Александр Грудзинский: Будем учить предприимчивости

14.02.2014
Просмотров: 1480

В основе рыночной экономики лежит частная инициатива, и мы должны ее развивать.

В Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского (Национальном исследовательском университете) создан Институт экономики и предпринимательства. Событие прокомментировал доктор социологических наук, профессор, первый проректор ННГУ Александр Грудзинский, утвержденный на посту директора нового института.

— Александр Олегович, чем продиктована необходимость создания в структуре университета еще одного института?

— Создание Института экономики и предпринимательства стало логичным шагом в ходе реализации принятой год назад «Стратегии развития ННГУ». В ней определено, что — я процитирую — «к 2020 году Нижегородский университет должен выйти на новый уровень международного признания как ведущего исследовательского и инновационного классического университета, конкурентоспособного среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В качестве интегральной оценки достигнутого уровня развития рассматривается место ННГУ в международно-признанных рейтингах университетов». Выполняя эту установку Стратегии, ННГУ принял участие в конкурсе на получение государственной субсидии для повышения конкурентоспособности российских вузов и вошел в число 15 победителей. Основным целевым показателем нашей программы развития стало вхождение в число 150 лучших вузов мира к 2020 году.

В основу дальнейшего развития вуза положена концепция «треугольника знаний» — триединой функции развития образования, науки и инноваций, что предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов-творцов, обладающих качествами инноваторов, предпринимателей.

Вот такая задача поставлена, и для ее осуществления были сформированы платформы развития, то есть те направления нашей деятельности, где ННГУ имеет определенный задел и в которых мы традиционно сильны, а также перспективные новые востребованные направления. Платформы подразумевают объединение усилий научно-педагогических работников различных подразделений университета и представителей организаций-партнеров на проектных основах.

Таких платформ шесть, и среди них та, которая называется «Экономика знаний, предпринимательство, в том числе инновационное предпринимательство». Для ее реализации мы решили объединить все наши ресурсы и создать на основе их Институт экономики и предпринимательства.

— А что это за ресурсы, кроме ваших экономических факультетов?

— Они довольно значительны и формировались постепенно, не один год, поскольку университет давно и активно уже развивает направление деятельности, связанное с экономикой. Во-первых, это наш классический экономический факультет, который существует с 1959 года. Затем факультет управления и предпринимательства, возникший, когда в стране начались рыночные преобразования и появилась потребность в массовой переподготовке кадров и получении второго высшего образования теми, кому нужны экономические знания. Через год университет присоединил и филиал Всесоюзного заочного финансового института, существовавший в Нижнем Новгороде, — так возник наш финансовый факультет.

Позднее, когда стало ясно, что главной силой новой экономики становится инновационная составляющая, а значит, человеческий капитал, потребовался следующий этап — концентрация ресурсов. Так что процесс объединения вузов, который часто освещается в СМИ со скандальным оттенком, на самом деле является проявлением этой глобальной политики. Государство поняло, что не имеет смысла обманывать себя и население «раздачей» дипломов, за которыми мало что стоит, и требуется создание крупных образовательных центров. Замечу, что этот процесс у нас в стране начался позже, чем на Западе. Там он прошел еще в 90-е годы, а в России начался примерно с 2010 года. В этот период Нижегородский университет присоединил к себе Арзамасский пединститут, Дзержинский институт повышения квалификации и Нижегородский коммерческий институт.

Вот все подразделения, имеющиеся в экономическом блоке университета, мы и решили объединить и упорядочить, для того чтобы более эффективно управлять ими, как того требуют задачи, сформулированные в Стратегии ННГУ. У нас ведь существует «Дорожная карта» — утвержденная министерством программа нашего развития — где зафиксирован ряд стратегических инициатив, и одна из них — «обеспечить концентрацию ресурсов на прорывных направлениях». То, что мы сейчас делаем, как раз и является созданием такого механизма концентрации.

Мы долго спорили о названии нового института, но в итоге включили в него два ключевых слова: «экономика», которая охватывает все (и финансы, и налоги, и таможенное дело, и все другие соответствующие направления), и «предпринимательство» как главный движущий фактор современной рыночной экономики. Ведь в основе рыночной экономики лежит частная инициатива, и мы должны ее развивать и этому учить.

— Но как этому научить? И не слишком ли это неблагодарная задача, ведь, по статистике, только около 7% могут стать предпринимателями?

— Это далеко не бесспорная цифра, но важнее другое. Еще со времен появления гумбольдтовской модели университета спорят: все ли выпускники вуза должны выходить из его стен учеными-исследователями. Но хочу напомнить, что главная университетская идея не в том, чтобы дать студенту определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить его учиться.

Так и здесь. Мы хотим дать нашим выпускникам стимулы к предпринимательской деятельности. Согласитесь, сегодня в каждой профессии есть элемент предпринимательства, и кем бы человек ни был, но если про него говорят «инициативный работник», то это значит, что он — хороший работник. А инициативный работник и есть предприниматель — вдумайтесь в значение слова: это тот, кто что-то предпринимает, и такие инициативные люди нужны везде: и в школе, и в прокуратуре, и на военной службе. Это, если хотите, внутреннее предпринимательство, когда человек, видя, например, проблемы в компании, сам предпринимает шаги к их преодолению, выдвигает инициативы, направленные на улучшение деятельности.

Неслучайно сегодня все ведущие вузы позиционируют себя как предпринимательские университеты. Дело, разумеется, не в том, что они чем-то торгуют, а в том, что внутри есть коллектив преподавателей-предпринимателей, которые выигрывают гранты, заключают договоры с предприятиями, создают новые образовательные программы, зарабатывают деньги для университета и для себя. То есть предпринимательский университет — это университет с внутренней предпринимательской культурой, который развивается за счет собственной инициативы.

— И этому, вы считаете, можно научить?

— Вполне. Весь смысл обучения состоит в том, что мы пытаемся развить в людях разные качества — и интеллектуальные, и физические. Например, мы учим людей менедж-менту. Не каждый станет директором завода, но какими-то навыками он овладеет. На уроках пения детей учат владеть своим голосом — не все станут оперными звездами, но какую-то музыкальную культуру они получат. Точно так же и с лидерскими, предпринимательскими качествами: их можно привить, тренировать в рамках активных методов обучения, осваивать действия в стандартных ситуациях. Как минимум, мы должны объяснить людям, что нельзя сдаваться заранее, нужно искать выход из создавшейся ситуации, проявлять инициативу — вот это и есть предпринимательство.

Наверное, многие об этом просто никогда не задумывались, но предпринимательство сегодня действительно пронизывает все сферы жизни.

— Как вы оцениваете перспективы деятельности нового университетского института?

— Институт экономики и предпринимательства будет иметь около десяти тысяч обучающихся и очно, и заочно. Но этим дело не ограничится: мы поставили перед собой задачу, чтобы в целом в университете доля выпускников, прошедших подготовку по предпринимательству, составила не менее 70%, независимо от основной специализации, а в будущем — надеемся — это будет и 100%. Кстати, сегодня доля выпускников, прошедших обучение предпринимательству, является одним из показателей эффективности работы нашего вуза.

Сегодня бытует понятие «образовательная траектория жизни», и она имеет свойство меняться — обычно в зависимости, прежде всего, от изменений в обществе. Поэтому университет должен дать возможность человеку, который самостоятельно принимает решения, получить то, что ему нужно именно здесь и сейчас.

Справка

Грудзинский Александр Олегович родился 20 января 1955 года. В 1977 году окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им М. В. Ломоносова. В 1984 году закончил аспирантуру Вычислительного центра Академии наук СССР (Москва) и в 1985 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук по специальности «математическое и программное обеспечение вычислительных машин и систем». В 2005 году защитил диссертацию на соискание степени доктора социологических наук в Санкт-Петербургском государственном университете по специальности «социология управления», тема диссертационной работы: «Социальный механизм управления инновационным университетом».

В 1977—1979 гг. работал инженером в отделе автоматизированных систем управления завода «Красное Сормово». С 1979 года работал в Нижегородском государственном университете в должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента кафедры математического обеспечения ЭВМ факультета вычислительной математики и кибернетики. С 1986 года — декан специального факультета по переподготовке кадров (в настоящее время — Центр дополнительного профессионального образования).

С октября 1990-го по июль 1991-го работал в качестве стажера-исследователя в Датском техническом университете. С 1994 года декан Высшего колледжа (в настоящее время — факультет) управления и предпринимательства. В 1996—2003 гг. заведующий кафедрой трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере. С 2003 года руководитель Центра проблем университетского управления (на правах кафедры). В 2005 году Центр преобразован в кафедру социологии управления и Грудзинский назначен и.о. заведующего кафедрой. В 2003 году назначен на должность проректора по международной деятельности, с 2008 года — проректор по международной деятельности и инновациям в образовании, с 2012 года — первый проректор.

Является членом Европейской академической сети деканов (Deansand European Academics Network — DEAN).

Участник, разработчик и координатор большого числа международных проектов ННГУ.

Автор более ста семидесяти научных и учебно-методических работ, опубликованных, в том числе, в центральных журналах и за рубежом, а также учебных пособий для студентов высших учебных заведений.

Научный руководитель трех защищенных диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

Областью научных интересов в настоящее время являются «социология управления», «университетское управление», «трансфер знаний».

Трижды лауреат премии Нижнего Новгорода в области науки и высшей школы.

Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Игорь Становов, Биржа № 5 от 11 Февраля 2014, фото: Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.