркетинг или, допустим, менеджмент качества.

Похоже, ИТ-технологии становятся наиболее ярким мотивом в промышленном производстве, как в свое время маркетинг или, допустим, менеджмент качества.

Источник: газета "Курс-Н"

Об этом обозреватель “Курса Н” беседует с начальником управления информационных технологий ОАО “ПКО “Теплообменник”, руководителем Центра новых информационных технологий при Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Александром СТРУЧКОВЫМ.

— Какие ИТ-тенденции наблюдаются сейчас в нижегородской промышленности?

— Кривая эволюционного развития показывает живую динамику. Если лет 8 назад все начали активно заниматься внедрением САПРа, трехмерного проектирования, 3D-модели, переходом к оформлению чертежей в электронном виде, то сейчас постепенно акценты смещаются в сторону технологического проектирования, то есть автоматизации работы не конструкторов, а технологов. Кроме того, сейчас на многих предприятиях начинается научно-техническая революция — перевооружение станочного парка, приобретается новое оборудование. И с этим приходят новые айтишные заботы и вопросы.

Автоматизация технологического проектирования должна быть построена на том ядре, которое заложили несколько лет назад, то есть на конструкторских данных. Идет разработка базовой инфраструктуры для производства. Раньше в цехах не было никаких компьютерных сетей. И никому в голову не приходило тянуть сети к станкам. А сейчас любой новый станок имеет числовое программное управление, на которое должна передаваться информация. Так же, как и с него тоже. И на первый план выходит проведение внутрицеховых сетей до конкретного оборудования.

Важная задача — разработка постпроцессоров — понятного для станка специализированного программного обеспечения. Системы разработки достаточно универсальны, а у станков разные стойки. А к постпроцессорам нужны люди, которые знают, как они разрабатываются. И еще интересная тенденция, которая сейчас активно проявляется, — это системы внутрицехового планирования, учета и мониторинга работы внутрицехового оборудования.


Купив такое дорогое оборудование в большом количестве, например целый участок из 18—20 станков, руководство предприятия рискует получить недостаточно эффективную работу станочного парка, предположим, всего на 15—20%. По разным причинам. Как отследить, насколько эффективно работает это оборудование? Решение есть. Это специальные системы дистанционного мониторинга, которые позволяют вести наблюдение по разным параметрам. Каждый станок управляется компьютером, который знает, когда станок включился, выключился, на каких режимах и сколько времени он работал, сколько стоял и по какой причине. Например, сломался инструмент. Или просто стоял, никто на нем не работал. Собирая такую информацию с ЧПУшных стоек, мы получаем возможность хоть в режиме реального времени, хоть за неделю, за день, за месяц отследить полную картину работы станочного парка.

 И, по сути, все можно свести к коэффициенту использования оборудования. Если этот коэффициент постепенно увеличивается, приближаясь, скажем, к единице, к 0,9 например, то значит, на оборудовании работают, оно загружено, его проблемы решают. А уменьшается — значит, с точностью до наоборот. И мы получаем полную картину, по какой причине происходит простой. Это, я считаю, очень перспективное направление.

— Такие тенденции проявляются, естественно, на достаточно продвинутых предприятиях, где активно используются ИТ-решения. Наверное, надо было начинать с отстающих.

— Нет, наверное, сейчас такой сферы деятельности человека, где внедрение информационных технологий не позволило бы сделать какой-то шаг вперед. Давайте возьмем самый примитивный пример, допустим, плетение корзин в какой-либо деревне. Допустим, такое предприятие производит и продает по 100 корзин в месяц. Но этого мало. Может быть, ему нужно сделать хороший сайт, какой-нибудь интернет-магазин по продаже корзин. Доставку можно организовать в любой конец страны. Может быть, нужно ввести какой-нибудь длительный корпоративный тариф сотовой связи, чтобы меньше тратить денег на связь с Москвой, которая, допустим, курирует предприятие по изготовлению корзин.

— Москва уже и плетение корзин из ивовых прутиков курирует?

— Почему бы и нет. Возьмем другой город, например, Тверь. Какая разница. Может быть, сейчас на этом предприятии работают 10 бабушек-плетельщиц... Может быть, возникла острая необходимость уволить этих бабушек-плетельщиц и поставить один плетельный станок, который будет делать больше корзин, быстрей и качественней.

— Москва, скорей всего, так и сделает. Не исключением окажется и Тверь.

— Да, это жесткая сторона ИТ-решений. Если мы говорим о том, что надо повышать производительность труда, то всегда должны понимать, что это приведет к высвобождению рабочих мест. Как ни верти, это так.

— Стало быть, вы попутно делаете не совсем доброе дело.

— В какой-то мере — да. Раньше на “Теплообменнике” работало значительно больше человек, чем сегодня. Когда я пришел на этот завод в сентябре 2000 года, ситуация была именно такой. С тех пор мы активно внедряем информационные технологии, и сейчас на предприятии количество персонала оптимизировано в результате значительного сокращения. Это, конечно, происходит не исключительно из-за айтишников. Но их доля в этом процессе достаточно большая.

— А что в перспективе?

— Довести количество работающих до самого оптимального уровня. Если взять зарубежное предприятие, похожее на “Теплообменник”, то на нем работает 500—800 человек, не больше. И я полностью поддерживаю инициативу высшего руководства завода по планомерному, постоянному сокращению численности работающих. Есть еще на предприятии ресурсы для оптимизации персонала. Это звучит, может быть, плохо с социальной точки зрения, с гуманитарной. Но ведь это капитализм.

— Если говорить о моде на профессии, то айтишники сейчас далеко опережают не только экономистов, но и банкиров, трейдеров. Получается весьма серьезное сообщество сродни общественно-политическому движению.

— Айтишники по степени удовлетворенности своей работой стоят в рейтинге на первом месте. Думаю, они вряд ли поменяют на политическую деятельность свою творческую, созидательную работу. Хотя политическое движение можно создать. Вопрос — для чего? Как некое политическое сообщество можно, например, рассматривать сейчас Нижегородский клуб ИТ-директоров. Чем не политическое движение. Только оно зарегистрировано не как партия, а как клуб, как общественная организация. При желании его можно переделать в какую-то политическую команду. Но для этого надо ставить другие цели. Кого-то лоббировать, продвигать, защищать. Мы — айтишники, свое дело делаем. Зачем нам менять окраску. Но исключить такой поворот дела не могу.

— Как ИТ-центр при НАПП расширяет свои связи с предприятиями Нижегородской промышленности?


— Очередное заседание возобновившего свою работу Центра новых информационных технологий при НАПП прошло на ОКБМ им. Африкантова с участием регионального отделения Союза машиностроителей России и при содействии Нижегородского клуба ИТ-директоров. Темой семинара стал опыт автоматизации производственных процессов промышленного предприятия. Речь шла об информационной поддержке всех этапов жизненного цикла продукции вплоть до ее утилизации. В семинаре принимало участие высшее руководство ОКБМ и ведущие специалисты. Были приглашены представители около 45 предприятий из различных городов Нижегородской области. Участвовало около 65 человек.


— Насколько изменился на ОКБМ характер ИТ-услуг для зарубежных заказчиков?


— Сейчас невозможно разработать, скажем, атомную электростанцию, произвести ее и продать за рубеж без широчайшего использования, например, 3D-технологий. Сейчас самый главный покупатель в области атомных наработок Китай. Там требуют наличия трехмерных моделей, наличия трехмерных электронно-технических руководств. Традиционная документация на какие-нибудь атомные реакторы, которые производит ОКБМ, например, для подводных лодок, займет в бумаге несколько огромных комнат. Документация на самолет займет 12 “КамАЗов”. А сейчас любому зарубежному заказчику необходимо наличие так называемых ИЭТРов (интерактивных электронно-технических руководств). Вся документация по эксплуатации сложного изделия представлена в интерактивном виде. И этим далеко не исчерпывается перечень новых услуг.

Владимир ЦВЕТКОВ, Курс-Н, фото: Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.