Три «чистые» буквы

30.05.2013
Просмотров: 1971

«Живые» конфеты, масло из сливок домашнее ручного сбивания, мороженое с пробиотиками — мода на здоровую провизию не миновала и нашу губернию.

«Живые» конфеты, масло из сливок домашнее ручного сбивания, мороженое с пробиотиками — мода на здоровую провизию не миновала и нашу губернию. Что представляет собой «органик-сегмент» российского продуктового рынка, уместно вспомнить сегодня, 29 мая, во Всемирный день здорового пищеварения, в год, объявленный в странах СНГ Годом экологической культуры и охраны окружающей среды.

Источник: газета "Нижегородские новости"

Признание вылетит в копеечку

На первый же запрос экологически чистого провианта поисковик благодарно выдает: «EkoProduct. Наше небольшое производство находится в Дальнеконстантиновском районе — это чуть более 100 км от Нижнего Новгорода, в экологически чистой зоне». Цена волшебной приставки позволяет буханке хлеба ржаного или пшеничного кусаться по 60 целковых. Пельменями и мантами домашними торгуют по 350 рублей за полкило. За 200 граммов масла, тоже домашнего, ручного сбивания из сливок, попросят 200 рублей, за масло из сметаны, приготовленное тем же способом, — те же 200 целковых, из молока пастеризованного уступят за 150…

Справка «НН»

Органическое сельское хозяйство сегодня практикуется в 160 странах в общей сложности на 37 миллионах гектаров сельскохозяйственных земель. В Европе органические земли составляют 7,39 миллиона га, в том числе 3 миллиона — биопашня, а 3,2 миллиона — биопастбища. Больше всего экоплощадей в Италии — 1,15 миллиона га. За ней следуют Испания с ее миллионом гектаров и Германия — 0,87 миллиона.

От руководителя этой компании Владимира Гузеева узнаем: его ИП, по сути, сотрудничающий с частными подворьями интернет-магазин. Фермерский продукт он поставляет под заказ для небольшого (не более 60) круга постоянных клиентов.

— Экологические сертификаты на мясо, молоко, масло или хлеб у меня отсутствуют. Соответствующая паспортизация земель, на которых произрастают зерно и корма для животных, конечно же, не проводилась: у нас, в России, чтобы ее добиться, жизни не хватит, — вздыхает Владимир Гузеев. — Однако к мясу, молоку и маслу я готов приложить ветеринарные справки о том, что скотинка привита, а перед убоем была здорова…

К услугам взыскующих здоровой, а главное, натуральной пищи на одном из городских порталов найдется «Деревенский форум: для тех, кто из деревни и не только…». Тут предлагают яйца деревенские с разбросом цен от 50 до 100 целковых за десяток, сыр по 500 рублей за кило, молоко топленое — 200, а также мясо телят, кроликов, гусей и уток. Естественно, тоже без экологических паспортов. Фермеры фактически просят верить им на слово, что земля, на которой они хозяйствуют, не находится на неблагополучной с экологической точки зрения территории.

— Все крестьянские подворья и фермерские хозяйства области выпускают «чистую» продукцию, и наши буренки дают молоко только высшего или первого сорта, — оправдывается руководитель сектора развития малых форм хозяйствования областного минсельхоза Светлана Главинская. — Но никакой сертификации международного образца у наших фермеров нет, поскольку эта затея стоит очень дорого.

Проверяют даже воздух

— Не нужно путать натуральное хозяйство и органическое сельское хозяйство. Фермеры могут использовать пестициды, гербициды, инсектициды и прочую химию в своем производстве, — предупреждает исполнительный директор Союза органического земледелия России Яков Любоведский. — Как правило, пригодными для выращивания органической продукции признаются земли, на которых последние 20 лет не использовались удобрения.

Впрочем, в нашей стране имеется 40 миллионов гектаров неиспользуемой сельскохозяйственной земли, гарантированно не получавшей удобрения более 20 лет. Достаточно ли этого?

Нет. Производитель в Европе и Америке для присвоения продукту статуса organic foods (биологически чистый, органический) проходит жесткую сертификацию. Лабораторным анализам на предмет содержания вредных веществ подвергается все: почва, на которой растут растения, трава, которую едят животные, чье мясо впоследствии станет ингредиентом органической еды, семена, корма. Пробы берутся даже из атмосферного воздуха и воды.

Кстати

Реальный объем рынка экопродуктов в нашей стране, по оценке International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), не превышает 0,1 процента ежегодного объема продаж всех продуктов питания. В основном это импорт: главные поставщики здоровья к российскому столу — немецкие производители.

Лидирующие регионы производства экопродукции — Европа и Северная Америка, основные рынки — США, Германия, Великобритания и Франция.

— В производстве органической продукции не должны использоваться пестициды, синтетические удобрения, регуляторы роста, искусственные пищевые добавки и генетически модифицированные продукты, — рассказывает Яков Любоведский.

По стандартам биологически чистого земледелия использование синтетических пестицидов не допускается, но разрешается использование биопестицидов. Они менее опасны, нежели обычные, но это не значит, что они совсем нетоксичны. «Не существует достаточных свидетельств благотворного влияния органической пищи на здоровье человека», — говорится в публикации American Society for Nutrition.

О вкусном и здоровом

Справедливости ради отметим: не только в нашем регионе — во всей России общепризнанных экологических маркировок нет. Понятия «экологически чистый», «биологически чистый», «органический» на государственном уровне у нас до сих пор не закреплены. Более того, ГОСТ 51074–2003 официально запрещает использование обозначение «экологически чистый».

— На рынке очень много продуктов с названием «эко» и «био», которые просто липа, — утверждает председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. — Производители пишут на растительном масле «без холестерина», хотя в нем холестерин не может содержаться в принципе. Есть и случаи откровенного подлога. Три года тому назад «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты России провела исследования пяти самых популярных на российском рынке марок тростникового сахара. Он считается менее вредным, чем обычный. Экспертиза показала: три образца из пяти

— «Мистраль», Brown & White Golden Demerara, Billington`s Natural Demerara представляли собой белый кристаллический сахар с добавлением тростниковой патоки.

…Чтобы лишить недобросовестных производителей возможности называть свою продукцию экологической, в декабре после общественных слушаний будет внесен в Госдуму законопроект «О производстве органической сельскохозяйственной продукции». Параллельно разрабатывается техрегламент, который должен определить основные требования к ней.

Мода на экологичность — это спрос на добросовестность производителя, что само по себе неплохо. Однако если в США органическая продукция стоит в среднем на 20 процентов дороже обычной, у нас за нее приходится переплачивать вдвое при отсутствии четкого понимания, за что именно ты платишь. Иногда пока нашим производителям проще продвигать товар, пользуясь приемом сходства звучания до степени смешения. К примеру, один из молокозаводов выпустил на рынок молоко, кефир и ряженку под брендом, созвучным приставке «эко», поменяв лишь одну букву. В сознании немедленно возникает соответствующая ассоциативная связь, и при этом закона изготовитель не нарушает…

Увы! Пока закон так и не принят, префиксы «эко» и «био» всего лишь хитрый маркетинговый ход.

Тем временем

Белее некуда…

Два года тому назад на российском рынке появилась органическая водка.

— Спирт для нее делается из органически выращенного зерна, а вода берется из ледникового озера Саймаа, — уверяет исполнительный директор финской компании-производителя Saimaa Beverages Олег Крайзмер. — Все производство строится на принципах «органик», включая энергосбережение и очистку сточных вод. Будет ли на российской водке стоять значок европейской сертификации «органик», пока неизвестно.

— Тяжело живется маркетологам: приходится придумывать полезные свойства вредному продукту, — иронизирует над затеей экс-гендиректор алкогольных гипермаркетов Vinberry Андрей Ткемаладзе.

— Концепция «органик» не очень хорошо работает на нашем рынке в целом, — убежден управляющий директор маркетингового агентства BrandLab Александр Еременко. — С финским озером у потребителя водки в РФ не связано никаких ассоциаций. Марка в понимании людей воспринимается как «этническая» водка, способная занять максимум 0,01 процента рынка.

Елена Кульчицкая, Нижегородские новости. фото: Нижегородские новости

Елена Кульчицкая, Нижегородские новости. фото: Нижегородские новости

Источник: Нижегородские новости
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.