Все мало

12.05.2014
Просмотров: 1270

Минтранс жалуется на плохое финансирование строительства дорог.

На строительство автомобильных дорог не хватает денег, жалуется Минтранс и предлагает хотя бы поднять акцизы на бензин. Иначе, пугает ведомство, удвоить объемы строительства дорог в ближайшие 10 лет, как того требует президент, не получится. Однако жаловаться на недофинансирование дорожникам в последние годы грешно.

Поручение президента Путина об удвоении объемов строительства автомобильных дорог в ближайшие 10 лет может быть не выполнено в установленные сроки, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, выступая на заседании правительства. Президент Владимир Путин поручил в ближайшее десятилетие построить не менее 7,5 тыс. км новых федеральных автодорог и более 42 тыс. км новых региональных и местных автодорог.

Сколько километров федеральных дорог в реальности смогут построить, Соколов не сказал. А по региональным посчитал, что, «по результатам мониторинга, в ближайшие три года субъекты планируют построить только 10 тыс. км дорог, только четверть необходимой протяженности, что явно недостаточно».

Кто виноват

Выполнить указания президента в срок будет сложно по двум причинам, указывает министр транспорта. Во-первых, из-за недавнего сокращения финансирования транспортной госпрограммы. Во-вторых, из-за слишком низких ставок акцизов на бензин, которые должны были повышаться в течение трех лет с 2011 года на 1 рубль ежегодно, но этого не произошло.

Госпрограмма «Развитие транспортной системы» на 2013–2020 годы действительно в конце апреля была утверждена правительством в новом варианте, где общий объем финансирования сократился с более чем 12,5 трлн рублей до около 12,3 трлн рублей. Сэкономили в большей степени на средствах федерального бюджета, основная часть которых идет в Федеральный дорожный фонд, на строительство новых федеральных автотрасс.

Таким образом, правительство частично поддержало предложение Минфина о сокращении госинвестиций в транспортный сектор (ведомство требовало сокращения госрасходов почти на 660 млрд рублей). Тогда как предложения Минтранса о том, чтобы, наоборот, увеличить финансирование госпрограммы, поддержки не нашли. Ведомство хотело увеличить расходы из федерального бюджета на 200 млрд рублей, из региональных бюджетов – более чем в два раза (до 96 млрд рублей).

С другой стороны, правительство частично удовлетворило просьбу Минтранса по привлечению средств из Фонда национального благосостояния, чего раньше не было. Правда, ведомство просило 300 млрд рублей из ФНБ на проекты ЦКАД и БАМ – Транссиб, а выделить решили вдвое меньше – 150 млрд рублей (согласно новой редакции госпрограммы). Но и это уже большое достижение. Соколов предупреждает, что если финансирование программы будет снижено еще раз, то это точно приведет к невыполнению поручений президента.

Что касается строительства региональных дорог, то здесь проблемы связаны с недофинансированием региональных дорожных фондов за счет поступлений от акцизов на бензин. Власти обещали увеличивать ставки акцизов на бензин (на рубль каждый год). «В 2011 году такие обязательства были выполнены полностью, а в 2012 году, начиная со второго полугодия, в соответствии с регламентами Таможенного союза ставки акцизов на высококлассное топливо были резко снижены с одновременным увеличением ставок на горючее класса 3 и ниже», – напоминает Соколов.

Это привело к тому, что региональные дорожные фонды за два прошедших года недополучили порядка 70 млрд рублей, говорит министр транспорта. Правда, порой фонды еще и плохо организуют свою работу. «Сейчас совместно со Счетной палатой мы работаем над замечаниями, высказанными рядом регионов, по эффективности и своевременности освоения средств, полученных из Федерального дорожного фонда», – сообщил Соколов.

Что делать

Чтобы все же выполнить поручение Владимира Путина и построить-таки более 50 тыс. км новых дорог в России, Минтранс предлагает увеличить ставки акцизов на бензин, за счет которых идет наполнение дорожных фондов. Также следует ужесточить контроль за перевозкой тяжеловесных грузов по автодорогам (которые быстрей разрушают дорожное полотно) и жестко контролировать цены на материалы для строительства дорог. Минтранс предлагает сделать ФАС главным контрольным органом в этом вопросе.

И на этот раз правительство может услышать просьбы Министерства транспорта. По крайней мере, вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал, что правительство в течение ближайшего месяца рассмотрит возможность изменения налогообложения в сфере нефтепродуктов и дорожного строительства, чтобы в полной мере обеспечить финансирование дорожных фондов. «Но в этом случае они будут финансироваться не только за счет акцизов, но и за счет других налогов», – пояснил он. Логично предположить рост цен на бензин и увеличение транспортного налога.

«Конечно, повышение акцизов может сказаться на прибыли дорожных фондов. Но не на качестве дорог», – считает первый вице-президента Российского союза инженеров Иван Андриевский. Недостаточно просто строить новые километры дорог, необходимо класть качественное дорожное полотно.

Как рассказывает эксперт, проверки обнаруживают, в частности, множественные дефекты асфальтобетонного покрытия, а попросту говоря, выбоины и ямы, превышающие предельно допустимые параметры. Размеры ям порой поражают – и даже примеры искать не надо. Буквально 8 мая на одной из дорог Тюмени провалился асфальт, в результате чего образовалась яма около пяти метров в диаметре. Причины такого обвала пока устанавливаются, но она, скорее всего, на поверхности.

Часто происходит разрушение обочин, нет горизонтальной дорожной разметки и тротуара, достаточного освещения улиц, а дорожные знаки либо неверны, либо просто-напросто отсутствуют, добавляет Андриевский.

Проверка, проведенная органами Генпрокуратуры, показывает, что более 50% федеральных автодорог и большинство дорог регионального значения не соответствуют установленным законами нормам. «Это просто пугающая статистика», – говорит эксперт.

И дело, по его мнению, вовсе в не сокращении финансирования и высоких ценах на материалы или строительство. «Объем денег, поступающий на дорожное строительство, неуклонно растет. Президент выделил на эти цели 700 млрд рублей в 2011 году, а в 2013 году – уже 845 млрд рублей. Серьезный бюджет лишил дорожников возможности жаловаться на недофинансирование», – считает Иван Андриевский.

Если сравнить, то транспортная госпрограмма сократилась на самом деле незначительно – относительно, например, 10-кратного сокращения бюджетного финансирования программы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. «Наиболее вероятная причина сокращения транспортной госпрограммы – в дефиците бюджета страны. Власти ищут способы пополнить бюджет, сокращая разные статьи расходов», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Коррупция

Еще один немаловажный фактор, из-за которого у нас в стране не развивается нормально инфраструктура, – это коррупция. «И рост цен здесь ни при чем. И у нас сегодня есть и технологии, и ресурсы, чтобы строить прекрасные современные магистрали. Все дело в человеческом факторе. Проще говоря, воруют. Не соблюдают технологий, не соблюдают правильное соотношение примесей в грунт. Причина заключается как минимум в неэффективности, как максимум – в коррупции и хищениях», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Как рассказывает Андриевский, одна из будничных криминальных схем для присвоения бюджетных денег выглядит так: в смете есть строка «Текущий ремонт и содержание дороги». Под нее выделяются бюджетные средства. Каждая строительная организация понимает эту фразу так, как ей удобно, не задумываясь о ГОСТах.

«Речь здесь в основном идет о мелких компаниях, которые получают подряды. Крупной компании намного труднее закрыть глаза на существующие стандарты и нормы. У нее, скорее, проблемы другого рода – неэффективность, отсутствие мотивации, нежелание что-либо модернизировать и изношенный парк техники», – говорит эксперт.

Кроме этого, мешает и несогласованность ремонта с другими организациями. «Сколько раз мы видели, как свежий асфальт взламывается отбойными молотками по распоряжению Водоканала или ГУП ТЭКа, поскольку что-то забыли положить, ту же гидроизоляцию. Дорожники оказываются крайними в этой ситуации», – указывает Андриевский.

Дороги в России – вместе с уровнем смертности в ДТП – являются одними из главных инфраструктурных и социальных проблем страны. Более того, ухудшающееся состояние автомобильных дорог в России подрывает любые усилия по улучшению инвестклимата в стране.

Однако совсем не обязательно любой ценой, например за счет еще большего удорожания бензина, выполнять первоначальные показатели ФЦП. «Ничего страшного в том, что какие-то дороги будут построены позднее», – считает Дмитрий Баранов. Главное, чтобы был достаточный уровень качества, чтобы дороги не портили экологию или жизнь населения и т. д.

«В первую очередь надо строить те дороги, которые помогут решить самые острые проблемы автомобильного сообщения, ликвидируют «узкие места», улучшат жизнь наших граждан. То есть новый мост и дорога в какое-нибудь отдаленное село или деревню, которые регулярно отрезаются паводком и до которых не может доехать скорая или автолавка, для страны ничуть не менее важны, чем новая автомагистраль Москва – Санкт-Петербург», – считает эксперт из УК «Финам Менеджмент».

Источник: газета "Взгляд"

Ольга Самофалова, Взгляд, фото: РИА Новости

Источник: Взгляд. Деловая газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.