Шоколадный аутсорсинг

19.11.2013
Просмотров: 1808

Многие иностранные компании в России работают по схеме, типичной для Европы и США: все непрофильные процессы отдают на аутсорсинг. Для отечественных предприятий такой подход пока кажется слишком смелым.

Многие иностранные компании в России работают по схеме, типичной для Европы и США: все непрофильные процессы отдают на аутсорсинг. Для отечественных предприятий такой подход пока кажется слишком смелым. Но ясно, что в будущем и российский бизнес придет к данной модели.

Компания "Крок" завершила третий этап проекта автоматизации транспортных процессов крупного иностранного производителя. Шоколадки, печенье, сладкие мишки и другие десерты, жевательная резинка — это лишь малая часть продукции, которую выпускает компания, активно развивающая бизнес в России. 15 собственных фабрик корпорации располагаются в Китае и Европе, еще пять — в России. В розницу продукцию этого производителя можно приобрести в любом универсаме и уличном киоске. В России каждый день компания обрабатывает несколько сотен заказов на поставку своих товаров. Их необходимо агрегировать, определить объем нужного транспортного средства и заказать перевозку у подрядчика. Точно так же компания заказывает транспортировку продукции со своих фабрик и услуги таможенных брокеров для ввоза грузов в страну. Долгое время удавалось скоординировать все эти процессы через "самописную" систему, а также работая в таблицах Excel и взаимодействуя с контрагентами по электронной почте. Но в 2009 году стало ясно, что с нарастающим потоком заказов уже не справиться, используя этот инструмент. Расширять бизнес на существующих технических средствах было невозможно.

Тогда было решено внедрить специальную логистическую систему — Transportation Management System (TMS). Генеральным подрядчиком выбрали "Крок", а в качестве программного продукта — систему, разработанную Oracle (OTM). Главная задача проекта заключалась в том, чтобы связать в единой системе сотрудников компании из разных мест с многочисленными транспортными компаниями, работающими на подряде. При этом перевозки в новой системе должны были составляться наиболее оптимальным образом — с максимальной утилизацией транспортного средства. Проще говоря, не должно случаться такого, когда компания заказывает и оплачивает крупногабаритный грузовик, и заполняет его лишь наполовину.

Работу по проекту разбили на три этапа. В первую очередь систему начали применять для координации перевозок in-bound, то есть от фабрик до складов. На втором этапе автоматизировали логистику перевозок со складов до заказчиков, то есть так называемые out-bound-перевозки. Также OTM стала отвечать за межскладское взаимодействие. Оно происходит, когда, например, крупный магазин делает большой заказ на партию шоколадных батончиков, которых нет на ближайшем складе. Система в этом случае отыскивает следующий по близости расположения склад, где есть избыток этих шоколадок.

На третьем этапе вся система была обновлена до свежей версии и перенесена в "облако" "Крока". Обновление потребовалось, так как Oracle успела выпустить новую версию своего программного продукта и объявила о том, что прекратит до конца 2013 года поддержку предыдущей.

Изначальным требованием заказчика в проекте было то, что все инженеры, серверы, разработчики и прочие необходимые ресурсы должны быть внешними. Причем не только во время реализации проекта, но и после, когда система будет запущена в эксплуатацию. Поэтому "Крок" арендовала серверные мощности внешних ЦОД (центров обработки данных) и поэтапно развертывала систему там, затем построила собственное "облако". Сначала специалисты "Крока" создали клон действующей системы, обновили его до новой версии. Сотрудники компании-заказчика протестировали ее и зафиксировали все ошибки и неточности в работе. Затем действующую систему уже перевели в "облако" "Крок", обновили до следующей версии, исправили все необходимое и запустили в работу. Для этого пришлось на день остановить функционирование OTM, но заказчик и все его контрагенты были предупреждены об этом заранее, поэтому на бизнес это никак не повлияло.

Теперь заказы от магазинов любого типа поступают в систему SAP ERP, затем по интеграционной схеме передаются в OTM, где автоматически агрегируются и анализируются. Когда накопится достаточное количество заказов по одному региону, система составляет заказ на перевозку нужного объема товаров со склада до дистрибуторов, ищет исполнителя с самой низкой ценой на услугу перевозки, отправляет ему заявку, которую транспортная компания может принять или отклонить. Система Oracle также автоматически генерирует необходимые бухгалтерские документы для подрядчика, в том числе акт сверки.

Сегодня через данную систему проходят заказы по всей России и странам СНГ. Кроме того, OTM отвечает за координацию перевозок с зарубежных фабрик до российских складов. Подрядчики из транспортных компаний, работники складов, сотрудники компании взаимодействуют с системой через веб-интерфейс. Таким же способом таможенные брокеры через OTM получают информацию о приходе грузов с фабрики и имеют возможность оперативно подготовить все необходимые документы для ввоза продукции в страну. Так удалось скоординировать работу 20 фабрик, четырех складов, двух копэкинговых производителей, трех производителей по контракту, 30 перевозчиков и около 150 пользователей.

По словам Максима Андреева, директора по бизнес-приложениям "Крока", уникальность этого проекта состоит в том, что вся система находится на стороне генерального исполнителя проекта, то есть непосредственно в компании "Крок". Она отвечает за поддержку работоспособности логистических бизнес-процессов, их надежность, конфиденциальность данных. Между заказчиком и "Кроком" заключен соответствующий договор, который подразумевает определенный SLA (service level agreement — соглашение об уровне сервиса). При остановке работы системы на время дольше разрешенного SLA, при потере данных или нарушении их конфиденциальности обслуживающая компания облагается штрафами.

"Мы еще ни разу не получали подобных заказов от российских компаний, притом что для иностранных предприятий это обычная практика. Данный заказчик отдает на аутсорсинг все непрофильные процессы. Даже склады арендует. Российские фирмы предпочитают держать все при себе, включая серверы и корпоративные системы",— рассказывает Максим Андреев. Менеджеры производителя просто хорошо умеют считать: для поддержки работы логистической системы в течение семи рабочих дней в неделю и круглосуточно пришлось бы нанять большое количество высококвалифицированного персонала, организовать рабочие места, взять на баланс оборудование. И при этом вся ответственность за риски, связанные с работой техники и системы, легли бы на плечи сотрудников производителя шоколадок.

Для компании "Крок" данная схема выгодна потому, что она может распределить собственные ресурсы (как человеческие, так и технические) между разными клиентами. Это снижает себестоимость обслуживания в пересчете на одного клиента.

Аутсорсинг пока мало распространен в России. Отечественные компании перейти на такую схему работы пока не решаются — отдают на внешнее обслуживание в лучшем случае некритичные бизнес-процессы и техподдержку.

Источник: Коммерсантъ. Секрет фирмы

Светлана Рагимова, Коммерсантъ. Секрет фирмы

Источник: Архив: Секрет фирмы
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.