Авторынок: переориентация клиентов и рост конкуренции

21.03.2014
Просмотров: 1471

Конкуренция на авторынке в этом году обострится.

По итогам продаж легких и коммерческих автомобилей в 2013 году рынок потерял в среднем 5%. При этом вчерашние автомобильные бестселлеры теряли до трети от объемов продаж, отдавая своих клиентов конкурентам. Налицо переориентация клиентов и возрастающая конкуренция.

Так, Ford, один из стабильных лидеров прошлых лет, в 2013 году потерял 18% к 2012 году. Еще один старожил российских «топов» Chevrolet недосчитался 15%. Skoda в 2013 году лишилась 12% потенциальных покупателей. Peugeot просел на серьезные 24%; а его клон Citroen — только на 12%. Недавний любимец почитателей недорогих иномарок Daewoo в 2013 году сократил продажи на пугающую треть (31%). УАЗ, Lada и Suzuki за тот же период потеряли по 15% каждый.

И если с Suzuki, УАЗом и Lada все понятно — им сложно тягаться со своими ценовыми конкурентами, то ситуация с ликвидными ранее Chevrolet, Ford и Skoda наталкивает на мысли о неверной маркетинговой стратегии компаний.

Бюджетный накал

По итогам продаж в 2013 году первые 14 позиций заняли бюджетные модели разных автопроизводителей. Первая пятерка: Lada Granta (166 947 штук), Huyndai Solaris (113 991), KIA Rio (89 788), Renault Duster (83 702), WV Polo (72 565). Отсюда и пятерка брендов-лидеров, продавших наибольшее количество автомобилей за год: Lada, Renault, KIA, Hyundai, Chevrolet. При этом Chevrolet остался в лидерах во многом благодаря внедорожнику Niva.

Представители Renault отмечают, что за счет оперативной реакции на возросший спрос на бюджетные модели компания смогла закончить прошедший год с приростом в 11%. В 2014 году концерн Renault-Nissan выведет на наш рынок несколько новых доступных моделей, в том числе новые Logan, Sandero и Terrano.

Передел сегментов

В прошлом году наметился еще один тренд. Сегмент компактных автомобилей (более трети рынка) потерял почти 5%. В то время как сегмент малых и средних кроссоверов вырос примерно на столько же. Кстати, количество проданных кроссоверов увеличивается в России год от года. А компания Mitsubishi и вовсе делает ставку именно на полноприводную линейку.

Январь

В начале этого года объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей продолжил снижаться. В январе спад составил 6% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Тогда председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер не видел причин для волнений, объяснив снижение тем, что неплохой декабрь 2013 года оттянул часть продаж в 2014-м, и затяжными новогодними праздниками. «Февраль даст лучший ответ на вопрос, в каком направлении движется рынок в этом году», — отметил эксперт.

Между тем в январе машин продали на 9 415 штук меньше, чем в начале 2013 года. Лидерство по продажам по-прежнему осталось за Lada: 23 647 шт., но и падение у русского лоукоста значительное: минус 21%. На втором месте Renault, который снизил продажи на 13% (12 894). Третье место занимает KIA с символическим приростом в 1% (11 199).

Наиболее востребованными стали модели: Lada Granta — 8255 шт. (–22%), Hyundai Solaris — 6947 шт. (–6%), Renault Duster — 5590 шт. (+4%), New Kia Rio — 5324 шт. (+12%), Lada Kalina — 4264 шт. (–29%).

Аутсайдеры

Форд, начав падение еще в прошлом году, не изменил нисходящей тенденции, продав на 33% (4250 шт.) меньше автомобилей, чем в прошлогодний январь. Узбекская Daewoo тоже не на высоте — спад в 35% (3718 шт.). Негативными тенденциями отметился и SsangYong, его продажи упали до 1330 шт., на 28%. Украинские ZAZ и «Богдан» потеряли соответственно 50 и 79% продаж. Что объясняется переориентацией этих производителей на внутренний рынок Украины.

Премиум-сегмент

В январе наблюдался спад и у некоторых игроков премиального сегмента. Так, японский бренд Infiniti реализовал лишь 471 автомобиль, что на четверть ниже прошлогодних значений. Audi недосчиталась 6% (продано 1623 шт.). BMW MINI лишилась 41% покупателей — 82 проданных машины. Зато у самой BMW дела обстоят неплохо — 2540 проданных авто (+17%). Лидером продаж стал Mercedes-Benz, продав 2710 автомобилей (+42% к результату января 2013 года).

Наступление Поднебесной

В январе китайские марки снова были в авангарде. Показав 34%-ный прирост в прошлом году, Lifan продолжает экспансию — плюс 34% в январе. Не отстает от соотечественника и Geely, прибавившая в прошлом году 55%, январь закрыла с плюсом в 42%. Марка Chery в январе выросла на 10%. А вот Great Wall, увеличившая продажи в 2013 году на 39%, по итогам января потеряла 27%.

Февраль. Не радужное начало… Но радует

Как говорилось выше, надежды на лучшее у автомобильных экспертов были связаны с февралем. И частично он их оправдал. По итогам месяца в России реализовали 206 476 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2% или 4187 штук меньше, чем в феврале 2013 года, но на 53 814 штук больше, чем в нынешнем январе. Так что динамика восходящая.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер связывает рост активности покупателей в феврале с опасениями по поводу слабеющего рубля и, как следствие, роста цен на импортные автомобили. По его мнению, опережающий рост клиентских заказов должен положительным образом сказаться на мартовских продажах, но оставляет открытым вопрос о стабильности потребительского спроса в дальнейшем.

С его оценкой согласна руководитель отдела маркетинга компании «Автолига-Юг» (автосалон «Хонда на Московском») Олеся Вострякова. По ее словам, 2014 год начался для компании благоприятно, продажи были стабильно высокими по всей модельной линейке, что позволило уже в феврале начать продавать машины 2014 года. Как отмечает Олеся Вострякова, это может быть связано с ожиданием серьезного ослабления рубля, как следствие — обесценивания накоплений и/или подорожания импортных автомобилей. Возможно, в связи с нестабильной экономической обстановкой люди стараются приобретать ликвидные автомобили, которые будут в дальнейшем минимально обесцениваться, — предполагает она, — хотя предсказать, куда двигается рынок, пока сложно.

Направление роста

Тем не менее, восходящая динамика февраля позволяет экспертам осторожно надеяться на стабилизацию рынка и верить в прогноз АЕБ на падение в районе 2% по итогам 2014 года.

Такой позиции придерживается руководитель отдела маркетинга автосалона J-Car (дилер Mazda) Анна Дедова. Она считает прогноз экспертной группы Finam о почти 10%-ном падении рынка в 2014 году слишком мрачным. Возможно, будет перераспределение по маркам или моделям, но в целом рынок должен сохранить объемы. «Мы рассчитываем на увеличение продаж, к тому же, по итогам прошлого года, доля автомобилей Mazda в нижегородской области выросла», — подытожила Анна Дедова.

Подтверждая тренды

В феврале наибольшей популярностью в России пользовалась Lada, прибавив по отношению к январю этого года больше 7 000 сделок. Итог: 30 896 проданных автомобилей. Правда, по отношению к февралю прошлого года «АвтоВАЗ» снова показывает спад (–16%). На втором месте Nissan, реализовавший 17 158 автомобилей, что на 31% больше, чем в прошлогодний февраль. Renault тоже в плюсе к аналогичному периоду прошлого года: 16 721 машина (+9%).

Активно терять покупателей продолжает Daewoo (–33%), УАЗ (–30%), ГАЗ (–25%), SsangYong (–22%) и Suzuki, обновление модельного ряда которого происходит катастрофически медленно, (–22%). Украинские ZAZ и «Богдан» потеряли в России 68 и 95% продаж соответственно.

Топ-5 самых продаваемых моделей российского авторынка в феврале 2014 года (по данным АЕБ): Lada Granta — 11 280 шт. (–8%), Hyundai Solaris — 8660 шт. (+3%), Renault Duster — 7541 шт. (+26%), Lada Kalina — 6186 шт. (–13%), Kia Rio — 5874 шт. (+13%).

Далее идут VW Polo (5105 шт., +1%), Lada Largus (4792 шт., +33%), Nissan Almera (4481 шт.), Lаda Priora (4090 шт.,
–37%), Renault Logan (3788 шт., +2%).

В десятке лидеров по моделям, среди новых легковых автомобилей, все десять произведены в России и все десять бюджетные.

Резюме

Серьезно возрастает конкуренция, происходит переориентация покупательского интереса по сегментам. Россияне, как и европейцы, начинают рациональнее подходить к покупке машины. Выбирая наиболее современные, качественные, простые и недорогие в обслуживании, ликвидные в последующей продаже автомобили. При этом цена авто, в связи с подорожанием кредитов, по-прежнему играет немалую роль. За позитивный сценарий развития говорит и то, что на 1000 человек в РФ приходится около 270 автомобилей, в то время как в Европе — 400–600.

В статье использованы данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за 2013—2014 годы, включающие статистику продаж импортных автомобилей и машин, произведенных на территории РФ, а также данные экспертной группы Finam.

Источник: Биржа № 10 от 18 Марта 2014

Иван Лапырин, Главный редактор «За рулем — Нижний Новгород»

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.