Защитит ли бизнес омбудсмен?

31.05.2013
Просмотров: 2076

О необходимости создания института уполномоченного по правам предпринимателей говорили давно. Их даже назначили. Но закон, регламентирующий деятельность омбудсменов, был принят только в апреле. Изменится ли что-либо теперь?

О необходимости создания института уполномоченного по правам предпринимателей говорили давно. Их даже назначили. Но закон, регламентирующий деятельность омбудсменов, был принят только в апреле, пишет журнал "Бизнес-Клуб". Изменится ли что-либо теперь?

Павел Солодкий, уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области, председатель НРО «Деловая Россия»:

– Принятие федерального закона необходимо, чтобы четко определить полномочия и обязанности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Кроме того, это позволит принять региональные законы об омбудсмене (они уже назначены в 28 регионах страны).

Новый закон четко регламентирует взаимоотношения между институтом омбудсменов и другими госорганами и должностными лицами. Отдельно прописаны сроки ответа должностного лица на запросы омбудсмена – 15 дней со дня получения соответствующего обращения. Кстати, в законе указано, что этот ответ должен быть подписан именно тем должностным лицом, которому адресовано обращение, – что подчеркивает исключительную важность запросов, направляемых омбудсменом. Также предусмотрено принятие в штат сотрудников, деятельность которых будет финансироваться из областного бюджета.

Главное, на что я хотел бы обратить внимание нижегородских предпринимателей: у нас создается автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур “Бизнес против коррупции”» (ЦОП). Вскоре она начнет работу: здесь будут бесплатно консультировать, обучать, оказывать информационную поддержку предпринимательскому сообществу. Это позволит, с одной стороны, поднять юридическую грамотность предпринимателей, с другой – выявить самые вопиющие случаи вымогательства, коррупции, давления на бизнес.

При ЦОПе создаются общественный совет (представители бизнес-сообщества и руководители общественных организаций) и наблюдательный совет (представители контролирующих и силовых структур). Благодаря этому можно будет оперативно обсуждать все поступающие жалобы. Главная цель данной структуры, создаваемой на федеральном уровне во всех регионах России, – заметное улучшение инвестиционного климата, создание условий для несырьевого сектора экономики и обеспечение гарантий защиты бизнеса.

Юлия Крузе, управляющий партнер юридической компании «Т.М.-Сервис», кандидат юридических наук:

– Закон производит двойственное впечатление. Если анализировать полномочия омбудсмена с точки зрения государственного управления, в значительной части они уже есть у существующих государственных органов и должностных лиц, отвечающих за законность и правопорядок.

Дублирование функций в госорганах не является эффективным методом управления. Создается еще один государственный орган без ликвидации или передачи полномочий от действующих. Что, действующие не справляются, отсутствует система защиты свобод и законных интересов и вводится отдельный инструмент защиты в «ручном режиме»? Но если созданные ранее органы где-то недорабатывают, подвержены коррупции, откуда уверенность, что новый, став элементом системы государственной власти, будет работать по-другому?

Вместе с тем у меня есть уверенность, подкрепляемая опытом работы, связанным с реализацией закона о защите прав предпринимателей, что в связи с принятием закона о бизнес-омбудсмене ситуация изменится. Многое зависит от конкретного человека, а кандидатуры уполномоченных на уровне Федерации и субъектов, с прошлого года обсуждаются предпринимателями, на эту должность назначаются люди, которые пользуются доверием бизнес-сообщества.

Несмотря на то что уполномоченные по должности – чиновники, можно сказать, что они и переговорщики, и посредники, которые получили широкие дополнительные права. Начиная с возможности без особого разрешения посещать обвиняемых и осужденных в местах содержания под стражей и заканчивая ежегодными публичными докладами и участием в формировании политики по улучшению предпринимательского климата. Для реализации всех полномочий остается принять соответствующий закон в Нижегородской области.

Алексей Душкин, председатель правления Ассоциации нижегородских частных медицинских клиник, член совета директоров ЛДЦ МИБС:

– К новому закону я отношусь положительно. Самое главное, что роль бизнеса в обществе становится все более социально значимой и это признается на уровне правительства. Особенно приятно, что омбудсменами становятся люди, которые сами прошли путь предпринимателя: федеральным уполномоченным стал Борис Юрьевич Титов, а у нас в области – Павел Михайлович Солодкий. Это два опытных бизнесмена, которые известны своим этичным поведением и грамотной трактовкой юридических норм.

Принятие закона говорит о том, что между бизнесом и властью на самом деле устанавливается полноценное партнерство, а значит, интересы предпринимателей будут учитываться при составлении различных государственных программ, в том числе и в той отрасли, которую я представляю, – в здравоохранении.

Виталий Лебедев, генеральный директор ЗАО «Софрахт-НН»:

– Если инициатива действительно будет реализована в том объеме, в каком предполагалось, это может стать хорошей помощью бизнес-сообществу. Далеко не все наши законы направлены на развитие бизнеса, и если будет дополнительный институт, стоящий на защите предпринимателей, то, может, и налоговая нагрузка станет более адекватной, и некоторые законодательные акты пересмотрят в сторону лояльности. Может быть, это даст дополнительный толчок и некую свободу, которая будет способствовать развитию как предпринимательства, так и страны в целом.

Андрей Цветков, генеральный директор ООО «Современные энергетические системы»:

– Конечно, введение этого закона порождает надежды, что омбудсмен будет защищать интересы бизнес-сообщества. Естественно, у нас есть дыры в законодательстве, которые можно было бы «заштопать» при помощи этого института.

Один из таких пробелов – изобретательство. Если посмотреть на опыт работы США или Европы, то там почти везде есть система поддержки изобретательства, которая включает в себя и государственные оценочные агентства, и возможность страховки патента, и получение кредита под развитие производства. У нас этого до сих пор нет.

Дмитрий Кузнецов, генеральный директор ООО «Эр Ликид Кстово»:

– Я скептически отношусь к данному закону. Не думаю, что он будет серьезным подспорьем. На сегодняшний день во всех регионах существуют механизмы для взаимодействия с инвесторами: где-то эту функцию выполняет местное министерство экономики, где-то министерство инвестиционной политики. Что даст новая структура, я не знаю. И скажу прямо: в России есть большие системные проблемы ведения бизнеса, здесь до сих пор, мягко говоря, не очень хороший инвестиционный климат. Зачастую справиться с проблемами могут только крупные компании. А где средние и мелкие предприятия, которые составляют основу бизнеса в любой стране? Почему они не идут сюда? Как раз из-за этих системных проблем. Как только улучшится общий инвестиционный климат, сразу все наладится.
Я против «ручного управления». Я за прозрачные нормативные механизмы, которые работают сами по себе.


Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.