На топливный паёк?

24.02.2014
Просмотров: 1615

Введут ли талоны и хватит ли горючки на всех.

Те, кто застал талонную систему, наверняка помнят этот дурдом. Когда часами стояли в очередях за килограммом колбасы и куском мыла. Неужели нам грозит повторение пройденного, только уже в виде соцнормы на бензин? В вопросе разбирается газета "Нижегородская правда".

От нас мало что зависит

Идея «бензинового пайка» принадлежит президенту Союза нефтепромышленников России Геннадию Шмалю. По его мнению, выглядит логичным ввести нормы потребления бензина и выдавать талоны на него, создав социальные заправки для малоимущих граждан. Ведь цена на топливо постоянно растет. В 2014 году, прогнозируют в Союзе нефтепромышленников, она подскочит на 10 процентов. И это в то время, как процент инфляции, по прогнозам Центробанка, составит 5 процентов. «НП» решила поинтересоваться: как относятся к подобной инициативе, а также к ползущей постоянно в гору стоимости топлива обе стороны рынка — производители и потребители?

Первый звонок — в компанию «ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез».

— Цену диктует рынок. Это связано с инфляцией, курсом доллара. А от нас мало что зависит. Причины у аналитиков спросите. Да я и не отвечаю за цены. За производство — пожалуйста, — откликается заместитель генерального директора по производству Владимир Гришин.

Что же касается конкретно производства, то, по словам собеседника, никаких изменений в работе установки не предвидится: объем производства топлива не снизится, качество останется прежним. По поводу же введения социальной нормы на бензин он говорит коротко:

— Абсурд. Талонную систему мы уже проходили. Ничего хорошего в этом нет.

Бензин — всему голова

Повышения цен на топливо в начале посевной (а она уже не за горами) с тревогой ждут сельские производители. Ведь и от этого в том числе зависит их прибыль. Посеять, собрать урожай, заготовить корма и прочая деревенская работа немыслима без техники, «кушающей» бензин. Сегодня впору перефразировать поговорку: не хлеб, а бензин — всему голова.

— Конечно, мы ощущаем на себе повышение цены на топливо. Молимся, чтобы оно было в разумных пределах. И не государство, считаю, здесь виновато, а олигархи, те, кто владеет топливным бизнесом. Пусть насытятся, — высказывает свое личное мнение председатель СПК «Колхоз имени Куйбышева» Городецкого района Евгений Кочетов.

А вот на свою продукцию сельчане так «залупить» цену не могут. Ведь им, по словам председателя, стоимость действительно диктует рынок. Завысишь цены — и не купят молоко, мясо, зерно. Свой взгляд у Евгения Васильевича и на социальную норму. С точки зрения, конечно, сельского производителя:

— Нам льготы никто не предлагает. Как, например, в Англии: там фермерам отпускают солярку по более низким ценам и без всякого лимита.

Внакладе не останетсяЧто интересно, не только производитель негативно высказывается о соцнорме на бензин, но и автолюбители:

— Введут небольшой лимит, литров 100, к примеру. Будут продавать по норме. Чтобы ездить, даже на дачу ее не хватит. Придется покупать сверх отведенной меры уже по более высокой цене, чем сейчас, — делится опасениями автолюбитель Сергей.

А кто и как определять малоимущих станет? Это же целый штат нужно иметь! И людям бегать справки собирать по кабинетам? Госучреждениям будут нормы выделять? Вопросов у простых водителей больше, чем ответов.

— Но государство внакладе точно не будет, только выиграет, — уверен автовладелец Михаил.Обоснованно

Собственное мнение на «бензиновые» проблемы и у регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Как сообщает УФАС, «оптовые и розничные цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, поэтому хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют ценовую политику в области реализации нефтепродуктов». Антимонопольщики лишь вправе проверить обоснованность цен доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов. Так, согласно предоставленному УФАС мониторингу цен (с 1 января по 11 февраля 2014 года), темп роста больше всего у дизельного топлива. У одной из компаний, ООО «Центр-ГСМ», аж 7,27 процента! Вместе с тем, «управление установило, что причиной явилось увеличение затрат на приобретение товара на оптовом рынке. При таких обстоятельствах розничные цены на моторное топливо являются обоснованными; оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не имеется». Нас также заверили, что предпосылок для возникновения дефицита моторного топлива на территории области не наблюдается. И еще раз напомнили о своей инициативе, когда в период дефицита ресурса, два года назад, региональное УФАС выдало ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» предписание о введении коэффициента справедливости при мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз. То есть заявки всех заказчиков удовлетворять в равном пропорциональном объеме. В прошлом году такую же схему «игры» предложили и другим представителям топливного рынка. А вот комментировать возможное появление соцнормы на бензин не стали.

Каков же итог разговора? Дорожает бензин и дорожать будет. И, наверное, социальная норма — не выход из ситуации. Только меня, «безлошадного» обывателя, мучает вопрос: почему в бензиновой стране цена на него скачет хлеще, чем за морем, куда мы тот же самый бензин продаем?

Ольга Гогуленко, Нижегородская правда, фото: Юрий Правдин

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.