Игра как точка входа в бизнес

18.03.2014
Просмотров: 1793

Задача — разрушить шаблонные представления и обрести свободу предпринимательского творчества.

— Наш университет коренным образом меняется в последние годы, он становится по-настоящему предпринимательским, ориентированным на реальные интересы студентов, — рассказывает кандидат экономических наук руководитель сообщества студенческого бизнес-инкубатора ННГУ Ольга Чепьюк.

— В стране до сих пор бытует неправильное представление о предпринимательстве. Оно ассоциируется для большинства чуть ли не с криминалом, остается по-прежнему чем-то неопределенным, а неопределенность пугает, потому что не укладывается в шаблонное мышление. Вот разрушение этих шаблонов — наша задача. Но это очень непросто.

По образованию Ольга Чепьюк — экономист. Работала в крупной компании, но через три года поняла, что офис — не для нее (не спасал даже персональный цветок на окне, за которым прилежно ухаживала). Затем попробовала себя в роли арт-директора фирмы, занимавшейся организацией праздников. Поступила во ВГИК и закончила сценарный факультет, но пришла к выводу, что до серьезного уровня в этой сфере нужно «дорасти», а просто писать сценарии для сериалов — тоже скучно. Снова вернулась в бизнес, уже соучредителем компании. Все это время оставалась преподавателем, и когда в ННГУ создали инновационный центр, с радостью перешла на работу туда: именно то, что искала, оказалось рядом.

Если прежде у Чепьюк, по ее словам, в среднем было три места работы одновременно, то теперь оно у нее одно — университет. Ольга — доцент кафедры финансов финансового факультета Института экономики и предпринимательства, одновременно в лаборатории студенческого бизнес-инкубатора занимается разработкой методов проектного обучения.

— В нашем бизнес-инкубаторе создана модель предпринимательской среды, и мы даем возможность всем в ней «покрутиться»: понравится — останешься, не понравится — надо искать что-то другое. Ведь предпринимательство — это в первую очередь инициатива. Поэтому нельзя ждать, что студенты сами к нам придут, — скорее, мы идем к ним и предлагаем попробовать самые разные формы предпринимательской деятельности.

— А вы уверены, что навыки предпринимательства нужны всем? Ведь по статистике, только семь процентов населения готовы принять на себя ответственность и начать свое дело.

— Предприниматели тоже разные бывают. Есть те, кто готов рисковать и ради дела даже квартиру заложить, — это как раз из тех 7%, о которых вы говорите. Но есть другая категория — сопредприниматели. Они более осторожны, могут быть очень хорошими организаторами, менеджерами, у которых своих идей нет, но они готовы поработать на чью-то идею и только затем стать соучредителем бизнеса. Без таких сопредпринимателей тоже не обойтись.

А есть и вынужденные предприниматели, которых на этот путь толкают обстоятельства. Еще есть те, кого мы условно называем «специалисты», — им нужно научиться проектной деятельности, чтобы работать в этой системе координат, и мы им в этом тоже помогаем.

Многие приходят к нам, чтобы реализовывать свои мечты. И мы даем им инструмент для этого. Пусть попробуют сделать, а мы поможем подсчитать, чего их начинание стоит. Иногда ребята приходят с готовой идеей, и ее сразу можно реализовывать, но чаще нужна существенная доработка. И тогда мы садимся вместе и доводим все до ума.

Мы поддерживаем партнерские отношения с бизнесменами и можем предложить им проработанный студенческий проект, вместе с его автором. Это, кстати, сегодня нередкая ситуация: у бизнесменов есть деньги, но нет новых идей, и они готовы вложить деньги во что-то еще, кроме основного дела, которое их кормит, — вот им мы и предлагаем такие проекты. Но их авторы должны быть готовы к такой встрече: коротко, четко, в понятных потенциальному инвестору терминах представить свой проект. А наша задача — ребят к этому подготовить.

А вот совсем другой пример: молодой человек пришел к нам, считая, что он потрясающий «продажник». А стал он в итоге дальнобойщиком и уверяет, что счастлив. Помогли ли мы ему? Думаю, да, потому что он попробовал свои силы и понял, что это не для него, что тоже важно.

— То, чем вы занимаетесь в студенческом бизнес-инкубаторе, это скорее деловая игра или конкретное дело?

— Начинается все с игры, потому что студенты поначалу панически боятся любых реальных обстоятельств. В теории они готовы обсуждать все что угодно, но как только доходит до дела, начинается отсев, примерно половина уходит. Поэтому игра — это точка входа, способ понять, что интересно студенту.

Каждый может попробовать себя в роли руководителя, исполнителя или специалиста. Поработать, например, в маркетинговом или в финансово-плановом отделе, Это, разумеется, виртуальные отделы компьютерных конструкций, где мы задаем правила игры, но работа идет над реальными проектами.

Мы помогаем получить самые разные навыки, которые нужны предпринимателю: от того, как говорить по телефону, как составить финансовый план, подготовить презентацию, до того, как работать в команде, провести «мозговой штурм». Вот когда все эти инструменты освоены и мы как мастера понимаем, что ученик готов стать, как минимум, подмастерьем у инвестора, стать сопредпринимателем, мы выпускаем его в жизнь и рекомендуем его — на предприятия и в реальные проекты.

Мы ничего за студентов не придумываем, мы только модифицируем их идеи, то есть помогаем проработать, упаковать и найти варианты для практической реализации. Но пока идея не пройдет все этапы на стадии игры, пока человек не докажет свою состоятельность, мы ее инвестору не порекомендуем.

— В чем специфика именно студенческого бизнес-инкубатора?

— Обычный бизнес-инкубатор — это место, куда приходят уже сложившиеся предприниматели и получают консалтинговую поддержку (они из тех самых 7%, которые хотят и могут работать в бизнесе). А в студенческий бизнес-инкубатор приходят все, кто пожелает, и мы, как фильтр, в рамках учебно-проектной деятельности вытаскиваем эти 7% из общего потока. Причем никакого специального целенаправленного отбора не проводим: те, кто понимает, что не их это дело, отсеиваются сами. Те же, у кого хватает терпения идти к цели шаг за шагом, становятся самыми настоящими предпринимателями.

— А зависит такой естественный отбор от возраста или от базового образования?

— Возраст играет важную роль. За рубежом бизнес-инкубаторы, в том числе студенческие, работают с более взрослыми людьми, 22–25 лет, они более ответственны, знают, чего хотят. А к нам, как правило, приходят ребята в 18–19 лет, так что приходится заниматься и «воспитательной» работой: исправлять их представления о бизнесе, которые дали семья, друзья или вуз.

Что касается профиля образования, то легче осваивать основы бизнеса тем, кто в процессе учебы сталкивается, например, с лабораторными работами, это приучает к проектному типу мышления. А вот гуманитариям и даже экономистам — сложнее. Большинство из них не способно организовать даже собственный отдых и обращается в турфирму. А ведь заказ билетов, бронирование гостиниц, получение визы — это маленький элементарный проект, так что часто начинаем с того, что учим, как реализовать и его.

— Какое количество студенческих проектов доходит до стадии реализации?

— Сейчас у нас в работе 12 реальных проектов (причем самых разных по тематике: от производства новых полимеров до организации ярмарки народных промыслов), а на входе в игру проектов было сто — вот такая статистика. Но мы же не ставим целью инкубацию идей — у нас инкубатор инноваторов, то есть тех людей, которые что-то способны придумать и осуществить.

Меня часто спрашивают: сколько у вас успешных проектов? И я не могу ответить на этот вопрос, потому что в бизнесе многое зависит от удачи. Бывает, приходят ребята с совершенно безумными, на первый взгляд, идеями, мы берем их в работу без особых надежд, а потом приходит вдруг бизнесмен, которому нужна именно такая идея. А бывает, что и проект выстроен классно, и рынок есть, а дело не идет. Так что правильнее ставить вопрос: сколько наших воспитанников считают себя успешными. Правда, пока еще рано об этом говорить — пусть хотя бы годик пройдет, тогда спросим ребят — об этом может судить только сам человек.


Справка

Студенческий межфакультетский бизнес-инкубатор Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского — это, согласно официальной формулировке, сообщество студентов, аспирантов и сотрудников ННГУ, созданное с целью развития навыков предпринимательства среди его участников. Создан он немногим больше года назад как часть системы поддержки студенческого предпринимательства в вузе — Центра развития инновационного предпринимательства научной молодежи — и стал ответом на вызовы времени.

Источник: Биржа № 9 от 11 Марта 2014

Игорь Становов, Биржа, фото: www.innoforum.unn.ru

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.