Рухнет ли бензиновая монополия в России?

27.05.2013
Просмотров: 3463

На прошлой неделе премьер-министр РФ подписал распоряжение о переводе более половины общественного транспорта на газ.

На прошлой неделе премьер-министр РФ подписал распоряжение о переводе более половины общественного транспорта на газ, пишет газета "Биржа+АВТО". А Минпромторг наконец поддержал предложение импортеров об отмене таможенных пошлин на ввоз в Россию электромобилей. Будет ли у нас вслед за Европой разрушаться монополия бензинового транспорта или у России, как всегда, особый путь?

Главная стратегическая задача ЕС на ближайшее десятилетие — иметь в Европе минимальную инфраструктуру, позволяющую использовать все виды топлива, дружественные к окружающей среде, к которым относятся электричество, водород, биотопливо и газ, заявил в январе еврокомиссар по транспорту Сийм Калласс. Планируется, что автомобили на каждом из видов топлива займут свою рыночную нишу, в том числе и бензиновые. На прошлой неделе заявления в этом тренде были сделаны и в России.

Для кого будем делать скидки?

Как заявил на встрече с представителями торговых организаций замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, министерство согласно с отменой таможенных пошлин на ввоз в Россию электромобилей. Как написали информагентства, это поможет увеличить ввоз электрокаров к 2014 году в десять раз — до 500 автомобилей. «Открывая доступ электромобилей в Россию, мы создаем, в первую очередь, инфраструктуру для развития рынка автомобилей с экологичными двигателями. К тому моменту, когда в Калуге и других городах производство электромобилей заработает на полную мощность, у нас должны быть электрозаправки и соответствующие сервисы обслуживания, более того, должен сформироваться спрос на альтернативные автомобили», — сообщил замминистра.

Отмена пошлины снизит стоимость электромобилей на 20%, что, как считается, сделает их более доступными для россиян. Но если посмотреть на реальную экономию, то едва ли подобная скидка сможет что-то принципиально изменить. Например, цена Mitsubishi i-MiEV, первого электрокара, который начал официально продаваться в России, начинается от 1 млн 799 тыс. рублей. Даже со скидкой в 20% он вряд ли будет стоить дешевле 1,5 млн, а это значит, что массовый спрос этому автомобилю в России в любом случае не светит. Впрочем, по цене он приблизится к вазовской ElLadе стоимостью 1,2 млн, поскольку ее таможенные скидки не затронут.

Если при этом посмотреть на мировые продажи и опыт других стран, то ситуация на рынке электрокаров выглядит, мягко говоря, «не очень». Во Франции, где, по информации autonews.ru, государство доплачивает покупателям таких машин 5000 евро, в 2012 году было продано не более двух тысяч электрических Peugeot и Citroёn, а Mitsubishi по результатам этих продаж сочла сборку электромобилей для Европы нерентабельной. Nissan, планирующий в 2012 году продать на мировом рынке девять тысяч Leaf, реально продал чуть больше пяти тысяч. На что в этих условиях рассчитывают российские власти при сомнительных технических качествах электрокаров, особенно зимой, да еще на падающем рынке, не очень понятно.

Хотя логика, в общем, есть: в условиях непрогнозируемого спроса попытаться создать рынок не за счет негарантированных вложений российских предприятий, а за счет ввозимых автомобилей, переложив значительную часть возможных издер­жек на иностранных производителей. От идеи конца 2012 года «дать шанс российским производителям электрокаров» было решено отказаться.

«Газпром» и другие…

На прошлой неделе сдвинулся с мертвой точки и вопрос перевода общественного транспорта на газ. По крайней мере, власти декларировали, что отрасли будет оказана господдержка. 13 мая премьер-министр Медведев подписал постановление о переводе половины общественного транспорта крупных городов на газ и поручил правительству в течение этого года подготовить и принять нормативно-правовую базу для такого перехода. Планируется, что инфраструктуру профинансируют «Газпром» и другие компании. А вслед за общественным на газомоторное топливо перейдут сначала коммерческий, а потом и частный транспорт, сообщают информагентства.

Кроме «Газпрома» еще одним крупным игроком на этом рынке, возможно, будет «Роснефть». В конце прошлой недели стало известно о том, что она подписала соглашения с «Фольксваген Груп Рус» и КамАЗом о сотрудничестве в области развития на территории России рынка сбыта компримированного природного газа (КПГ) и рынка газовых автомобилей. По информации «Автостата», соглашение с «Фольксваген Груп Рус» предусматривает развитие инфраструктуры газовых заправок, оснащение заправочных комплексов «Роснефти» оборудованием для заправки газовых автомобилей и выведение на рынок автомобилей марок Volkswagen, Audi, Skoda, работающих на КПГ. Соглашение с КамАЗом касается в основном научно-технического сотрудничества, в частности в сфере перевода на газ специальной и сельскохозяйственной техники.

Ситуация получила развитие на совещании по газомоторному топливу, проведенному 14 мая президентом Путиным. На нем Минэнерго предложило снизить или даже обнулить транспортный налог для автомобилей на газомоторном топливе.

Америка нам поможет

Ситуация с бензиновыми авто, напротив, развивается не в пользу их владельцев. К примеру, в середине мая правительство РФ не одобрило проект закона, отменяющего транспорт­ный налог для автомобилей с двигателями менее 150 л. с. Причина в том, что этот налог относится к региональным налогам и формирует доходную часть региональных бюджетов. Регионы могут увеличивать или уменьшать транспортный налог по своему усмотрению, но не более чем в десять раз. При этом в отношении автомобилей мощностью до 150 л. с. ставка может быть только увеличена.

Кроме этого, у властей есть еще две «антинародные» инициативы: привязать стоимость транспортного налога и стоимость ОСАГО к возрасту автомобиля — якобы для того, чтобы стимулировать обновление автопарка. Другими словами, чем старше автомобиль, тем больше за него придется платить. Но эксперты не считают эту инициативу удачной, поскольку общеизвестно, что на старых автомобилях ездят в основном те, кому не по карману новые, которые к тому же постоянно растут в цене.

«Неправильность» подобных предложений уже успела подтвердиться: инициатива с ОСАГО в мае провалилась. Страховые компании не смогли предоставить властям информацию, которая подтверждала бы повышенную опасность старых автомобилей, а без этой информации пересчитать тарифы нельзя. Пересмотр любых тарифов должен иметь экономические причины, а обновление автопарка такой причиной не является.

В пользу бензиновых автомобилей в перспективе может сыграть мировой рынок нефтедобычи. По итогам 2012 года аналитики предрекают на нем серьезные изменения. Причина — резкий всплеск добычи в США, в результате чего Америка сможет обогнать Россию по этому показателю уже к 2018-му, а не к 2025 году, как прогнозировалось ранее. По информации газеты «Ведомости», в 2012 году в США добывалось 9,11 млн баррелей в сутки против 9,57 млн в Саудовской Аравии и 10,73 млн в России. Ожидается, что американский рост продолжится и приведет в конечном итоге к перепроизводству нефти и падению мировых цен на нее. А значит, по логике, и цен на бензин, в том числе и на розничных рынках.

в тему

Мировые автопроизводители признают, что массовым, скорее всего, не будет ни один тип автомобиля, и делают ставку на гибридные технологии. Вот только некоторые анонсы этой весны:

Porsche в ближайшем будущем намерен оснащать каждую свою модель как традиционным двигателем внутреннего сгорания, так и гибридными агрегатами. Компания объясняет это желанием снизить общий уровень выбросов СО2. BMW потратит три миллиарда евро на разработку автомобилей на электротяге. Эту сумму, озвученную газетой Handelsblat, представители компании назвали «немного завышенной». Первой серийной моделью компании станет компакт-кар i3, который за дополнительные 4 тысячи долларов можно будет оборудовать двухцилиндровым мотоциклетным мотором, подзаряжающим батареи в движении. Второй экологичный автомобиль BMW — гибридный спорткар i8 с бензиновым турбодвигателем и электромотором. Планируется, что к дилерам автомобили поступят уже в 2014 году. Возможность выпуска электрокаров и спортивных гибридов рассматривает подразделение Renault — Renault Sport. Предполагается, что новый, уже разработанный автомобиль получит название Zoe. Volvo Cars заявила в мае о том, что увеличивает производство Volvo V60 Plug-in Hybrid на 90% в связи с растущим спросом на гибридную дизельную модель с зарядкой аккумуляторов от обычной электросети.
Ольга Панова, Биржа+АВТО, фото: Олег Чалков

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.