Торговать — не воевать!

20.06.2013
Просмотров: 1696

Канавинский рынок торговым центрам не по зубам.

Оттеснив Центральный рынок куда подальше, привокзальные торговые центры могут резко увеличить свою прибыль. Вопрос — согласится ли на это город?

Парадокс: рынок бурно и стихийно расширяется, несмотря на соседство с современными торговыми центрами. Тут и «Республика», и «Сити», и «Чкалов», Гордеевский и Центральный универмаги…

— Да нет никакого парадокса. Все закономерно, — утверждает генеральный директор фирмы «Матэкс» Сергей Мартов. — В торговых центрах торговать подчас некому, а по большому счету и нечем. На рынке же — настоящий клондайк!

В свое время я работал коммерческим директором Канавинского универмага. Так вот, когда Центральный рынок закрывали, наша выручка увеличивалась в пять раз! Поэтому когда я слышу призывы торговать цивилизованно, то понимаю — начинается очередная борьба за конкретное место под солнцем.

Понятие «цивилизованная торговля» означает всего-навсего: торговля качественными товарами в удобное для покупателя время, в удобном для него месте и по приемлемым ценам. Никакого отношения к грозным воззваниям это определение не имеет. Даже архитектурные изыски и чистота вокруг магазинов — это уже из области оргвопросов.

Кто покупатель

Три пятых покупателей привокзальных магазинов и рынка — приезжие: из других районов, из области и даже соседних регионов.

Кто-то на машинах приезжает, но большая часть на электричках и автобусах. Это настоящие покупатели.

Нижегородец может зайти в магазин и просто «потолкаться». А приехавший на электричке — у него все рассчитано. Ему через три часа надо успеть в обратную сторону билеты купить. У него деньги в кармане. Его просто не поймут, если он без покупок домой вернется. С каким товаром и настроением домой поедет — зависит уже от продавца.

Кто продавцы

Увы, большинство наших магазинов настоящих продавцов лишились. Квалификация — никакая. Сменяемость высока. Супермаркеты — это вообще «выдавальщики».

Наш покупатель не европейский, он профессией покупателя не владеет и редко начинает свою покупку готовить через интернет или каталог. Ему нужна консультация продавца, причем грамотного.

Процесс покупки в наших огромных «сараях» не отработан. Консультанта подчас не дозовешься.

Иная картина на рынке. Тут покупателя обхаживают. Его встречает самый вежливый человек в мире — продавец, который хочет продать свой товар. И пока ты не расплатился — ты его герой.

Цены выше рыночных

Вы обратили внимание — торговые центры подняли цены. Наценки от 100 до 200%. Сделать скидку — замучаешься с хозяином согласовывать, который нередко в Москве сидит. Прекрасный питерский магазин открыл в одном из ТЦ отдел электроники. Весь знающий Нижний там перебывал и за три месяца раскупил то, что людям требовалось. Подвозите еще! А из Питера — мы вам завезли на сто «лимонов», вы продали на двадцать, а кто эти восемьдесят миллионов «отбивать» будет? Три года простояли питерцы с никому не нужными товарами и съехали. Много таких печальных историй мог бы рассказать. На рынке такого быть не может. Если продавец ошибся, он тут же скинет цену или заменит товар на более ходовой.

Потому и расширяется рынок, что там никто не терпит убытка. А магазины терпят. Говорят, до 70 процентов площади в иных ТЦ уже московские арендаторы занимают. Нижегородцы «вымываются». Насколько я помню, до 50% городского бюджета в 2000 году составляли поступления от торговли, а сейчас, наверное, процентов 15.

Социальная роль

Канавинский рынок играет и огромную социальную роль. Здесь узаконены «блошиные» ряды, своеобразная комиссионка. Дела плохи — пришел, продал то, без чего можешь обойтись. Пережил трудные времена… В каком торговом центре вам такую возможность предоставят? И при этом рынок демократичен. Здесь запросто встретишь и ректора, и генерального директора — пришли за свежими продуктами. И купили то, что хотели. Разговоры о том, что на рынки ходит исключительно бедная публика, — пустые. Иначе бы торговое лобби не призывало к «цивилизованной» торговле.

Ассортимент Канавинского рынка превосходит раз в сто ассортимент многих ТЦ. Там есть все, как в Греции, а если чего не хватает — закажи, привезут.

Конечно, у рынка есть и другая сторона медали. Начни проверять трудовые или санитарные книжки, сертификаты или разрешения у тружеников прилавка и… проблема на проблеме. Но на то и контролеры, чтобы бороться с торговлей незаконной и организовывать торговлю законную.

Что с рынком делать

Прошу понять меня правильно. Я — за «республики», «фантастики» и «универмаги». Мне все там нравится, кроме цен, сервиса, громкой музыки и подчас отсутствия нужных товаров или продуктов. А не нравится мне, так же, как и многим, — палаточный «Шанхай» и заторы на дорогах у рынка. Не нравится мусор вокруг. Не нравятся лотки на тротуарах. Но разве тут торговцы виноваты?

Раз рынки разрастаются стихийно, так давайте этот процесс в правильное русло направим. Кто мешает городу построить для своих предпринимателей три-четыре крытых городских рынка типа Автозаводского? Все здесь цивильно, грамотно. И покупатели, и продавцы довольны. Кто мешает сделать это в каждом районе?

Почему-то «цивилизация» у наших чиновников все время превращается в ликвидацию. А организационное начало напрочь отсутствует.

Мы уже оплатили в складчину — через аренду и цены на товары — строительство многих ТЦ. Пустили их в центр города. Владельцы свою выгоду поимели. А налогоплательшики?

Власть должна не на словах, а на деле создавать условия для торгового бизнеса и собирать с него налоги в интересах города.

Да, Канавинский рынок тесен — это очевидно. Торговое место надо разгружать. Но если зайдет речь о переносе рынка, то делать это нужно будет не только в интересах торгового лобби, но и жителей города, его предпринимателей.

Считаем — сколько теряем здесь на налогах? При переносе рынка готовы оставшиеся торговые предприятия компенсировать и сам перенос, и сегодняшние «потери»? Может, не стоит овчинка выделки? И место для расширения территории и обустройства Канавинского рынка «найдется» на привычных площадях? В любом случае нельзя решать проблему за закрытыми дверями и без участников торговли.

Сергей Мартов, Биржа № 22 от 18 Июня 2013, фото: Вячеслав Сенников

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.