Игра в открытую

03.02.2014
Просмотров: 900

В силу вступил закон, изменяющий правила платежных систем...

Неприятная история произошла с Константином Р. в прошлом году. У него пропал бумажник. Затем воры воспользовались найденной в нем кредиткой: о покупке на сумму свыше 60 тысяч рублей бедолагу оповестил банк по SMS, пишет газета "Нижегородские новости".

Ответственность разделили

Владелец карты обратился в банк с просьбой остановить обслуживание счета и даже написал заявление в полицию. Через пять месяцев банк прислал официальный ответ: по результатам проведенного расследования ответственность ложится на держателя карты. История получила продолжение в суде...

Между тем вступившая с нового года в силу статья 9 ФЗ "О национальной платежной системе" закрепляет ответственность банков за несанкционированное списание денежных средств и устанавливает обязанность банка по возврату денег в случае их хищения с карточного счета. Однако при этом повышается ответственность не только кредитно-финансового учреждения, но и самого пользователя пластика.

- Обязанности банка: направить клиенту уведомление о совершении каждой операции с использованием платежной карты - оплате покупок, снятии наличных и пополнении счета в банкомате - в установленном договором с клиентом порядке, - поясняет заместитель начальника ГУ Центробанка России по Нижегородской области Ирина Трофимова. - Клиент в свою очередь должен направить банку уведомление об утрате банковской карты или о ее несанкционированном использовании незамедлительно после обнаружения факта утраты, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции.

Конкретные способы уведомлений: SMS-информирование, направление, уведомления на адрес электронной почты - и тарифы по ним (в том числе их бесплатность или платность) законодательно не определены. Они регулируются договорами между банками и клиентами. Именно эти вопросы должны были решить банки в течение 2013 года.

- Законом установлено: если банк не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции, он несет за это полную ответственность и должен возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без его согласия, - объясняет Ирина Трофимова. - Если банк исполняет обязанность по информированию клиента и клиент направил банку соответствующее уведомление в положенный срок, кредитно-финансовое учреждение должно возместить ему сумму операции, совершенной без его согласия.

Из правила есть исключение

Им может быть ситуация, когда банк докажет факт совершения такой операции по вине самого клиента вследствие нарушения им порядка использования карты. В рассказанной выше истории оказался виноват клиент, пин-код карточки которого "для верности" был записан на отвороте бумажника.

- Чтобы обезопасить себя от действий мошенников и получить от банка возмещение суммы несанкционированной операции, картодержателю следует предоставлять банку достоверную информацию для связи. И в случае ее изменения - своевременно обновлять, а также незамедлительно информировать свой банк о факте утраты карты или несанкционированном ее использовании. И, конечно же, соблюдать все необходимые правила безопасного использования платежной карты, - продолжает Ирина Трофимова.

Срок возврата несанкционированно списанных денежных средств законом не определен. Согласно рекомендациям он лишь "должен быть разумным и может быть определен договором банка с клиентом. При этом законом установлено, что заявления клиентов должны рассматриваться банком в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения заявления (60 дней со дня получения заявления - в случае осуществления трансграничного перевода денежных средств)".

Мнение

Анатолий АКСАКОВ, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку :

- Если в течение суток клиент не обнаружил того, что деньги со счета списаны, и не успел обратиться в кредитную организацию, решение принимается на усмотрение банка. Установленный для клиентов срок очень короткий. Иногда объективно нельзя проинформировать банк о том, что вы не согласны с той или иной трансакцией, в течение суток. Споры возникать будут.

А как у них?

В США банк сначала возвращает деньги, а потом уже проводит расследование.

Елена Кульчицкая, Нижегородские новости

Источник: Нижегородские новости
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.