Объединяют или разъединяют нас региональные бренды?

05.06.2013
Просмотров: 1673

Премьер явно погорячился. Про астраханские помидоры и владимирское молоко его «опять не так поняли».

В России, возможно, останется только один бренд — «российское». И не важно, что под ним продается: нефть, самолеты или огурцы. Все остальные символы региональной идентичности, будь то вологодское масло или хохломская роспись, по мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, — сепаратизм. По крайней мере, предприниматели его так поняли. Бизнес, да и региональные чиновники встревожены.

«Знаете, если покупай только вологодское, калужское или московское, а все, что сделано на территории других областей, не покупай, то это может дойти и до регионального сепаратизма, от которого мы отгребали все последние 13 лет», — заявил 18 мая Дмитрий Медведев на совместном заседании высшего и генерального советов «Единой России» после того, как единороссы рассказали о поддержке региональных брендов на примере проекта «Покупай владимирское». При этом он призвал активно участвовать в продвижении российских брендов за рубежом. «Первый все-таки для нас лозунг — это «Покупай российское».

Получается, что «сепаратистские» программы, по мнению премьера, у нас есть чуть ли не в каждом регионе: в Перми, Саратове, Иркутске, Волгограде, Липецке, Татарстане… Под вопросом оказались региональные бренд-проекты, развивающиеся уже в течение многих лет и приносящие, хочется думать, в местные бюджеты немалые деньги. Блогеры не упустили возможность в очередной раз упрек-нуть премьера в некомпетентности, а специалисты усомнились в корректности интерпретации сказанных слов. И аргументов для этого немало.

Начать хотя бы с того, что разные продукты на рынке — основа конкуренции. Одна абстрактная марка «Сделано в России» убивает и внутрироссийскую конкуренцию, и рынок. А оставшийся вариант по принципу «наше — не наше» сыграет в пользу импорта, потому что его много: американский, турецкий, китайский… О качестве в этом сценарии едва ли может идти речь — транснациональные корпорации обычно берут ценой.

Кроме потребительского аспекта есть еще и региональная экономика. Местные производители оставляют налоги в регионе, а значит позволяют закрывать дыры в дефицитных бюджетах. Далеко ходить не будем: благодаря программе «Покупай нижегородское» доля местных товаров на продовольственных рынках выросла в четыре раза. В чисто экономической логике речь может идти не о сепаратизме, а о независимости местных чиновников от федерального центра, поскольку они в этом случае будут зависеть скорее от регионального бизнеса.

Про то, что бренды повышают инвестиционную привлекательность проектов, давно уже никому объяснять не надо. Обладатель бренда получает кредиты в банках на лучших условиях, лучший персонал, лучший спрос. На государственном уровне бренды защищают от поглощений и банкротств, каждая территория имеет то, что нельзя отдать в чужие руки ни при каких условиях. Как, например, развивать региональный туризм, если все, что имеет отношение к местной идентичности, теперь будет считаться сепаратизмом? И что теперь делать с тульскими пряниками, городецкой росписью, муромскими огурцами?

Интернет откликается так: «В нормальной стране гордость за местное производство ведет не к сепаратизму, а вытекает из свободного федерализма. Если страну, кроме московской колбасы, ничто не связывает, грош цена такому единству».

Интересно, что последовательности в заявлениях федеральной власти о брендах не было и нет. Взять, к примеру, апрельскую встречу Медведева с активом «Единой России» в Якутске. Тогда он предложил поддержать республиканский бренд — якутский хомус. Якуты к этому добавили рассказ о героическом эпосе олонхо и, как результат, получили одобрение продвигать эту тему на площадке «Единой России». Это Медведев назвал поддержкой культурных брендов, и слово «сепаратизм» не звучало.

Почему же тогда владимирское молоко — сепаратизм? Не погорячился ли премьер? Несмотря на абсурдность некоторых ситуаций, стремление свалить все региональное многообразие в одну кучу под названием «российское» — не случайный ляп, а многолетняя политика, начавшаяся как минимум в бытность Медведева президентом. Если проанализировать его высказывания 2008—2011 годов, складывается устойчивое впечатление, что вся его риторика «о брендах» направлена исключительно на внешнюю политику и абсолютно не касается внутренней. В одном из своих интервью в 2011 году он говорил о том, что Россия известна в мире по газу, нефти и оружию, поэтому хотелось бы развивать еще и энергетические бренды, и IT-марки. Даже в области искусства и спорта мне бы не хотелось, чтобы мы замыкались в рамках балета и хоккея». Аналогичные слова говорились тогда о бренде «Сколково», эмблеме (бренде) рубля, о «Северном потоке» — все это применительно к использованию на международной арене. Что до ситуации внутри страны, то уже тогда он ограничивался только словами о полезности кампании «Покупайте российское». Если вдуматься, сами слова «покупайте российское» ориентированы на иностранного покупателя, поскольку российскому потребителю они не говорят ни о чем.

И тем не менее, ситуация двигается в сторону очередной «инициативы». В марте на совещании в Новгородской области в ответ на жалобы, что под видом астраханских помидоров на рынках продают иранские, Медведев поддержал идею помечать российскую продукцию, например, цветными флажками… Ну и что, спрашивается, помешает клеить российские флажки на иранские помидоры?

Врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова все же попыталась сделать хорошую мину при плохой игре. Она заявила о том, что журналисты не так поняли Медведева.
«К сепаратизму это («Покупай владимирское». — Прим. авт.) никак нельзя отнести, потому что это — поддержка отечественного производителя, малого и среднего бизнеса. Просто мы, где можно, еще добавим, что владимирское — это и есть российское». Классно! Давайте и к слову Sony обяжем добавлять — «изделие японское». Логика железная. Но для бизнеса убийственная.

Ольга Панова, Биржа №20 от 4 Июня 2013, фото: Кира Мишина

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.