ГЛОНАСС включает… тормоза

30.01.2014
Просмотров: 3790

...чтобы предотвратить сход поезда.

Четыре года назад, фактически с нуля, сотрудники НТЦ ОАО «Транспневматика» начали работу над так называемыми стендами-роботами, которые в автоматическом режиме тестируют различные системы в железнодорожном вагоне, пишет газета "Нижегородская правда". Сегодня предприятие поставляет устройства не только практически по всей России, а также и в страны Прибалтики. К настоящему моменту стендами, спроектированными научно-техническим центром, в общей сложности оснащены около полутора десятков депо.

«Железо» дополнили наукой

Главная задача научно-технического центра (НТЦ), созданного в 2007 году в Арзамасе, – разработка перспективных наукоемких изделий для железнодорожной промышленности. Это и альтернативные тормозные приборы, и создание принципиально новых электронных и электропневматических устройств для железнодорожного транспорта, и разработка электронных систем управления компрессорными установками, и т. д.

– В эпоху глобальной компьютеризации на одном железе никак не проживешь, – говорит советник генерального конструктора Александр Авдеев. – Именно потребность в новых технологиях, современных разработках и подтолкнула нашего директора Владимира Батенкова на создание НТЦ. Конечно, в него было вложено много средств и энергии, но, думаю, сегодня центр в полной мере оправдывает возложенные на него надежды.

Подвинуть немцев «из-под солнца»

– Мы по праву можем гордиться тем, что наши изделия по техническим характеристикам превосходят продукцию многих конкурентов, – продолжает Александр Авдеев. – Одно из доказательств этого – отзыв работников Горьковского железнодорожного депо, которых мы попросили протестировать наш прибор. Они все поражались: раньше для проверки системы приходилось производить множество механических манипуляций, а теперь нажал кнопку – и свободен. Намного меньше мороки за ту же зарплату.

Но, к сожалению, даже при готовых научных наработках проблемы продвижения продукции на рынке еще никто не отменял. И бороться за место под солнцем ой как непросто. Дело в том, что ОАО «Транспневматика» само производит тормозные системы для железнодорожных вагонов, состоящие из нескольких компонентов. Кстати, один из них – тормозные диски – выпускаются в России только здесь. Главный его конкурент в этой сфере – немецкий концерн Knorr-Bremse. Казалось бы, это очень выгодно для вагоностроительных заводов: заказать комплект целиком, а если возникли проблемы, то и претензии предъявлять только к одному поставщику.

Но не тут-то было: продолжают заказывать комплектующие у разных компаний. Причина в том, что этот рынок уже давно сформирован. Более того, многие российские руководители ратуют за покупку иностранной продукции, потому что она якобы качественней.

– Правда, на сегодняшний день взять на пробу тормозные диски и блоки уже пообещал «Тверской вагоностроительный завод», – говорит советник генерального конструктора. – Напомню, что именно он выпустил двухэтажные пассажирские вагоны, курсирующие по маршруту Адлер – Москва. Процесс этот будет долгим и сложным, потому что во всем, что касается безопасности, нужно проверять каждую мелочь. Но я надеюсь, что уже к концу 2014 года нам все-таки удастся добиться того, чтобы предприятия все-таки использовали наши, отечественные тормозные системы.

Юзом по ж/д не ездят

Вот уже пятый год в научно-техническом центре разрабатывают противоюзные системы, которые должны стать дополнением к дисковым тормозам. Они призваны обеспечивать равномерное вращение колес при неблагоприятных погодных условиях, например, наледи на рельсах, влаге и т. п., а также предотвращать скольжение и сход подвижного состава.

Система предугадывает, что через какое-то время колесо пойдет юзом, и, не дожидаясь этого момента, передает сигнал, который заставляет уменьшить усилие, с которым тормозная колодка давит на колесо. Для бесперебойной работы нужно определить скорость поезда и его ускорение, которые зависят от местонахождения. А получать точные данные об этих величинах планируется с помощью спутников ГЛОНАСС. Оснащать такими системами можно будет только те вагоны, в которых есть электричество. Стоить такое «чудо техники» будет около нескольких миллионов рублей.

Полина Кульбякина, Нижегородская правда, автор фото: Николай Бравилов

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.