Стратегический прорыв

07.04.2014
Просмотров: 2406

Интервью с генеральным директором НАПП Валерием ЦЫБАНЕВЫМ.

Закон о промышленной политике, проект которого готовит сейчас минпромторг, необходим, по замыслу министерства, прежде всего для обрабатывающих производств, хотя благоприятные условия равным образом должны создаваться для всех секторов. Каким же вырисовывается в проекте механизм активизации инновационного роста обработки в Российской Федерации и как такой подход прозвучал на недавно прошедшем очередном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей? С таким вопросом обозреватель “Курса Н” обратился к делегату съезда, генеральному директору НАПП Валерию ЦЫБАНЕВУ.
 
— Об этом говорили и президент Российской Федерации В. Путин, когда выступал на съезде, и министр финансов А. Силуанов, и министр промышленности и торговли Д. Мантуров. Например, министр финансов считает, что нужно создать гарантийные механизмы, которые позволяли бы предприятиям формировать свои инвестпроекты по модернизации производств или создавать новые. А министр промышленности говорил о том, что проект закона подразумевает создание отраслевых фондов поддержки промпредприятий, а также разработку специальных инвестиционных контрактов. Один из таких фондов предлагается сформировать на базе Внешэкономбанка, чтобы обеспечить ставку кредитования перспективных производств на уровне 4—4,5%, причем на длительный срок.
 
Предполагается также применять налоговые льготы к наиболее значимым отраслям. Речь может идти об обнулении федеральной части налога на прибыль и возможном разрешении регионам снижать налог, например, на имущество. В планах министерства значится и расширение строительства индустриальных парков.
 
— Обработчики получат какую-то защиту от разгула аппетитов естественных монополий?
 
— Сегодня правительство уже ограничивает рост тарифов. Вы знаете, что они практически заморожены с 1 января 2014 года. И такая позиция выдерживается. Сырьевики должны искать внутренние резервы для снижения своих расходных статей, чтобы осуществлять инвестпрограммы. Также, как и любые другие предприятия.
 
— На какие новые веяния стоило обратить особое внимание?
 
— Мне больше всего понравилось выступление Д. Пумпянского, председателя совета директоров Трубной металлургической компании, возглавляющего Свердловскую областную организацию РСПП. Он считает, что национальный приоритет должен стать доминирующим при осуществлении закупок всеми крупнейшими российскими компаниями вне зависимости от доли государственного участия. Необходимо также при реализации сегодняшних и будущих масштабных инфраструктурных проектов, энергетических проектов российских нефтегазовых компаний предусмотреть производство и применение продукции, товаров и услуг российского происхождения, используя, где нужно, передовые зарубежные технологии на условиях локализации, доля которой должна быть не менее 60%. Это позволит обеспечить загрузку российской промышленности на среднесрочную перспективу, повысит технологическую безопасность соответствующих проектов.
 
Д. Пумпянский привел такие примеры. Например, деятельность ОАО “Газпром”. Его ориентация на российского производителя, начатая в начале 2000-х годов, обеспечила импортозамещение и развитие целых отраслей отечественной промышленности. В закупаемой “Газпромом” трубной продукции доля импорта за последние 10 лет снизилась практически до нуля с двухзначных цифр. Для этого в техническое перевооружение трубных и металлургических заводов России частные компании вложили более 12 млрд долларов.
 
Еще один показательный пример национально ориентированной стратегии — это многолетняя политика ОАО “РЖД” по работе с поставщиками тягового и подвижного состава. Компания открывает свои рынки и для ведущих зарубежных производителей, но только при условии работы с российскими партнерами и только при юридически оформленных требованиях по локализации производства до 80%. Это уже далеко не отверточная сборка, а полномасштабное, высокотехнологичное современное производство.
 
Например, в Свердловской области совместному предприятию по производству электровозов и электропоездов благодаря заказам РЖД удалось в кратчайшие сроки добиться локализации 60%, а к 2018 году эта цифра будет 80%. Следующим этапом может стать локализация производства в России высокоскоростных поездов и их компонентов, если будет принято решение о строительстве и о проектировании строительства высокоскоростной магистрали Москва—Казань. По оценкам экспертов, реализация проекта строительства ВСМ позволит создать около 370 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест.
 
Сегодня кто бы что ни говорил, главный резерв — это импортозамещение. На Горьковском автозаводе, где были открыты новые линии, локализация составила от 30 до 40%, а надо доводить ее до 70—80%.
 
— В программе Недели российского бизнеса, в рамках которой проходил съезд РСПП, было множество конференций. И они, конечно, дали делегатам очень ценный багаж знаний?
 
— Я был участником уже, наверное, 20 съездов РСПП. И впервые все выступающие отмечали необходимость создания и скорейшего принятия закона о промышленной политике, говорили о механизмах этой политики. Раньше этого не было. Раньше вообще считалось зазорным говорить на такой предмет. Считалось, что это противоречит рынку. Сейчас интонация изменилась в выступлениях государственных деятелей. Для нас это очень важно. Скоро начнется обсуждение проекта закона о промышленной политике широкой общественностью. Но сначала мы разошлем текст проекта на наши предприятия, чтобы экономисты, эксперты дали свое заключение.
 
— По сводкам Росстата в России продолжается стагнация.Какие угрозы и риски вы видите для нижегородской промышленности?
 
— Если говорить о предприятиях оборонного комплекса, который у нас достаточно солидный, то он развивается успешно. У нижегородской нефтепереработки, я уверен, по итогам года будут хорошие результаты, тем более что модернизация в ОАО “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез” идет по плану, там нет отставаний в строительстве установок по каталитическому крекингу.
 
У Выксунского металлургического завода риски есть, и они связаны с выпуском железнодорожных колес. В прошлом году их было продано в меньшем количестве. Но, думаю, спрос возрастет. По выпуску труб все договора заключены, и это производство должно сработать не ниже прошлогоднего уровня. Другое дело, есть ряд проектов с западными партнерами, и возникают некоторые негативные ожидания в связи с политической обстановкой. Единственно большой риск касается автомобильной промышленности, и здесь необходимы государственные меры поддержки по закупкам автобусов и автомобилей через региональные заказы. И надо стимулировать рынок через льготное автокредитование физических лиц, как это было сделано в прошлом году.
 
— Насколько сбылись ваши ожидания от съезда промышленников?
 
— Более чем на 100%. Прозвучали конкретные планы реформирования нашей промышленности, всего комплекса отношений участников этого процесса. То, что было продекларировано, вызывает прилив оптимизма, связанного именно с активизацией роста обрабатывающих производств.

Владимир ЦВЕТКОВ, Курс-Н №12

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.