Инвестиционный климат и инвестиционная политика Нижегородской области

20.01.2014
Просмотров: 1677

Послание губернатора Валерия Шанцева.

Разрешите представить вашему вниманию доклад «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Нижегородской области». Сегодня это первое подобное выступление, и, я надеюсь, оно станет ежегодной традицией. Ежегодно мы будем проводить столь значимое мероприятие, направленное на освещение не только результатов проводимой инвестиционной политики, но и комплекса мер, нацеленных на улучшение инвестиционного климата региона.

Тот факт, что данным посланием определяются векторы дальнейшего развития региона, делает его чрезвычайно важным, в том числе в свете выполнения поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и внедрения Стандарта деятельности органов власти, пишет газета "Нижегородская правда".

Внедрение Стандарта позволит получить дополнительный набор инструментов для повышения инвестиционной привлекательности нашего региона, включая использование лучших практик в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.

Актуальная тема

Борьба за инвестиции сегодня — актуальная тема. Инвестиции становятся все более редким и дорогим товаром, соответственно и конкуренция за них резко возрастает.

Каждый регион вырабатывает собственную стратегию привлечения инвестиций исходя из его специфики. Например, Нижегородская область не отличается большим запасом и разнообразием природных ресурсов, поэтому в качестве потенциала развития области ставка сделана на системную работу с инвесторами и создание комфортных условий работы для бизнеса, позволяющих как можно более полно реализовать конкурентные преимущества региона. С удовольствием отмечу, что те меры, которые мы проводим и на которых я остановлюсь ниже, уже дают результаты.


Текущая работа

Безусловно, формирование благоприятной инвестиционной среды — это довольно емкое понятие, которое включает в себя меры, проводимые региональными органами власти совместно с органами местного самоуправления в различных сферах.

Мы ориентируемся на четыре целевых показателя, установленные Указом Президента России от07.05.2012 № 596, измеряющие результативность экономической и инвестиционной политики:

— высокопроизводительные рабочие места;

— доля в экономике высокотехнологичных и наукоемких отраслей;

— уровень инвестиций в основной капитал;

— производительность труда.

Разрешите остановиться на основных направлениях проводимой политики.

Снижение административных барьеров

Правительство области заинтересовано в создании условий для наиболее простого, прямого взаимодействия власти и бизнеса. В этих целях внедрен уникальный административный механизм сопровождения инвестиционных проектов, нацеленный на минимизацию бюрократической нагрузки на бизнес и предоставление разнообразных форм государственной поддержки. Работа с инвесторами строится по принципу «одного окна» и состоит в том, что инвестор контактирует только с одним ведомством — министерством инвестиционной политики Нижегородской области, которое было создано специально для этих целей в 2005 году.

С 2006 года в регионе работает Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области, который объединяет в себе руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ведущих предприятий области, глав крупных муниципальных образований.

Земельный участок, а также пакет необходимой документации для начала проектных работ предоставляется инвестору в установленные законодательством сроки: 104 дня — с предварительным согласованием места размещения объекта и 142 — без такового согласования.

Финансовые меры поддержки бизнеса и инноваций

Предоставление мер государственной поддержки предприятиям, работающим в том числе в инновационной среде, способствует привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики; увеличению доли предприятий, осуществляющих технологические инновации, улучшению социального климата, что выражается в изменении структуры производственного персонала, создании высокотехнологичных рабочих мест с высоким уровнем заработной платы.

В случае присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестор может получить поддержку в виде финансовых и нефинансовых мер. Так, например, в настоящее время 80 проектам предоставлен статус приоритетных с предоставлением финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки.

В рамках Программы развития промышленности Нижегородской области, действующей с 2007 года, функционирует механизм предоставления государственной поддержки промышленным и научным организациям Нижегородской области, осуществляющим техническое перевооружение основных средств.

Финансовая поддержка в виде возмещения части процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков предоставляется организациям обрабатывающих производств,научно-исследовательским институтам и конструкторским бюро, осуществляющим техническое перевооружение основных средств.


За период реализации данного направления с 2010 года по настоящий момент предоставлено субсидий из областного бюджета на сумму 76,9 млн рублей.

Организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, предоставляется поддержка в соответствии с региональным Законом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области».

За период действия Закона 34 проекта признаны приоритетными инновационными проектами Нижегородской области.
За этот период на реализацию приоритетных инновационных проектов привлечено более 11,5 млрд руб.

Наряду с поддержкой промышленных предприятий существенное финансирование выделяется из бюджета региона на поддержку фундаментальной и вузовской науки, инновационного предпринимательства. Как показатель благоприятных изменений в этой сфере можно отметить рост количества заявок, подаваемых на конкурсы по предоставлению государственной поддержки в форме грантов.

Субъектам малого и среднего предпринимательства Нижегородской области также предоставляются финансовые меры поддержки, связанные в том числе с субсидированием части затрат на приобретение оборудования, на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, предоставлением грантов начинающим малым предприятиям.

В Нижегородской области разработан механизм льготного кредитования для организаций, реализующих мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. По состоянию на 1 ноября 2013 года за период действия принятого в этой сфере законодательства областной комиссией рассмотрено более 120 инвестиционных энергосберегающих проектов на общую сумму порядка 263 млн рублей. Для предоставления мер государственной поддержки из средств областного бюджета выделено субсидий в размере более 20 млн рублей.

Инфраструктура поддержки бизнеса

В значительной степени увеличивает инвестиционную привлекательность региона инфраструктура поддержки бизнеса.
Правительство области придает большое значение повышению конкурентоспособности предприятий региона и обеспечению ведущих позиций Нижегородской области на мировых рынках инновационных товаров и услуг. С целью поддержки организаций малого и среднего бизнеса обрабатывающих отраслей промышленности при выходе на зарубежные рынки было принято решение о создании таких структур, как «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области» и «Евро Инфо Корреспондентского (консультационного) Центра», работающих в тесном сотрудничестве.

Создается инфраструктура доступа потребителей к электронным услугам. Основной элемент инфраструктуры электронного правительства — Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области (gu.nnov.ru). В настоящее время Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области является крупнейшей региональной площадкой, на которой представлен наиболее полный спектр информации и документов по оказываемым услугам (порядка 147 государственных и муниципальных услуг) для бизнеса.

В контексте привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Нижегородской области перспективным является сотрудничество с Российским фондом прямых инвестиций. Соответствующее соглашение подписано правительством Нижегородской области в 2013 году. Предметом соглашения является сотрудничество, направленное на создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области и привлечения инвестиций в конкретные региональные проекты.

Одним из показателей инвестиционной привлекательности Нижегородской области является сокращение сроков технического присоединения объектов, строящихся в рамках инвестиционных проектов, к инженерным сетям, которое может быть достигнуто следующими путями:

— определение федеральным законодательством перечня объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство (КЛ, ВЛ и электроустановки);

— сокращение сроков оформления земельных правоотношений, оптимизирующих процесс строительства объектов инженерной инфраструктуры.

8 ноября 2013 года в Нижегородской области принят Закон Нижегородской области № 146-З «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Нижегородской области» (далее — Закон), который вступил в силу с 1 января 2014 года. В соответствии с Законом 1 января 2014 года Уполномоченный наделяется статусом и полномочиями обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственно-частное партнерство

Еще один эффективный вид сотрудничества, который мы предлагаем инвесторам, — это реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. Для этого в Нижегородской области полностью сформирована нормативно-правовая база, которой установлены четкие правила участия органов власти и бизнеса в реализации совместных проектов. В настоящий момент можно говорить о конкретных результатах. Так, реализуются следующие ГЧП-проекты:

— мусоросортировочные комплексы твердых бытовых отходов в Городецком и Балахнинском районах (объем инвестиций 1,355 млрд руб.);

— система видеофиксации нарушений правил дорожного движения (объем инвестиций 858,2 млн руб.);

Кроме того, ведется работа с госкорпорацией «Внешэкономбанк» по прединвестиционной подготовке крупного инфраструктурного проекта «Строительство мостового перехода через реку Волга в районе поселка Подновье». Общий объем инвестиций в проект составит порядка 70 млрд руб.

Таким образом, партнерство бизнеса и государства способствует снижению нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств, повышает качество жизни населения и уровень социально-экономическогоразвития региона в целом.

Реализация кластерного подхода

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 года в 2012 году разработаны программы развития территориальных кластеров в Нижегородской области.

По результатам конкурсного отбора рабочей группой при правительственной комиссии Российской Федерации по высоким технологиям и инновациям отобраны программы развития 25 кластеров для их включения в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, в том числе Саровский инновационный кластер, направленный на проведение исследований в ядерной и смежной отраслях, и Нижегородский индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии.

Ключевую роль в автомобильном кластере играет Группа «ГАЗ», вокруг которой формируется сеть автокомпонентных производств, сервисных и обслуживающих компаний, соответствующих финансовых структур, активизируется деятельность научных и образовательных учреждений. Сегодня на площадках нижегородского кластера работают компании с мировыми именами, такие как «Фольксваген», «Даймлер», «Дженерал Моторс», «ТРМ», «Лир», «Матадор», «Босал» и другие.

Базовым предприятием нефтехимического кластера является создаваемый крупнейший в Европе комплекс по производству поливинилхлорида (ПВХ) — «РусВинил» в Кстовском районе (совместное предприятие «Сольвин», Бельгия-Германия и ОАО «СИБУР Холдинг», Россия).

В настоящее время правительством ведется активная работа по привлечению новых резидентов на площадки созданных в рамках кластеров промышленных парков: «Дзержинский индустриальный парк», промпарк «Дзержинск-Восточный», Автозаводский промпарк (Доскино), технопарк «ИТ-парк «Анкудиновка», технопарк «Саров».

Кластерный принцип развития также применяется и в туризме. Сегодня формируются концепции развитиятуристско-рекреационных и автотуристских кластеров.

Подготовка кадров и социальная сфера

В настоящее время на территории Нижегородской области подготовкой рабочих кадров занимается развитая сеть учреждений профессионального образования, которая включает в себя 81 организацию. Существующие прогнозы объемов инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, планы развития производительных сил в районах области были положены в основу совместной работы министерства образования и управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей по определению государственного задания на подготовку в регионе рабочих кадров и специалистов среднего звена на 2014 год. В основе модернизации системы подготовки рабочих кадров лежит механизм государственно-частногопартнерства, в ходе которого разработана методология взаимодействия власти, образования и бизнеса.


В регионе создаются современные ресурсные центры, которые позволяют аккумулировать новые образовательные и производственные технологии. На сегодняшний день в Нижегородской области работают 13 ресурсных центров по приоритетным отраслям экономики. Они созданы на основе многоканального финансирования, в том числе за счет средств работодателей.

В 2013 году в регионе при поддержке министерства образования Нижегородской области, министерства инвестиционной политики Нижегородской области, Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей на базах Дзержинского технического колледжа и Заволжского автомоторного техникума совместно с предприятиями-инвесторами такими, как ООО «Даниели Волга», компания «Борышев кунстштофтехник», ООО «Язаки Волга», ООО «Леони Заволжье» и другие, апробируется новая модель кадрового сопровождения инвестиционных проектов.

В целях комплексного решения кадровых вопросов предприятий-инвесторов, реализующих проекты на территории региона, государственным предприятием Нижегородской области «Нижегородский ипотечный корпоративный альянс» («НИКА») ведется реализация программы «Арендное жилье» по строительству жилья для сотрудников предприятий. Строительство жилья будет осуществляться за счет собственных средств ГП, НО «НИКА» и за счет кредитных средствОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», созданного в 1997 году по решению Правительства Российской Федерации. Возврат кредита происходит за счет арендных платежей сотрудников компании. В последующем жилые помещения могут быть приобретены в собственность предприятия, тем самым способствуя улучшению условий найма и стимулируя приток рабочей силы.

Работа с органами местного самоуправления

Особенно актуальной становится работа областного правительства по развитию производительных сил городов и районов. Эта работа ведется с 2007 года в рамках реализации «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» и направлена на технологическое развитие существующей производственной базы и создание новых современных производств с учетом использования имеющихся и формирования новых конкурентных преимуществ каждой территории. Совокупный масштаб ожидаемых в 2013–2015 годах результатов от реализации программ развития производительных сил городских округов и муниципальных районов существенно больше, чем на предыдущем этапе 2007–2012 годов. Если за шесть последних лет в рамках Программ развития производительных сил городов и районов объем инвестиций в экономику области составил 300 млрд рублей и было создано около 40 тыс. рабочих мест, то теперь только в ближайшие три года планируется привлечь 390 млрд рублей инвестиций и создать порядка 34 тыс. дополнительных рабочих мест.

Конгрессно-выставочная деятельность

Мы продолжаем вести активную выставочно-конгрессную деятельность. Благодаря растущей узнаваемости Нижегородской области среди мировых и российских бизнес-кругов, в настоящее время наблюдается значительное повышение интереса потенциальных инвесторов к нашему региону и увеличение количества инвестиционных заявок и, как следствие, инвестиционных соглашений.

Уже традиционным стало проведение на нижегородской земле Международного бизнес-саммита, в рамках которого представители власти и бизнеса в ходе открытого диалога обсуждают вопросы привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации, проблематику, которая возникает при реализации инвестиционных проектов, и совместно вырабатывают решения по улучшению инвестиционного климата в регионах.

Таковы результаты

Отрадно осознавать, что принимаемые нами меры приносят конкретные результаты, вследствие чего инвестиционный климат Нижегородской области отмечен как российскими, так и международными рейтинговыми агентствами. По данным «РИА Рейтинг», в 2012 году Нижегородская область заняла первое место в рейтинге субъектов России по развитию предпринимательской инициативы, опередив Москву иСанкт-Петербург.

О росте доверия к Нижегородской области со стороны инвесторов также можно судить по инвестициям в экономику, которые имеют ежегодную положительную динамику. Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций за январь—сентябрь 2013 года составил 98,4 млрд руб. с индексом физического объема в размере 102,4% к соответствующему периоду прошлого года; иностранных инвестиций поступило в экономику Нижегородской области в размере 363,8 млн долларов США.

Задачи и направления инвестиционной политики на 2014 год

В списке задач, которые сейчас стоят перед Нижегородской областью в плане привлечения новых инвесторов, пристальное внимание уделяется выполнению перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета России 27 декабря 2012 года. Они касаются внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Сейчас мы утверждаем Инвестиционную стратегию Нижегородской области до 2025 года и будем выстраивать инвестиционную политику в соответствии с приоритетами, определенными в ней.

Кроме того, мы работаем над созданием интерактивной карты. Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что «нужна своего рода инвестиционная карта России, необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближайшее время». Правительство Нижегородской области проводит активную работу с муниципальными образованиями по привлечению инвестиций.

Ключевым элементом интерактивной карты станет своего рода база данных инвестиционных площадок муниципальных районов, которые мы предлагаем инвесторам для реализации проектов, с размещением информации о площадках и объектах социальной и инженерной инфраструктуры. Основной задачей на 2014 год станет формирование перечня наиболее привлекательных площадок, причем во всех муниципальных образованиях.

Ряд требуемых документов уже утвержден, в том числе План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области. Он представляет собой свод ключевых инвестиционных объектов региона.

Начиная с 2014 года мы планируем ввести новые механизмы взаимодействия с органами местного самоуправления, способствующие привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала муниципальных образований. Поэтому нами разработан специальный Комплекс мер, связанный с межбюджетным регулированием на региональном уровне и обеспечением благоприятного инвестиционного климата, созданием и развитием инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности.

В 2014 году правительством продолжится активная работа по привлечению новых резидентов на площадки созданных в рамках кластеров промышленных и технопарков. Ряд компаний уже подтвердили заинтересованность в участии в этих проектах.

С целью распространения позитивной информации об инвестиционном потенциале Нижегородской области в 2014 году мы намерены провести целевые презентации и продолжить тесное сотрудничество с промышленными ассоциациями иностранных государств, участвовать в ряде крупныхвыставочно-конгрессных мероприятий.

Важным направлением деятельности правительства Нижегородской области в 2014-м и последующие годы станет подготовка к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года. Нижегородская область одной из первых в стране разработала региональную программу подготовки к мировому первенству. В рамках подготовки к чемпионату непосредственно в Нижнем Новгороде будет введено в эксплуатацию более 50 объектов спортивной, инженерной и транспортной инфраструктуры, включая модернизированный железнодорожный вокзал и международный аэропорт, стадион на 45 тыс. зрителей, станцию метро, транспортные развязки. Кроме того, речь идет о строительстве гостиниц, подготовке инфраструктуры связи и информационных технологий, здравоохранения, о реализации мероприятий по обеспечению безопасности и повышению туристской привлекательности региона.

Развитию гостиничной инфраструктуры как одному из ключевых элементов подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года будет уделено особое внимание. Для придания импульса данному направлению в 2013 году разработан и принят Закон Нижегородской области «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты по строительству (реконструкции) гостиниц или иных средств размещения на территории Нижегородской области в связи с подготовкой и проведением игр Кубка Конфедераций FIFA 2017 и чемпионата мира по футболу FIFA 2018».

Следует отметить, что в течение трех последних лет (2010–2012 годов) уровень инвестирования в экономику области составляет порядка 30% от валового внутреннего продукта. При этом значение, установленное в президентских указах, которого в стране планируется достичь к 2018 году, — 27%.

Благодаря предпринимаемым мерам мы ожидаем, что объем отгруженной инновационной продукции в Нижегородской области к 2016 году вырастет в 3 раза к уровню 2011 года и составит 466 млрд руб. При этом доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составит более 30%. Наша цель — не только удержать уже имеющийся уровень, но и, по возможности, увеличить его для того, чтобы обеспечить целевой рост других показателей.

Заключение

Важно отметить, что фактический успех в привлечении инвестиций, повышении инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности территорий во многом зависит от системной, целенаправленной и инициативной работы региональных и местных органов власти, наличия стимулов и доступных ресурсов у последних для активизации поддержки и создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Считаю, что результатом совместной работы органов законодательной, исполнительной власти, муниципалитетов, организаций должно стать формирование комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории региона и эффективной системы привлечения инвестиций в Нижегородскую область.


Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.