Автозаводский парк с прорехой в два гектара

07.02.2014
Просмотров: 977

История с Автозаводским парком уникальна масштабами неправды.

Если сравнить нижегородскую политику с политикой по развитию парков в Москве, то разница убийственная. Там за последние годы бизнес «корсаров» был полностью выведен из парков, и жителям вернули близость к природе. Сейчас в московские парки люди идут зимой и летом, в будни и праздники. В Нижнем Новгороде получается все иначе.

Нижний Новгород мог бы гордиться своими парками и городскими лесопарками, потому что в зоне пешеходной доступности от них проживает примерно треть населения. Соответственно более ста тысяч частных домов и квартир расположены в непосредственной близости от мест неспешных прогулок, занятия спортом на свежем воздухе, общения с природой. Особенно ценными являются парки с протяженной границей соприкосновения с жилыми зонами. Это парки внутри сложившейся застройки, являющиеся своеобразным даром предыдущих поколений ныне живущим горожанам и их детям. Заложить такой парк в условиях действующего земельного законодательства — задача практически неразрешимая. Яркий пример, на котором можно проанализировать ценность парков и прилегающих к ним территорий, — это Автозаводский парк. Парк создавался долгие годы, главным образом сверхурочным трудом автозаводцев. В результате получилось, что возникла благоустроенная часть — от Дворца культуры ГАЗа до дороги, соединяющей улицы Краснодонцев и Старых производственников. Менее благоустроенная часть прилегает к парковым озерам. Парк уникален своим размером и тем, что, кроме как на окраинах, в трехсоттысячном районе других зеленых зон массового отдыха нет.

Что же мы теряем, если отдаем зеленые зоны под строительство коммерческих и развлекательных объектов?

Так, в Автозаводском парке под шумок разговоров о прелестях аквапарка создается совершенно иной объект. В соответствии с документами — это бассейн с водными аттракционами, включающий кафе, рестораны, помещения для отдыха и хозяйственный корпус. Символично откровенно пиратское название этого комплекса — «Корсар». Новый развлекательный объект создаст потребность примерно в двух сотнях парковочных мест, которые будут востребованы в первую очередь возле жилых домов проспекта Молодежного, потому что «Корсар» проектируется рядом с ними в западной части парка. При этом проектируемые на Молодежном и улице Смирнова парковки будут удалены от развлекательного комплекса за пределы пешеходной доступности. Если учесть, что большинство автомобилистов не готовы даже к стометровым прогулкам, то автомобили посетителей «Корсара» полностью изменят ландшафт, прилегающий к домам проспекта Молодежного. Это значительно ухудшит условия жизни в микрорайоне Радиусном.

Как показывают исследования рынка продаж жилья, подтверждаемые моделями серьезных экономистов, стоимость жилья в зоне пешеходной доступности Автозаводского парка на 10% выше, чем стоимость аналогичного жилья вдали от парка. Иными словами, жителям будет нанесен моральный и материальный ущерб, который может составить до 10% стоимости принадлежащей им недвижимости. Аналогичным станет падение привлекательности квартир возле школы № 126 по Молодежному проспекту и в доме № 13 по улице Смирнова, где планируется размещение крупных парковок. Точный размер ущерба можно определить только по факту изменения рыночных цен. Но порядок величины ясен уже сейчас. Это 500 млн рублей, что соизмеримо со стоимостью самого развлекательного комплекса.

Автозаводский парк — один из крупнейших в городе. Лыжня по его периметру, по которой бегало три поколения автозаводцев, составляет два с половиной километра. Изъятие без малого двух гектаров лишает возможности использовать периметр для пеших прогулок, бега трусцой или лыжных уроков. Это удар по еще более широкому кругу автозаводцев.

Особенностью эксплуатации бассейна станет необходимость частой смены воды и ее очистки. Скорее всего, это будет обеспечено хлорированием. Учитывая, что автозаводская вода очень богата органикой, хлорирование будет сопровождаться появлением опасных хлорорганических соединений. Может возникнуть заметный дискомфорт от хлорирования возле семнадцатиэтажных домов, куда запах хлора будет доноситься при каждом порыве ветра. Запах хлора в элитном жилье — это нонсенс.

История с Автозаводским парком уникальна масштабами неправды. Вначале была выведена из состава зеленых зон самая зеленая часть парка. Я думаю, что до сих пор большинство автозаводцев в неведении об этой негоции, а когда увидят снос трехсот деревьев, вряд ли испытают радостные чувства.

Затем пошла дезинформация про аквапарк, с картинками и роликами, хотя по документам первой очереди объекта — это бассейн с хозяйственным корпусом, водными аттракционами, с помещениями для кафе и ресторанов. Как говорится, почувствуйте разницу!

Затем долго скрывали необходимость парковок в жилой зоне в несколько сотен мест. До сих пор большая часть населения ничего не знает о грядущем соседстве.

Если сравнить нижегородскую политику с политикой по развитию парков в Москве, то разница убийственная. Там за последние годы бизнес «корсаров» был полностью выведен из парков, и жителям вернули близость к природе. В результате москвичи и гости столицы горячо поддержали новую политику. Сейчас в московских парках — невероятный бум посещаемости. Люди идут в парки зимой и летом, в будни и праздники.

В Нижнем Новгороде — наоборот. Ради роста «Этажей» вширь хотят переместить оперный театр в умирающий парк Пушкина. Ради улучшения подъезда к бизнес-центрам не отказываются от планов снести липовую аллею в парке Кулибина. Расчленение Автозаводского парка в угоду «Корос аква» в этой цепочке является Рубиконом, который показывает, что в Нижнем Новгороде властная вертикаль зашла в тупик: опыт Москвы и Нижнего противоположен по своей социальной направленности. И если в Москве новому политику Собянину удалось за короткое время привлечь на свою сторону большую часть москвичей, то в Нижнем Новгороде гражданское общество загоняется местной властью в состояние латентного протеста.

Александр Иванов, к. э. н., специалист по устойчивому развитию городов

Мы не противники развития города, мы – защитники его легких!

Мария Попова, Председатель попечительского совета парка им. Кулибина

В Автозаводском парке планируется «вынужденная» вырубка около 300 деревьев. Площадка понадобилась для строительства коммерческого объекта — «бассейна с водными аттракционами, комплексом спортивных и игровых площадок, рекреационных помещений для отдыха, кафе, ресторанов, с хозяйственным корпусом для обслуживания», который условно и называют «аквапарком».

Защитники парка выступают не против строительства аквапарка, а за сохранение деревьев, которые составляют экологический каркас парка. Инициативные группы автозаводцев не один год пытаются донести до властей свою позицию — строительство должно развертываться не в ущерб парку, а на альтернативном участке. «Компенсационные высадки» ничего не компенсируют. Можно, конечно, «частоколом» засадить все солнечные площадки в парке, превратив его в лес, но это не приведет к тому, что положенная по закону норма площади озелененной территории в 16 кв. м на человека будет достигнута.

К тому же идет манипулирование общественным мнением. Автозаводцы за последние два года собрали несколько тысяч подписей против вырубки парка. Власти и застройщики тоже собирают подписи. Когда мы слышим, что десятки тысяч автозаводцев подписались «за» аквапарк, то относимся к этому скептически, поскольку сформулированный вопрос не дает объективного ответа. Если бы вопрос звучал: «Вы за аквапарк в парке или на альтернативном участке, рядышком на пустыре?», то была бы более-менее объективная картина общественного мнения.

Экологические органы власти (и областное министерство экологии, и Горкомэкология), которые по закону должны сохранять озелененные территории, оказались первыми, кто лишает парк экологической защиты, исключая из официальных границ озелененной территории Автозаводского парка участок под строительство.

Нет и поддержки депутатского корпуса. Мы постоянно слышим, что народные избранники стоят на защите интересов нижегородцев, но в то же время видим утвержденные ими официальные документы по парковым границам.

По закону, строительство на озелененных территориях запрещено, а поскольку указанная часть парка теперь в официальную озелененную территорию не входит, то и под защитой экологического законодательства не находится. Вот ведь как все хитро устраивается.

Мы считаем, что над городскими парками нависла реальная угроза. Сегодня планируется вырубить часть Автозаводского, завтра воткнут облегченный ресторан в Александровский сад, оперный театр — в парк Пушкина, торговый центр опустят под сквер на площади Горького, вырубят скверик на Сенной под транспортную развязку… В итоге от городских парков скоро даже пеньков не останется. Властям надо наложить мораторий на строительство и провести опрос, чтобы узнать мнение нижегородцев: хотят ли они развития города за счет сокращения его парков?

Асхат Каюмов, Руководитель экологического центра «Дронт»

Нижний Новгород обеспечен зелеными насаждениями от минимально необходимого уровня самое большее — на четверть. Из требующихся согласно еще советским нормам 16 кв. м на человека в Автозаводском районе есть только 2,9 кв. м.

В такой ситуации любые решения по спиливанию деревьев — это крайняя мера. Пока мы не обеспечим город 100%-ным нормативом по озелененным территориям, подобного происходить не должно. В городе много свободных участков, где можно вести строительство.

По результатам исследования ООН 2012 года, Нижний признан «вымирающим» городом в России. И экология играет тут решающую роль. Мы дышим тем, чем дышать нельзя!

Анна Давыдова, Кандидат исторических наук, лидер движения «СпасГрад»

Автозаводский парк культуры и отдыха является памятником истории и культуры регионального значения. А наше законодательство запрещает строительство на территории объекта культурного наследия, поскольку нарушается его целостность и создается угроза уничтожения. И к каким бы юридическим ухищрениям ни прибегали чиновники, ясно, что уничтожение более 300 деревьев на площади 1,7 гектара нарушит целостность памятника, а это прямо запрещено законодательством.

Разработанный проект корректировки границ парка с выводом участка строительства за границы памятника архитектуры пока не прошел историко-культурную экспертизу. Нет пока и ряда необходимых согласований. Поэтому еще есть возможность остановить вырубку.

Илья Мининзон, Член Русского ботанического, Русского географического общества, сотрудник Ботанического сада ННГУ

Категорически нельзя вырубать этот участок парка. Здесь сложилась устойчивая экосистема, причем экосистема уникальная: ни в одном парке города у нас нет такого густого насаждения, где бы соседствовали как интродуцированные породы, так и аборигенные, причем это насаждение сложилось естественным образом.

Компенсировать вырубку этого участка компенсационным озеленением невозможно. Точно так же, как невозможно компенсировать озеленением вырубку дубравы или естественного леса.

Одним из аргументов сторонников строительства аквапарка именно на этом участке является то, что он якобы заброшенный, что на нем растут деревья, не представляющие никакой ценности.

Это аргумент воинствующих невежд, которые не только не знают, что там на самом деле растет, но и не желают знать. Любой человек, мало-мальски компетентный в ботанике, обследовав участок, может сказать, что там не только произрастают экзоты, редкие у нас аборигенные растения, но и сформировалось очень интересное и уникальное растительное сообщество, восстановить которое искусственным образом будет невозможно.

Алексей Поднебесный, Гражданский активист, член попечительского совета парка

Активисты, защищающие парк от вырубки, предлагают конкретные площадки, где можно было бы построить аквапарк без ущерба для экологии и с сохранением всех возможных экономических выгод для города и нижегородцев от такого строительства.

Поэтому развитие парка нужно связывать не с коммерческой застройкой, а с комплексной муниципальной программой поддержки парков. Нужна городская экологическая стратегия, повышающая качество жизни нижегородцев.

Александр Иванов, Биржа № 4 от 4 Февраля 2014, фото: Автозаводский парк. Пунктиром указана зона под вырубку, автор: Алексей Поднебесный

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.