Студенческая наука

28.05.2013
Просмотров: 1037

Как адаптировать студента к реальному сектору экономики?

Очень часто работодатели, приглашая выпускников вузов на работу, интересуются только их оценками. И нередко оказываются разочарованными качеством полученного «товара», особенно если студент никогда не работал по специальности. По мнению заместителя директора Дзержинского политехнического института Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева по научной работе Олега Казанцева, работодатель должен обязательно учитывать фактор научной деятельности выпускника. — Если у работодателя есть желание получить хорошо подготовленного специалиста, то надо присматриваться к выпускникам, участвующим в годы учебы в работе научно-технического студенческого общества (НТСО). Его участники, студенты II–V курсов ДПИ НГТУ, занимаются исследованиями и разработками на своих кафедрах. Главный критерий отбора в НТСО — желание студента лучше узнать свою будущую профессию, научиться работать на современном уровне, участвовать в разработке новых продуктов и технологий, фундаментальных химических исследованиях.

Уверен, что интерес к получению знаний часто «просыпается» именно при выполнении реально востребованных работ и исследований. Кстати, «четверки» или «тройки» в зачетке — не повод для студента считать себя серой личностью, не способной добиться профессиональных успехов. Ведь часто причиной «троек» является всего лишь отсутствие интереса к учебе. А он проявляется в ходе конкретной работы. При этом кто-то больше любит искать нужную информацию в базах данных и анализировать ее, кто-то — придумывать конструкцию установки, собрать ее и запустить. Другим ближе всего испытывать разработанные и синтезированные продукты, сравнивать их с лучшими зарубежными и отечественными аналогами, есть любители компьютерных методов исследования. Кроме того, студенты учатся описывать свою работу в публикациях, делать доклад о ней перед аудиторией. Это тоже очень ценный опыт. В целом, студенты в НТСО гораздо быстрее развиваются профессионально, во многом благодаря индивидуальному подходу — у каждого есть свой куратор из числа преподавателей, а зачастую студент имеет двух наставников — преподавателя и аспиранта.

Наконец, немаловажно и то, что НТСО формирует привычку зарабатывать деньги не «левой халтуркой», а с помощью своих профессиональных умений. Студенты сейчас получают приличную прибавку к стипендии. Во-первых, многим участникам НТСО начисляются выделяемые государством дополнительные «научные» стипендии — 5000 руб. в месяц. Не реже двух раз в год институт поощряет всех участников общества разовыми премиями — до 3500 руб. Во-вторых, когда студент осваивает профессиональные приемы работы, он может принимать участие и в оплачиваемых договорных работах, в выполнении грантов, финансируемых целевых программ и так далее. В результате общие зарабатываемые студентами суммы значительно превышают стандартные учебные стипендии.

В полный голос научно-техническое студенческое общество заявило о себе на кафедре «Технология органических веществ» (ТОВ). Там с участием студентов проводятся разработки новых технологий получения и лабораторные испытания различных востребованных промышленностью веществ: от присадок (добавок) для нефтей и нефтепродуктов до ингибиторов коррозии. Активно ведутся разработки в области «зеленой» химии, получения лесохимических продуктов для ветеринарии и по другим важным прикладным и фундаментальным направлениям. Выполняется много работ по заявкам малых предприятий и среднего бизнеса.

Должен сказать, что научно-исследовательская деятельность ДПИ НГТУ имеет давние традиции и тесно связана с развитием Дзержинского промышленного узла, который формировался как единый научно-технологический комплекс. ДПИ НГТУ стал составной частью этого комплекса. Поэтому многостороннее сотрудничество с промышленными предприятиями Дзержинска является основной особенностью НИОКР, проводимых в ДПИ НГТУ. За прошедшие с основания института 38 лет были сформированы научные школы по всем главным направлениям развития Дзержинского промузла. В ДПИ НГТУ сегодня существует шесть научных школ, в рамках которых проводится большая часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В настоящее время ведущими являются научные школы заслуженных деятелей науки и техники профессоров Сергея Данова и Сергея Сажина.

Два года назад в НГТУ была принята программа стратегического развития, а в феврале 2012 года — аналогичная программа для ДПИ НГТУ. В них упор сделан на внедрение научно-технической работы студентов в процесс обучения. Это современная тенденция.

У молодежи нашего института реально появляются новые возможности для профессионального развития. Например, на кафедре ТОВ в последние годы закуплено много самых современных приборов, активно проводятся ремонты лабораторных помещений. Есть доступ к основным российским и зарубежным базам данных в области химии. Аналогичная работа ведется и на других кафедрах института. Для интеграции их деятельности в ДПИ НГТУ создан Центр коллективного пользования, что позволяет эффективно использовать существующий научно-технический потенциал в интересах вуза и его партнеров.

ДПИ НГТУ в научно-образователь­ной сфере сотрудничает со многими ведущими вузами страны — московским РХТУ, национальными исследовательскими университетами из Томска, Саранска, Нижнего Новгорода. Как уже отмечалось, выстроены тесные отношения с предприятиями города и региона. Все это самым позитивным образом влияет на развитие вуза, создает основу для профессионального роста студентов и преподавателей. В конечном итоге выигрывают работодатели, получая выпускников не в виде «полуфабриката», а «товара» высокой стоимости.

Владимир Петров, Биржа №18 от 21 Мая 2013, фото: Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.