Вокзал — зона контрастов. Мешки, такси и скорость ветра

13.06.2013
Просмотров: 2351

Раньше гости города говорили, что в Нижнем нет ни одного приличного уличного туалета, а сегодня удивляются, что у нас нет ни одного современного вокзала.

Раньше гости города говорили, что в Нижнем нет ни одного приличного уличного туалета, а сегодня удивляются, что у нас нет ни одного современного вокзала. И это в столице Приволжья! В программу развития туризма вбухиваем огромные деньги, а гостей встречаем... Не в сараях, конечно, но люди-то сравнивают нас с тем же Екатеринбургом, например.

Провожаем мы гостей на фирменных поездах с музыкой. А вот встречают их первыми толпы таксистов еще в тоннелях. И на платформах — нередко парад мешков с мусором. Когда из громкоговорителей раздается очередной призыв к бдительности, хочется сразу позвонить куда следует и попросить проверить каждый с миноискателем.

Вокзал из прошлого, поезда из будущего...

В конце мая Президент России Владимир Путин и глава РЖД Владимир Якунин обсудили в Сочи с заинтересованными сторонами проект развития высокоскоростных поездов (ВСП). В прошлом номере «Биржи» мы рассказывали об участии Нижегородской области в этом масштабном проекте, инвестиции в который составят почти триллион рублей. К 2018 году, когда российские города примут чемпионат мира по футболу, новые поезда должны будут нестись из Москвы в Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Екатеринбург со скоростью, превышающей 300 км/час. Причем казанский поезд пройдет через Нижний Новгород, и путь от Москвы до Нижнего займет немногим больше часа.

Только вот где сделает остановку высокоскоростной поезд? Казалось бы, ответ очевиден: в городе один вокзал, Московский, и именно он должен будет принимать поезд, отвечающий мировым стандартам.

Но здесь заканчиваются аплодисменты и начинаются вопросы.

Чтобы поезд мчался со скоростью пять километров в минуту, нужен не только специальный состав, но и железнодорожные пути, к которым предъявляются особые требования. И вокзал должен соответствовать вызовам времени хотя бы по техническим параметрам.

К примеру, в Москве планируется построить четыре новых вокзала, и два из них будут проектироваться специально для приема высокоскоростных поездов. Пока, правда, и столичные власти не совсем ясно представляют, какими должны быть эти вокзалы и где их надо строить. Как вероятный плацдарм «Восточного» вокзала называется район станции Перово, что на пересечении казанского и горьковского направлений (то есть по пути движения поездов, уходящих с Казанского и Курского вокзалов), а «Южный» вокзал могут построить неподалеку от станции Царицыно, то есть между Курским и Павелецким направлениями. Но тогда придется решать вопрос о доставке пассажиров скоростных поездов с окраин столицы в центр Москвы, а это дополнительные траты и, главное, потеря времени, что противоречит самой идее ВСП.

Негромко, потихоньку-помаленьку

Что же касается Нижнего Новгорода, то у нас вопрос размещения нового вокзала или же коренной реконструкции Московского вокзала пока публично не обсуждается. Да, с 2012-го областные власти и руководство Горьковской железной дороги говорят о проекте реконструкции единственного вокзала. Начальник ГЖД Анатолий Лесун рассказывал о двух этапах реконструкции и называл суммы, которые потребуются для реализации проекта.

Основные задачи первого этапа — это создание условий для перемещения инвалидов, разделение пассажиропотоков поездов дальнего следования и пригородных электричек, реконструкция цокольных помещений вокзала. На эти цели, по словам руководителя ГЖД, потребуется 1,3 млрд руб.

На втором этапе планируется получше увязать логистику вокзала с городским пассажирским транспортом, в том числе связать вокзал с аэропортом, построить систему переходов и лифтов, чтобы пассажиры могли быстро и без лишних проблем пересаживаться с поезда на метро, автобус, троллейбус и с одного поезда на другой.

Глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин говорил нынешней весной, что городские власти тоже внесут вклад в развитие вокзального комплекса. Обещал создать вблизи вокзала 1200 парковочных мест. Планируется построить многоуровневую парковку на Московском шоссе и подземный паркинг под площадью Революции. Обещаний можно ждать долго, а пока, если налегке едешь, еще терпимо. А вот если чемодан тяжеленный тащишь от парковки, то вспомнишь по дороге все матерные слова. Впрочем, парковки вокруг вокзалов — это отдельная печальная песня.

Генералы готовятся к прошедшей войне

Планы наши, конечно, хорошие. Вот только своевременны ли они? Не получится так, что наши железнодорожные генералы готовятся к прошедшей войне? Все задачи, о которых говорят и Анатолий Лесун, и губернатор Валерий Шанцев, и Олег Сорокин, — это задачи тактические. Их надо решать, и безотлагательно. Но это задачи сегодняшнего дня, если не вчерашнего. Завтра мы снова не окажемся в аутсайдерах? Не окажется ли наш вокзал, даже после реконструкции, морально устаревшим?

Сегодня нет иного выхода, как решать одновременно задачи двух разных уровней. С одной стороны, надо наводить порядок на вокзале и вокруг него, каждый день приближая качество обслуживания пассажиров к современным стандартам. С другой стороны, надо думать о стратегии, строить вокзал современный и на долгую перспективу.

Современный вокзал — это не просто перевалочный пункт, сочетающий функции железнодорожной станции, станции метро и конечной остановки городского транспорта. Это еще и досуговый комплекс площадью 100–150 тыс. кв. метров, где есть место и фудкортам, и зонам отдыха, и магазинам — от крупного сетевого супермаркета. Многие теперь знают, как выглядят сегодня европейские вокзалы.

На этом фоне проект реконструкции Московского вокзала в том виде, в каком этот проект публично презентован, выглядит анахронизмом. Чтобы нам снова не отстать от других городов, надо продумать осмысленную стратегию развития «ворот» города, увязав логистически с железнодорожным в единый комплекс и аэропорт, и речной вокзал, и автовокзалы.

Наша стратегия должна быть состыкована с амбициозными национальными проектами, одним из которых как раз и является проект развития ВСП. И делать это надо в ближайшие полгода. Иначе к футбольному чемпионату можно и не успеть.

Ну, и еще проблема, уже не глобального характера: раньше был на вокзале аптечный киоск и вдруг пропал в неизвестном направлении. А у пассажиров, в том числе и проходящих поездов, случается, голова побаливает или зуб. Не раз приходилось видеть, как бегает такой бедолага вокруг вокзала в поисках аптеки. Может, стоит позаботиться о пассажирах уже сегодня, не дожидаясь чемпионатов или других масштабных событий?

ТОП-10 проблем Московского вокзала, которые надо «решать вчера»

1. «Стоячий» зал ожидания
Времена, когда в городе Горьком существовала романтическая традиция встречаться в центре пустого центрального зала Московского вокзала, прошли. Теперь обычная сцена, когда несколько сотен пассажиров, провожающих и встречающих, толпятся в главном зале, время от времени уворачиваясь от мойщиков полов и норовя найти местечко у стены или ограждения подземного выхода к платформам, вызывает отнюдь не романтические чувства. Люди на вокзале должны иметь возможность сидеть, а не стоять.

2. Очереди к билетным кассам
Они станут короче, когда заработают все билетные терминалы. Пока же часто на терминалах таблички «техобслуживание».

3. Выход к поездам и обратно
Многие нижегородцы на себе испытали прелести нынешнего порядка, когда турникеты на входе в тоннель, ведущий к платформам, закрыты, а дежурные покрикивают на пассажиров, гоня их в калитку справа от турникетов. Ни о каком контроле и безопасности при этом говорить не приходится, поэтому не совсем понятно, для чего надо пропускать пассажиров через дырку в ограждении, а не через турникеты, которые можно было бы просто открыть. Ну а одновременный выход пассажиров «Буревестника» и электрички — это шоу! Пассажиры с электрички должны выходить через специальные турникеты. Но часть пассажиров «Буревестника» выходит через тот же зал, и их выпускают через калитку справа от турникетов. Эту калитку сразу не разглядишь, поэтому многие приехавшие из Москвы, включая иностранцев, идут логичным путем прямо к турникетам и не могут понять, что и куда они должны приложить, чтобы их выпустили в город.

4. Безопасность
Это общая проблема для российских вокзалов. Рамки металлодетекторов на входе отчаянно звонят, но скучающей охране нет дела до сигналов тревоги. Прямо на платформах стоят вынесенные из вагонов черные мешки с мусором. В вагонах даже флагманских поездов лежат вещи в отсутствие хозяев, и проводники удивляются вопросам о том, что с этим делать. Это опасная беспечность.

5. Питание
Поесть на Московском вокзале практически негде. Маленькое кафе формата советского вокзального общепита да несколько ларьков и автоматов, торгующих печеньками и водой. Нужен как минимум фудкорт на пять-шесть торговых точек и на пару сотен посадочных мест. А пока пассажиры бегают через дорогу в ближайший фастфуд, благо и туалет там чистый и бесплатный.

6. Туалеты
Они есть, но качество советско-вокзальное. Приезжие как-то с этим мирятся, а нижегородцы знают, что если есть 20 минут, то лучше сбегать в фастфуд или в торговый центр напротив.

7. Парковки
Их почти что нет. По оценкам экспертов «Биржи», возле вокзала не хватает минимум 800–900 парковочных мест.

8. Общественный транспорт
Своеобразная система туннелей не позволяет попасть в метро коротким путем. Да и к автобусам и маршруткам, идущим в нагорную часть, надо идти не прямым путем и не меньше пяти минут. Отсутствуют на вокзале и в окрестностях указатели прохода к общественному транспорту.

9. Аэроэкспресс
Пересадка с поезда на самолет остается проблемой, на решение которой тратятся время, деньги и нервы пассажиров.

10. Такси
Гости жалуются: если в Нижнем вызываешь такси к вокзалу, то оператор обязательно уточнит, куда подать машину — к «Республике» или к «Чкалову». Стоянка такси перед вокзалом — это стоянка такси только одного перевозчика, а все остальные машины набиваются на две небольшие площадки, куда и плетутся пассажиры с чемоданами, чтобы искать свою машину среди десятков других, а потом сидеть и ждать, пока можно будет выбраться с задворок торгового центра на проезжую часть. Бомбилы, понятное дело, встречают пассажиров, перегораживая им путь еще в тоннелях, бормотанием «Такси, поедем недорого», но потом долго торгуются и ведут приезжего прямиком через проезжую часть площади куда-то вдаль, где припаркована машина.

Как у них

Вокзал Сен-Лазар

Это один из исторических вокзалов, хорошо известный по картинам Клода Моне. В центре Парижа, в 10 минутах пешком от площади Согласия и на таком же расстоянии от Монмартра, Сен-Лазар непрерывно существует как железнодорожная станция с 1832 года, а его нынешнее здание, 4-е по счету, появилось в 1889 году к Всемирной выставке. Впрочем, сегодня историческое здание – это только надстройка над подземными уровнями, где есть кафешки и магазинчики, фаст-фуд и супермаркет, турагентства и офисы банков. Есть даже холл релаксации, где звучит живая музыка, причем любой желающий может на несколько минут сменить за пианино профессионального музыканта.

Сен-Лазар – это не просто вокзал, и даже не просто торгово-развлекательный центр. Это своего рода «городской клуб», реализующий популярную в Европе концепцию «третьего места», которое нужно каждому человеку, чтобы проводить время не на работе и не дома.

И все-таки, в первую очередь, Сен-Лазар – это именно вокзал, причем один из крупнейших в Европе, по официальной статистике – второй. 100 млн. пассажиров в год – такова его пропускная способность. Для сравнения: через Московский вокзал в Нижнем Новгороде пока проходит в 10 раз меньше пассажиров.

Чтобы представить, что такое 274 тыс. пассажиров в день, надо просто встать перед одним из 27-ми путей вокзала Сен-Лазар, и посмотреть несколько минут на колоритную публику, спешащую к двухэтажным вагонам. Людской поток прерывается только после свистка кондуктора, когда отходит поезд на Гавр или на Шурбур, чтобы опустевшая платформа тут же начала заполняться новыми пассажирами.

А в нескольких шагах от этого бурного потока парижане неспешно пьют кофе с круассанами в «клубной» части вокзала, листая журналы и поглядывая на быстро обновляющуюся информацию о прибытии и отправлении поездов.

Владимир Лапырин, Иван Юдинцев, Биржа № 21 от 11 Июня 2013, Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.