Помогут ли платные парковки справиться с хаосом на дорогах в Нижнем?

19.06.2013
Просмотров: 1147

Цена вопроса восемь тысяч с авто

Платные парковки скоро станут реальностью и в Нижнем. Они цивилизуют дорожное движение, снизят трафик, послужат импульсом для улучшения работы общественного транспорта — надеются все, кто за них ратует. Но не обернется ли вся затея просто новыми поборами?

Пилотный проект на 250 мест администрация города планирует запус­тить до конца 2013 года. А к 2015-му, по информации директора департамента транспорта и связи Олега Семечкина, количество платных парковочных мест будет увеличено до трех тысяч. Ориентировочная стоимость парковки — 20 рублей в час, в центре города, например на улице Рождественской, — 40 рублей. Для жителей, живущих рядом с такими парковками, видимо, будут введены льготы.

Бизнес к делу не допускать

Положение о порядке и использовании платных парковок депутаты гордумы приняли еще в ноябре прошлого года. Тогда разгорелись дебаты о том, кто будет заниматься организацией парковок, а значит и сбором денег, — частная структура или муниципальная?

В результате было принято решение: бизнес до парковок не допускать!

Более того, директор городского департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства Ирина Семашко сообщила, что по федеральному законодательству взиманием средств и передачей их в казну Нижнего Новгорода должно заниматься либо вновь созданное, либо уже существующее муниципальное предприятие.

По оценкам администрации города, стоимость проекта составит около 100 млн рублей. Деньги пойдут на покупку и установку автоматических терминалов оплаты, программно-аппаратного комплекса, а также на разметку, табло о наличии парковочных мест, искусственные дорожные неровности, дорожные знаки, парковочные столбы. Ежегодное обслуживание парковок обойдется еще в 28 млн рублей. При заполняемости парковок даже на 30% ежегодные поступления в бюджет ожидаются на уровне 70–100 млн рублей. Оператором платных парковок будет созданное в прошлом году МКУ «Центр организации дорожного движения». Директором назначен Павел Помелов, который раньше руководил МКУ «Управление по организации работы объектов мелкорозничной торговли и парковок города».

А 7 июня в администрации Нижнего Новгорода состоялось заседание экспертного совета, где проблема введения платных парковок обсуждалась в очередной раз. По словам одного из членов совета Алексея Рензина, размер платы, который составляет 20 рублей в час, приемлем, но для того, чтобы платные парковки действительно реально снижали нагрузку на дороги города, плату надо повышать. Способы оплаты будут такие же, как и в Москве: с помощью SMS, платежной системы на смартфоне или паркоматы. За соблюдением правил парковки контролирующие структуры планируют следить с помощью автоматической системы.

Как прокомментировал ситуацию Олег Семечкин, создание платных парковок в центре города приведет к появлению новых маршрутов общественного транспорта, так как люди будут отказываться ездить в город на личном автомобиле. При этом пропускная способность улиц, по его словам, увеличится на 15%.

По словам депутата гордумы Александра Котюсова, платные парковки — это общемировая практика. В Нижнем они нужны на Рождественской, Варварской, Нижне-Волжской набережной, чтобы у людей не было соблазна оставлять машины на проезжей части.

Депутат Игорь Богданов обращает внимание: в положении о платных парковках не прописана альтернатива им. Кроме того, все расходы лягут на плечи людей, работающих в центре города, которым это может быть не по карману. Свои расходы на парковку Игорь Богданов оценил в пять тысяч рублей ежемесячно.

Другая математика у депутата ОЗС Сергея Зуденкова: 20–40 рублей при восьмичасовом рабочем дне будут означать, что парковка обойдется рядовому нижегородцу приблизительно в восемь тысяч рублей в месяц. При средней зарплате в 24 тысячи рублей — это серьезная статья расходов в семейном бюджете. К тому же 95% времени автомобиль простаивает.

Абсолютно всех возмущает непрозрачность расходования средств, собранных в виде транспортного налога, — люди видят, что, несмотря на значительные суммы, выделяемые на дороги, их качество остается ужасным. Вот и с парковками — деньги потратим, а что получится?

Очевидно одно: с введением платных парковок расходы на содержание автомобиля существенно возрастут. И цены на услуги тоже, ведь кроме личного есть и коммерческий транспорт. Стоимость сегодняшней парковки завтра будет в себестоимости его услуг или продукции, что он перевозит. В общем, платить будут не только автомобилисты…

«Есть опасение, — предупреждает депутат Котюсов, — что многие начнут парковать свои автомобили во внутри­дворовых территориях. Жителям многоквартирных домов надо облегчить процедуру установки шлагбаумов. Пока же ГИБДД и МЧС делают это крайне неохотно».

Москва нам пример?

За первые десять дней июня с момента введения платной парковки в пределах Бульварного кольца в Москве автомобилей в центре города стало на 25% меньше, заявил гендиректор ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» Игорь Кузнецов. По его словам, горожане либо пересаживаются на общественный транспорт, либо меняют порядок встреч. Теперь за парковку в пределах Бульварного кольца москвичи платят 50 рублей в час. На платных стоянках работают эвакуаторы, которые увозят автомобиль в случае нарушения правил парковки, — нарушителям придется заплатить 2500 рублей. Такой же штраф ждет тех, кто попытается увильнуть от оплаты. Реальный результат, кроме снижения трафика, — собранные за 10 дней 5 млн руб. Но минусы, как обычно, перевесили плюсы. Не говоря о том, что общественный транспорт лучше работать не стал, главная парковочная проблема пока — система оплаты. Заплатить можно с помощью специальной скретч-карты, паркомата, SMS или мобильного приложения. Жалоб и претензий москвичей за десять дней накопилось немало. Например, при оплате с помощью SMS приходит ответ, что платеж не прошел, аналогичная ситуация — с паркоматами. Причина, как смогли выяснить некоторые водители, в том, что за стоянку нельзя расплатиться кредиткой, а если у вас телефон с кредитным способом оплаты, то SMS-ка вам тоже не поможет. Интересно, что при покупке парковочной карты тоже нет гарантии, что она будет везде работать. Служба поддержки принимает заявления о том, что заплатить за парковку невозможно никаким способом, но придет ли при этом штраф — пока неизвестно. Нововведение вызвало бурю раздражения— попробуйте-ка несколько раз безрезультатно набрать много-много разных символов, торопясь на важную встречу или опаздывая на званый ужин…

Более того, СМИ сообщали и о случаях, когда водитель все же оплачивал парковку через парковочную (!) карту, но ему, спустя некоторое время, приходил штраф. Чтобы доказать свою правоту, чиновники рекомендуют водителям высылать в ГКУ «Московское парковочное пространство» номер парковочной карты и постановление о штрафе. «Мы смотрим в системе, когда прошла транзакция и на сколько времени была парковка машина. Дальше мы сравниваем время операции со временем, указанным в постановлении, также сравниваем указанный в системе и квитанции номер машины. Если все совпадает, то штраф достаточно быстро аннулируется», — рассказал в интервью «Газете.ру» первый замглавы «Московского парковочного пространства» Сергей Мариничев.

Так-то так, но, представляете, сколько времени и нервов убьешь на все эти процедуры! И что, например, делать, если обнаружатся несовпадения? А если парковался несколько раз за день и платежи не прошли? Очень много пока таких «если»… Одно утешение — на Западе работает, заработает и у нас.

А пока не устранены технические накладки, недоделана разметка, не повешены все нужные знаки, москвичи реагируют, как могут: паркуются во дворах, завешивают номера, ездят с транзитниками или вовсе без номеров, за что тоже получают штрафы.

Люди в желтых жилетах

Хочется верить, что Нижний внимательно изучит столичный опыт и не наступит на московские «грабли». Хотя с техпрогрессом транспорт в нашем городе не дружит. С 1 апреля планировалось оснастить городские трамваи и троллейбусы валидаторами, которые должны были заменить кондукторов. Новые карты оплаты разработали, кое-где (не везде!) повесили и валидаторы, но прошло уже 2,5 месяца — ничего не изменилось — система не работает, билеты продают по-прежнему кондукторы. Может, и на платных парковках подстраховаться людьми в желтых куртках, которые будут выдавать парковочные талоны? Без «человеков» что-то ничего пока не получается даже в Москве…

Места знать надо

Первые парковки планируют расположить на улице Рождественской от дома № 17 до дома № 49 (нечетная сторона), на улице Пискунова от дома № 8 до дома № 14 (обе стороны), на Нижне-Волжской набережной у Речного вокзала (напротив домов № 15 и 17), на площади Маркина напротив домов № 3 и 5, а также дома № 33 по улице Рождественской, на площади Горького между домами № 1 и 2, на Октябрьской площади (напротив дома № 32 по улице Варварской).

Кто платить будет?

Меньшинства агрессивны

Автовладельцы обычно возмущаются, что органы местного самоуправления плохо заботятся о парковках.

Но далеко не все жители автовладельцы. Большинство остается «безлошадным». И получается, что выделение денег на устройство парковок, да и земли, — в интересах меньшинства. Овес нынче дорог. Земля еще дороже. И прогазовка под окнами домов воздух вовсе не очищает. Борьба за центр города или пространство у подъезда в спальном районе разгорается нешуточная. Что лучше для жителей — зеленый скверик или парковка? Угадайте с трех раз…

Выделение бюджетных денег на нужды автовладельцев редко встречает поддержку большинства избирателей. Владельцы «лощадей» аргументируют, что и они тоже люди. Привык наш автонарод к бесплатным парковкам во дворах и на газонах, забыв, что территория эта не его личная.

Привычка — дело наживное

В практику цивилизованных стран вошло финансирование строительства дорог за счет специального налога, который платят только владельцы автомобилей, или же за счет акциза на бензин. Но поскольку автовладельцы всегда и везде недовольны величиной дорожного налога и топливного акциза, таких сборов обычно не хватает, чтобы решить проблему парковок. Отсюда и популярность платных парковочных мест, которые в центре города строит и эксплуатирует муниципалитет или подрядчик, выигравший муниципальный конкурс, а на окраинах парковочные терминалы строят частники, стремящиеся заработать на «ночующих машинах».

Автомобилисты многих стран привычно платят за парковку и заранее учитывают соответствующие расходы при планировании своего бюджета. Покупая машину, прикидывают не только расход бензина, но и стоимость страховки, мойки, парковки.

Курить вредно, а «газовать»?

Автомобиль в Европе постепенно становится такой же общественно осуждаемой «вредной привычкой», как курение. Во всяком случае, логика отношения к машинам примерно та же: пользоваться не запрещено, но доставлять неудобства окружающим нехорошо и нельзя.

Пришло и осознание экономической неэффективности передвижения на легковых автомобилях. Едва ли не каждый школьник в Англии, Франции, Германии или Австрии объяснит, почему перевозка сорока человек в автобусе стоит дешевле, приносит меньше вреда городской среде и доставляет меньше проблем окружающим.

Приоритеты на европейской дороге выстраиваются на основе представлений об экономической эффективности и социальной справедливости. На первом месте пешеходы. На втором — велосипедисты. Дальше — маршрутные автобусы, а за ними — автобусы туристические. На предпоследнем месте движущиеся легковые авто. А на последнем — стоячие автомобили, то есть те самые запаркованные машины, что занимают ценное место.

Если считать, сколько должен заплатить автовладелец за парковку, то расчет надо начать с признания факта — занимает место, портит вид и мешает другим жителям и гостям города.

Ольга Панова, Биржа № 22 от 18 Июня 2013, фото: Сергей Захаров

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.