Три сестры, или Всё вверх дном

28.02.2014
Просмотров: 2066

Три сестры, одна уехала в Москву. Практически Чехов, только в реалиях бизнеса и в другом веке.

Кристина — филолог, журналист и учитель церковнославянского в воскресной школе, Екатерина — специалист в области арт-бизнеса, ведущая свадеб и праздников, и ставшая теперь уже москвичкой пиар-менеджер Арина — вот действующие лица истории о том, как можно перевернуть свою жизнь. Хотя, конечно, главной движущей силой их бизнеса, магазина авторских подарков, изначально является старшая из трех сестер Кристина Кузнецова. Большей долей стартового капитала стала именно ее самонадеянность.

— Кристина, вы назвали свой магазинчик «Вверх дном» — у вас и в жизни все вот так, вверх дном?

— Это ощущение, с которым мы живем уже больше года.

— Так сами и напророчили! Кому, как не вам, знать, какую силу имеют слова.

— Мысль, что все должно быть вверх дном, пришла почти ночью, как, впрочем, и все мысли ко мне приходят — перед сном.

Я эстет, и сначала мне было важнее понять, как будет выглядеть мой магазин, — намного важнее того, как он станет существовать.

Такой чисто женский подход! Естественно, я изучала европейские сайты, знала, что, где можно подсмотреть, но независимо от этого интерьер почему-то виделся мне именно такой, то есть что-то перевернутое: стулья перевернутые, куски материи, подвешенные в воздухе…

— Елку на Новый год тоже к потолку подвешивали, макушкой вниз?

— До такого мы, конечно, не дошли! Но вот это общее ощущение некой перевернутости и перешло в название, потеснив другие варианты, вроде «чердака» или «каморки».

 И самое интересное: в какой-то момент я открыла страничку очередного номера интернет-журнала, на который подписана, и увидела точно такой интерьер, который прежде возник в моей голове.

 У меня был шок — как же все сходится в нужный момент! И формат того голландского магазинчика (с «моим» дизайном!) тоже оказался один в один, как у нас: магазин, где есть все — от керамики ручной работы до одежды и предметов домашнего интерьера, например, подушек и одеял. И такой идейный унисон для меня стал приятным подспорьем.

— Вы так любите прикладное творчество? А своими руками что-то делаете?

— Меня об этом часто спрашивают покупатели. Но ответ пока один: организационные дела — общение с мастерами, составление накладных (надо ведь придумать название и описать каждый предмет!), дизайн упаковок и так далее, плюс журналистская и преподавательская работа — все это занимает так много времени!

А я ведь очень люблю шить! И где-то на почте сейчас застряла моя мечта — я заказала себе ткани! — как получу, буду шить и попробую это продавать.

Вы не представляете, какое невероятное ощущение — нести в руках сверток с тканями и предвкушать, представлять, что ты из них можешь сотворить!

— Стоп! Вы же филолог, вас слова учили сшивать, а не куски материи!

— Я еще и очень самонадеянный человек. Поэтому, наверное, и на свой бизнес решилась. Поначалу я думала: это же так просто — сшить что-то, но быстро поняла, что без учебы не обойтись.

Пошла на курсы, посещала абсолютно все занятия и многому научилась. Кстати, мой папа тоже в молодости шил себе одежду — а что еще делать, если хочешь одеваться стильно и модно, а в универмагах одна униформа? «Не хватает времени? — говорит он мне, — шей по ночам, как и я когда-то».

— И во что мечтаете превращать эти ваши заветные ткани — в подушки?

— В повседневную одежду, просто менее скучную, чем продают в наших магазинах. Когда-то я захотела шить для себя и сестер, а теперь и для других, — нельзя же всю жизнь продавать чужое, сделанное не твоими руками!

А к этому Новому году я делала как раз подушки. Теплый подарок. Простенькие такие подушки, но яркие и праздничные, из специального новогоднего хлопка. И мы все их продали. Предметы интерьера сегодня у меня в приоритете.

— Где вы находите мастеров, поставляющих вам всю эту красоту? И есть ли критерии отбора, худсовет трех сестер?

— Мастера идут друг за другом, один приводит другого. С некоторыми знакомимся на ярмарках, а мы стараемся принимать участие в таких мероприятиях как можно чаще.

 Художественного совета, конечно, нет, но берем мы далеко не все: вещь не должна выглядеть поделкой! Авторский подарок должен вдохновлять, а не вызывать ощущение ДК, самодельщины.

 И здесь нередко возникает очень тяжелый для меня психологический момент: как отказать человеку и при этом не обидеть его?!

Ведь каждый творческий человек, особенно в этой сфере, считает свое изделие произведением искусства, но, на наш субъективный взгляд, может до такого звания не дотягивать.

 В общем, я предпочитаю идти на всевозможные уловки, чем говорить мастерам неприятную для них правду. Приговоров не выношу.

— Тогда расскажите о мастерах, которым не приходится отказывать. Кто, например, автор этих керамических чудес?

— Кстати, керамика в Нижнем — не слишком любимый и востребованный жанр, как в той же Москве, например.

 И люди не очень понимают, почему они должны отдавать за это именно такие деньги. Хотя деньги не такие уж и великие, как мне кажется.

Но интересных керамистов в Нижнем и области от этого меньше не становится. Особенно хочу рассказать о семье Щепановых из Балахны.

Они восстановили старинный метод обжига, это черная лощеная керамика, и делают прикладные вещи: вазы, турки.

 Или наш хит продаж — большие кружки, в верхнюю часть которых наливается чай, а в раскрытый рот нижней части кладется печенье.

Сотрудничаем мы и с гончарами из содружества нижегородской мастерской «Ясная поляна». И когда покупатели спрашивают меня, где они могли бы научиться гончарному делу, я их направляю туда.

 Между прочим, сейчас все больше прослеживается такая тенденция: люди хотят не столько купить вещь, сколько научиться делать что-то подобное своими руками.

 Освоить новое для себя направление и получить от этого эмоциональное удовольствие — вот чего сейчас многие хотят и готовы тратить на это деньги.

— Почему бы вам самим не попробовать удовлетворять такой спрос?

— Все-таки различные рукодельные мастер-классы, курсы и школы — это золотая жила для тех, кто продает материалы для творчества.

Мы пробовали что-то подобное, но не прижилось. Однако вечер, посвященный шоколаду, с потрясающим рассказом одного нижегородского знатока об истории этого удивительного продукта, у нас прошел довольно хорошо.

А вот мастер-класс по изготовлению трюфелей из бельгийского шоколада мы проводить не рискуем: слишком дорогое удовольствие для каждого участника.

— Наверное, у вас есть другие способы продвижения и привлечения клиентов?

— Насчет большого количества покупателей я иллюзий не питаю. Моя знакомая, управляющая «Циферблата», как-то вычислила, что их целевая аудитория в Нижнем Новгороде — всего пять тысяч человек.

И я поняла, что и у нас не больше. К сожалению, людей, которые ищут что-то необычное, в городе мало. Я об этом говорила и на выступлении перед замминистра образования в нижегородском инновационном центре.

 «Да, — ответил он, — это город рабочих и крестьян. Но мы не должны сдаваться!» Однако перенимать европейский или даже московский опыт в данном случае вряд ли имеет смысл — там другой менталитет, другие люди.

Тем не менее, мы не сдаемся, хотя и пришлось переехать в более скромное помещение. У нас есть группа «ВКонтакте», где мы сообщаем обо всех новостях и специальных тематических подарках к каждому празднику: сфотографировать и выложить — ни дня без этого!

 Например, ко дню всех влюбленных мы продавали сваренный мастером шоколад в моей авторской упаковке и пирожные макарунсы (их готовил тот самый знаток шоколада) из миндальной пудры и шоколада — не имеющие ничего общего с теми, похожими на безе, что подают в кафе.

 А к 23 февраля шоколадный мастер сделала нам забавные наборы — маленькие рабочие инструменты из прекрасного бельгийского шоколада — и их расхватали молниеносно.

Открылся у нас и интернет-магазин, правда, там есть одно неудобство: вещи все авторские, партии крошечные, а что-то вообще бывает в единственном экземпляре — поэтому необходимо постоянно обновлять интернет-предложение, а мы физически не успеваем. Все-таки нам очень не хватает третьей сестры, которая теперь живет в Москве.

А еще мы регулярно выходим в люди — участвуем в различных профильных ярмарках. И порой попадаем в такую лихую круговерть, что приходится чуть ли не всю семью задействовать.

В новогодние праздники стояли, например, две недели на ярмарке «Рождественская сторона»: организационного сбора там не было, но было обязательное условие — стоять каждый день, в любую погоду!

Другое мероприятие, где мы еле успевали с сестрой поворачиваться — настолько было много покупателей! — ярмарка в клубе «Склад». Там, помимо мастеров со своими товарами, были и артисты, музыка, мастер-классы, угощения — и вот такой формат, по моим наблюдениям, сейчас наиболее востребован людьми.

— Можно попробовать завязать сотрудничество с самыми разными компаниями и бизнесменами: все они постоянно вынуждены кого-то поздравлять, и каждый хочет, чтобы его «ритуальные дары» были эксклюзивными. А вы тут как тут, со всем ассортиментом авторских подарков — выбирайте! Можно и с туристическими компаниями поработать или с персональными гидами, они ваш магазинчик в свои туристические маршруты могут включить. Интурист, я думаю, вам не помешает?

— Зрите в корень! Я имею в виду туристическую тему, особенно персональных гидов. У меня есть идея собрать некую сувенирную корзиночку, где были бы вещи, которые сами за себя говорили, что они родом из Нижнего Новгорода.

 Например, наши мастера по дереву прекрасно делают маленьких оленей, а одна девушка работает в технике «декупаж» и может изготовить подвески с мотивами хохломы или городецкой росписи.

— Легко ли вести бизнес с сестрами?

— Трудно. Но какими бы разными мы ни были и как бы ни расходились во взглядах, мы воспитаны в православных традициях и никогда друг друга не подведем, не предадим.

 Катя, средняя сестра, хоть и не идейный центр, но всегда рядом и готова помочь, а ее опыт проведения свадеб и праздников порой просто бесценен в общении с клиентами. Но более тесная связь у меня с младшей сестрой Ариной.

 Жаль, что она теперь москвичка, но ни дня не проходит без телефонных разговоров с ней. То она с мужем анимационный видеоролик для нашего магазина делает, то просто добрым словом поддерживает.

А когда мы участвовали в городском фестивале «Ресторанный день» и угощали гостей в своем помещении, Арина непременно приезжала в Нижний, придумывала меню и многое готовила сама.

— Что самое трудное для вас в бизнесе?

— Быть все время в тонусе, постоянно тащить себя за волосы вверх, хочешь не хочешь, комфортно тебе или нет. Хоть нас, четверых детей в семье, и воспитывали так, что мы даже не представляли, что можно просто лежать на диване и смотреть телевизор.

Всегда быть в движении, в деле — я до сих пор смотрю на свою маму и просто не могу жить иначе! И все равно мне нелегко каждый день вставать и придумывать что-то новое. Но, наверное, это одновременно и самое интересное.

 Советую каждому попробовать в жизни хоть раз заняться бизнесом. Совершить переворот и все поставить с ног на голову, вверх дном.

Людмила Зуева, Биржа № 7 от 25 Февраля 2014, фото: Кира Мишина

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.