Натяжные потолки: практика в действии

24.01.2014
Просмотров: 2875

Как ни странно, по скорости развития этот рынок соперничает с мобильными технологиями. Обзор составлен на основе интервью экспертов – руководителей ведущих компаний, работающих в Нижнем Новгороде.

Как ни странно, по скорости развития рынок натяжных потолков соперничает с мобильными технологиями, пишет журнал "Бизнес-Клуб". Обзор составлен на основе интервью экспертов – руководителей ведущих компаний, работающих в Нижнем Новгороде.

Сырье

Нижегородскому рынку натяжных потолков около 13 лет. Его история отчасти повторяет рынок пластиковых окон. С одной разницей: если в развитии последнего участвовали марки производителей профиля, то марки натяжного полотна практически никому не известны. Сегодня функции бренда исходного сырья выполняет наименование страны производства.

По словам экспертов, на нижегородском рынке присутствует пленка немецкого, французского, бельгийского, итальянского, швейцарского, китайского и российского производства. Впрочем, надо учитывать: европейские концерны давно размещают свое производство в Китае. И пленка, поставляемая в Россию через европейские страны, изначально выходит с заводов КНР, разумеется, под контролем европейских специалистов.

Сергей Спирин, генеральный директор «Прайм-тайм»:

- Можно выделить три категории. Немецкая пленка выше качеством – соответственно, высокая цена. Китайская в соотношении цена-качество – нечто среднее. Есть пленка российского производства, но она на рынке не популярна. В принципе, китайское производство всех устраивает.

Сергей Саляхов, генеральный директор «СК-НН»:

- На любом рынке (не только натяжных потолков) есть китайские производители, которые выдают свою продукцию за европейскую. К сожалению, в настоящее время проверить это на 100 процентов нельзя.

Сегменты рынка

Сырье. Большинство компаний используют несколько видов сырья, закупая его в основном у российских, в том числе нижегородских, дистрибьюторов. Самостоятельно закупают у производителей две местные компании – «Прайм-тайм», являющаяся оптовым поставщиком, и «Мистер Элит» (от поставки пленки и оптовой торговли до производства и установки потолков). Прямыми закупками сырья для своих нужд занимается также центральное подразделение компании «Випсилинг», базирующееся за пределами нашего региона.

География. В отличие от многих других отраслей деятельности производство и установка натяжных потолков имеет ярко выраженную региональную привязку. Основная доля рынка принадлежит нижегородским фирмам. На данный момент присутствуют (причем недавно) всего два федеральных игрока – «Випсилинг» и «Ремонтика».

Основным своим преимуществом федеральные компании считают возможность снижать цены. Однако производственные мощности предпочитают иметь за пределами региона. Из-за этого, как считают эксперты, удлиняется срок выполнения заказа. Третью группу составляют периферийные компании, обслуживающие один или несколько районов области. Однако не стоит их недооценивать – некоторые активно стремятся в областной центр.

Услуги. Большинство компаний работают в разных ценовых категориях. Буквально все берутся за установку потолков любого вида – от одноуровневого белого до разноуровневых потолков с фотопечатью или эффектом звездного неба. По сути, реальные возможности компании упираются в профессионализм монтажных бригад.

Есть в Нижнем многопрофильные фирмы, которые предлагают клиентам полный спектр: от отделочных работ и пластиковых окон до натяжных потолков и производства мебели. Однако в качестве серьезных конкурентов, влияющих на рынок, такие компании не рассматриваются – лидерство держат специализированные (видимо, за счет широкого ассортимента, профессионализма и преимущества в цене).

Производители и дистрибьюторы. Иметь производственные мощности могут позволить себе далеко не все установщики, поэтому компании-производители чувствуют себя на рынке более уверенно: они не только получают больше частных клиентов за счет ценового преимущества, но и зарабатывают на обслуживании дилерских заказов. К числу производителей относятся, в частности, «БАМ-дизайн», «Мистер Элит», Sky, «СК НН», «Престиж» и другие. И все же обычные установщики превалируют на рынке (их более 90%), зачастую выступая как официальные дилеры производителей, а иногда работая полулегально, без образования юридического лица.

Дмитрий Санычев, директор нижегородского филиала «Випсилинг»:

- У компании «Випсилинг» есть свое производство, точнее – аффилированная компания, подрядчики, которые делают сам монтаж, а филиал предоставляет услуги именно по разработке и установке натяжного потолка.

Наталья Сорокина, директор нижегородского филиала «Ремонтика»:

- У компаний-производителей натяжных потолков есть больше возможностей для того, чтобы заявить более конкурентоспособную цену, чем у просто установщиков или дилеров, которые торгуют полотнами.

«Дикие» бригады и ценовая война

По предположениям некоторых экспертов, количество «диких» бригад едва ли не превышает число официальных компаний. Эксперты видят две основные проблемы, связанные с полулегальными установщиками: демпинг и отсутствие гарантий. Также возникают вопросы качества монтажа и постпродажного сервиса. Эксперты уверены: основная гарантия для клиента – срок существования компании на рынке, из которого следуют и опыт, и ответственность.

Весьма болезненный вопрос – отрицательная динамика цен. В течение последних трех лет стоимость натяжных потолков для конечного потребителя снизилась почти в два раза. Причинами в основном называют широкое распространение китайского сырья и высокую конкуренцию.

Судя по тому, что даже федеральные компании в качестве основного преимущества заявляют низкие цены, рынок натяжных потолков неумолимо скатывается в яму ценовой конкуренции. Такая ситуация, по словам экспертов, уже привела к кризису в соседних регионах (Киров, Казань). Но многие компании к ценовой войне относятся философски, рассчитывая на то, что положительный имидж позволит им не снижать цены в угоду клиентам.

Юрий Смирнов, директор «Sky»:

- «Дикие» бригады – бич нашего рынка. Очень много тех, которые работают без образования юридического лица, просто договариваются с клиентами и устанавливают потолки, не неся никакой ответственности.

Алексей Соршнев, генеральный директор «Престиж-НН»:

- По цене рынок очень изменился. Скажем так: обрушился. Появились китайские потолки довольно плохого качества, и многие мелкие монтажные фирмы, монтажные бригады просто роняют рынок.

Антон Кассин, директор «Декор»:

- Мы не можем сделать низкую цену, потому что монтажникам с пятилетним стажем надо платить соответствующую зарплату. В нашем случае монтажники – это две трети работы, потому что пять негативных отзывов перебьют 50 положительных.

Категории потребителей

Частные клиенты. Выделяют три основные группы: массовый потребитель, состоятельный сегмент и премиум-сегмент.

Массовый потребитель (более 80% рынка) ищет финансовую выгоду, поэтому устанавливает одноуровневые потолки, как правило, белого цвета, реже – цветные, с монтажом стандартных светильников или спотов. Такой потолок по стоимости и трудозатратам сегодня выгоднее гипсокартонного варианта и даже штукатурки.

Состоятельный сегмент (10–15% рынка) нацелен на усложненные и технологичные варианты: многоуровневые потолки с криволинейными переходами, дизайнерскими спотами или светодиодной подсветкой. Очень востребована в последнее время фотопечать.

Премиальный сегмент пока невелик. Здесь предлагаются сложные варианты организации потолочного пространства: потолок «звездное небо», комбинации разных видов потолков и эксклюзивные фактурные потолочные материалы.

Коммерческие заказчики. Сегодня натяжные потолки – привычный элемент интерьера кафе, бутиков, магазинов, гостиниц, частных клиник, офисов и т. д. Уровень решений определяют дизайнеры интерьеров.

Застройщики коттеджных поселков и многоквартирных домов. Натяжные потолки входят в число разрешенных вариантов отделки, и это открывает возможности для сокращения затрат застройщикам, сдающим жилье с отделкой под ключ.

Максим Гриб, генеральный директор «Мистер Элит»:

- В многоквартирных домах устанавливаются простейшие, недорогие варианты, зато в больших объемах. Мы активно работаем с застройщиками и уже выполнили ряд заказов. Нам такое сотрудничество интересно, строителям – тоже.

Марина Педан, директор компании «Центр потолков»:

- Некоторые даже на сайтах вывешивают цифры – сколько квадратных метров потолков они установили. Мы никогда не вели такую статистику.

Реальность и перспектива

Процесс формирования пула основных игроков рынка далек от завершения. По мнению многих экспертов, число компаний на рынке продолжает расти. Сейчас их число приближается к 400 (включая легальных и полулегальных установщиков). Выделить однозначных лидеров не представляется возможным ввиду отсутствия объективных данных. Чаще всего лидерами называют компании «Випсилинг», «БАМ-дизайн», «Мистер Элит». В первой десятке – «Студия комфорта», Sky, «Престиж» и некоторые другие. Однако никто из существующих компаний не контролирует и десятой доли рынка. По приблизительным данным, годовой объем рынка натяжных потолков в Нижегородской области может составлять около 3,5 млн кв.м в год, что в денежном выражении превышает 2 млрд рублей.

Эксперты прогнозируют в ближайшее время дальнейшее снижения цены и увеличение количества игроков. Однако в будущем – если понижение цен не приведет к кризисной ситуации – ожидают выделения нескольких лидеров, которые смогут предложить качественную услугу при адекватной цене, и закрытия ряда компаний-аутсайдеров, не выдержавших конкуренции. Частные установщики наверняка останутся: факторы низкой цены и «свойской» услуги – одни из самых влиятельных. Годовой объем рынка может расти в ближайшие год-два и стабилизироваться, но емкость рынка еще довольно значительная.

Ради поддержания рынка производители потолков периодически радуют новинками: 3D-потолки, тканевые, «парящие»…Однако чаще всего это не новшество технологий, а лишь дизайнерские решения.

Олег Шатков, генеральный директор «Небосвод»:

- Естественно, на рынке потолков тоже прислушиваются к модным тенденциям. К примеру, «парящие» потолки – это просто новое название, мы все их делаем.

Наталья Дмитриенко, директор по развитию «БАМ-дизайн»:

- Побольше бы производителей пленки хорошего качества! К сожалению, пока их довольно мало.


Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.