Буква закона

05.05.2014
Просмотров: 1952

Сегодня налоги – это самый универсальный регулятор развития и состояния бизнеса в стране. Через них же, помимо прочего, пополняется бюджет. Вот только не все способы для этого хороши.

Михаил Першин, к.ю.н., партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov

Сегодня налоги – это самый универсальный регулятор развития и состояния бизнеса в стране. Через них же, помимо прочего, пополняется бюджет. Вот только не все способы для этого хороши.

Вчера

Несколько лет назад мы оказались в неприемлемой ситуации: высокий уровень налогообложения был призван компенсировать государству скверную систему администрирования налогов. В результате честный и социально-ответственный бизнес с невысокой маржинальной доходностью начал буквально загибаться, пытаясь свести концы с концами, или был вынужден применять сомнительные налоговые схемы для снижения расходов. Именно к таким предпринимателям и компаниям шли проверяющие из налоговой инспекции. Потому что так проще.

Зато компании, не обремененные обязательствами перед обществом и не имеющие серьезных активов, годами создавали «вертушку» из новых и реорганизуемых ООО, «ликвидируемых» по типовым сценариям, плодили (не без участия банков) схемы с фирмами-однодневками. Их и до настоящего времени никто серьезно не ловит.

В целом бюджет наполнялся, средняя собираемость налогов – как «средняя температура по больнице» – была в норме. Стоит отметить, что и пресловутая «необоснованная налоговая выгода», установленная в 2006 году пленумом Высшего арбитражного суда РФ, – не что иное как механизм правового переложения налогового бремени с налогоплательщика на его платежеспособного контрагента. По сути, это расписка в неспособности государства эффективно бороться с агрессивным налоговым планированием и финансовыми преступлениями.

Что имеем в результате? Торговые и финансовые посредники, сфера развлечений, да и просто неплательщики по привычке – процветают, а реальный сектор экономики вместе с мелкими предпринимателями умирают под тяжестью налогов, которые они вынуждены платить за себя и за «того парня». А тут еще бессмысленность некоторых налоговых обязательств… К примеру, кому нужен НДФЛ, уплачиваемый с суммы доходов гражданина в пределах реального прожиточного минимума? Только чиновникам, которые сначала за свою зарплату его будут собирать, а затем выдавать этим же гражданам в виде социальных льгот и пособий. Минимум эффекта и максимум расходов на внутреннее административное трение.

Сегодня

В чем видится выход из ситуации? По моему мнению, фискальная сфера должна развиваться в тех же направлениях, что и в большинстве экономически развитых стран. Тенденции к этому уже наблюдаются:
— перенос основной налоговой нагрузки со сферы производства в сферу потребления. Это предполагает снижение налоговой нагрузки на реинвестируемый в бизнес капитал и плавное повышение ставок на конечное потребление с учетом достаточного необлагаемого минимума, а также социальных особенностей России.

Так с 2014 года сделана попытка изменить транспортный налог в форме повышающих коэффициентов для дорогих автомобилей стоимостью 3 млн. рублей и более (Федеральный закон от 23.07.2013 N 214-ФЗ, изменения в ст. 362 НК РФ);
— общее снижение уровня налогообложения в тех сферах, которые находятся на грани рентабельности при существующем уровне фискальной нагрузки, а также для стимулирования инвестиций.

Возможно, в ближайшее время субъекты РФ смогут получить право предоставлять двухлетние налоговые каникулы вновь созданным компаниям, которые осуществляют деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Над такими законопроектами уже работают Минфин и Минэкономразвития;
— усиление ответственности за «агрессивное налоговое планирование», повышение эффективности налогового контроля, устранение избирательного налогообложения.

Если платить будут все, то и бюджет не пострадает, и средняя налоговая нагрузка на субъекты бизнеса должна снизиться.

Здесь выходит на первый план вопрос повышения эффективности налогового контроля и администрирования. Тут у налоговой службы не все хорошо: низкий уровень зарплат инспекторов, недостаточность штата, переменчивая судебная налоговая практика, пресловутые планы по сбору налогов, сокращенные сроки проверки, непосильное пока бремя доказывания и существенная ограниченность в методах информационного контроля…

Завтра?

Задачи эффективного налогового контроля требуют выполнения ряда условий:

— исключение массового оборота наличности в стране, который всегда сопутствует теневому бизнесу и развитию коррупции. Не будет наличного оборота – не будет места для «однодневок». А безналичный оборот существенно легче контролировать. Этому способствует активное развитие в последние годы безналичных расчетов населения, в том числе по зарплатным проектам и он-лайн системам платежей;

— повышение уровня информационной прозрачности в активах и деятельности бизнеса и граждан. Весь мир уже давно идет по пути гласной или негласной девальвации понятия «тайна». В развитых странах имеется возможность контролировать все сделки и расходы граждан и организаций. Служба внутренних доходов США пользуется десятками информационных баз, с получением общих данных у них проблем нет. Думаю, что в Россию достаточно скоро вернется некогда «умерший» законопроект о контроле за расходами граждан. Уже принято решение о дополнительном контроле за расходами, совершаемых в наличной форме – планируется ввести ограничение в 300 тысяч рублей по каждой сделке. В первую очередь это может коснуться покупок недвижимости, автотранспорта, антиквариата, драгоценных металлов и ценных бумаг. Полномочия по контролю рассчитывают передать ФНС России. Пока же страна будет контролировать только доходы, недобросовестные чиновники будут жить в замках на берегу моря;

— на уровне контроля крупного бизнеса доминирующее направление – возврат налоговой базы из-за рубежа. Это общемировой тренд. Во время встречи глав G20 в начале сентября 2013 года в Санкт-Петербурге вопрос деоффшоризации и необоснованного переноса налоговой базы в низконалоговые юрисдикции обсуждался особо. Был представлен план BEPS, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В нем отражен целый ряд мер, связанных с тем, что налоговые органы должны выявлять и отличать законные конструкции ведения бизнеса от тех, которые, будучи формально правильными, имеют одну единственную цель – уклонение от уплаты налогов.Сегодня на межгосударственном уровне приняты достаточно серьезные решения, которые позволят налоговым органам разных стран обмениваться информацией в упрощенном режиме взаимодействия. Для ряда европейских государств уже принимаются меры по раскрытию реальных собственников британских оффшоров, включая любимые россиянами Британские Вирджинские острова (BVI). В течение 2014 года будут разрабатываться и опробоваться системы прямого информационного доступа российских налоговых органов к информации об отечественных налогоплательщиках, имеющих доходы и активы за рубежом. Под давлением ОСЭР даже консервативная Швейцария согласилась с ограниченным раскрытием информации для фискальных целей. В вопросах взаимного налогового обмена информацией к сотрудничеству с РФ готов и Сингапур. Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме, и нет сомнений в том, что она будет ратифицирована, хотя и не без оговорок. Применение данной Конвенции позволит существенно изменить методы налогового контроля операций российских бенефициаров.

Источник: журнал "Бизнес-Клуб"

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.