Трудный промысел

28.05.2014
Просмотров: 1901

Нижегородские народные художественные промыслы под угрозой исчезновения.

Под угрозой исчезновения находятся народные художественные промыслы, предмет гордости Нижегородской области. Некоторым из-за множества проблем осталось жить не более десяти лет. Помочь отрасли могла бы федеральная целевая программа сохранения и развития промыслов, пилотным регионом для обкатки которой предложено выбрать Нижегородскую область.

Предложение прозвучало на круглом столе в ТПП Нижегородской области с участием вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина, министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Дениса Лабузы и директоров местных предприятий НХП. Нижегородская область стала первым регионом, в котором руководством ТПП было решено выслушать мнения тех, кто производит промыслы. Целью встречи стал поиск решений проблем этой отрасли.

Нижегородская область занимает первое место в России по числу сохраненных видов промыслов: в регионе работают 25 предприятий НХП и два центра ремесел. Для поддержки отрасли разработана областная программа сохранения, возрождения и развития НХП, рассказал Денис Лабуза. В 2013 году бюджет программы составил 6,2 млн руб. Финансовая поддержка НХП (возмещение кредитной ставки, погашение задолженности перед персоналом, пополнение оборотных средств, субсидии за электричество и газ) оказана на сумму 4 млн руб.

Есть успехи. Предприятия НХП сотрудничают с участниками туристического бизнеса. Так, ЗАО «Хохломская роспись», фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель», ЗАО «Гипюр», ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» и камнерезная фабрика «Борнуковская пещера» в 2013 году приняли более 42 тыс. туристов, 9 тыс. из которых посетили фабрику «Ариель», открывшую музей елочных украшений. ЗАО «Хохломская роспись» на экскурсиях заработало 2 млн руб. ЗАО «Хохломская роспись» и ОАО «Павловский завод художественных металлоизделий» получили право на реализацию своих изделий с символикой Сочи-2014. В 2013 году в Болдине возрожден промысел чернолуженой керамики. В 2014 году в регионе создано НП «Наследие», в задачи которого входит содействие предприятиям НХП в продвижении продукции, создании экспозиций НХП, организации продаж сувениров и изделий НХП, формировании туристских маршрутов.

Проблемы

Но в отрасли немало и негативных тенденций. Ежегодно сокращается число занятых на производстве (в 2013 году на 13%), снижаются объемы выпуска, объем экспорта. В то же время средняя зарплата выросла на 23% и составила 13,5 тыс. руб., что привело к росту налоговой нагрузки. Так, предприятиями НХП перечислено в бюджет более 60 млн руб. Отчисления во внебюджетные фонды выросли на 131% к уровню 2012 года — до 75 млн руб.

Важнейшая проблема отрасли — подготовка кадров, считает гендиректор Фонда развития НХП Нижегородской области Николай Смирнов. Новых кадров практически нет, потому что в отрасль не идут из‑за маленьких зарплат. Например, в Ковернинском районе десять лет назад успешно работало предприятие «Хохломский художник», а сейчас оно исчезло. Десять лет назад на предприятии «Городецкая роспись» работали 168 мастеров, сейчас — 30, 70% из них пенсионного и предпенсионного возраста. Через 5–7 лет промысел исчезнет. Педучилище в Городце объединено со строительным ПТУ, и новый гибрид выпускает непонятно кого. Тенденция объединения учебных заведений среднего звена наблюдается в области повсюду. А ведь городецкое училище было известно за рубежом, принимало гостей из других стран.

Остра ситуация с кадрами на ЗАО «Хохломская роспись». Гендиректор предприятия Елена Краюшкина рассказала, что в 2013 году «Хохломская роспись» потеряла 114 мастеров, которые ушли в охрану, торговлю и такие сектора экономики, где не нужны особые навыки. За короткое время эту потерю не восполнить из‑за кризиса учебных заведений высшего и среднего звена, говорит она. После закрытия многих профильных вузов только Гжельский художественно-промышленный институт, по сути, готовит кадры высшего звена, но его потенциала недостаточно.

В других вузах бюджетных мест для нужных НХП дизайнеров и художников нет, а плата за обучение по этим элитным специальностям в 500 тыс. рублей в год неподъемна и для студентов, и для предприятий. Дизайнеры учатся обычно от крупных компаний, и зазвать их в глубинку на маленькую зарплату нереально. «Самостоятельно выбить 2–3 места в ННГАСУ не удалось, — отметила Краюшкина. — Плохо и со специалистами среднего звена. После укрупнения средних учебных заведений главными студентами там считаются юристы и экономисты, обучающиеся по новым стандартам с сокращенной программой и сокращенными сроками обучения. Но если на экономических специальностях сократить сроки возможно, то за 1,5 года художника, токаря или резчика по металлу не выучить. Предприятиям приходится доучивать выпускника еще 1,5–2 года, и не факт, что он останется работать, несмотря на затраты на его обучение. Есть программа по выплате стипендий студентам массовых профессий, например, штукатурам, а для творческих специальностей стипендий нет. Ясно, что молодежь идет туда, где стипендия. В училище Семенова в 2013 году не было подано ни одного заявления на художника. Набрали группу из тех, кто не смог никуда поступить. Понятно, что эти люди — не творческие, и какие выйдут мастера? В итоге кадровый потенциал на «Хохломской росписи» от 45 до 55 лет; промысел может жить еще лет десять, а потом останется только для богатых или вообще исчезнет».

Катастрофична ситуация не только с кадрами, говорит Елена Краюшкина. Развитие отрасли тормозит законодательная база, в том числе налоговая. В 2013 году ставка страховых взносов выросла на 7%, рост убытка составил 11 млн руб. Продолжается рост тарифов на услуги госмонополий — затраты на эти цели возросли на 4 млн руб. С каждым годом все менее ощутима господдержка. Если раньше государство гарантировало субсидии в полном объеме, то в 2014 году вместо заявленных к возмещению 32 млн руб. гарантированных затрат нам положено только 22 млн руб. Страховое бремя в 2013 году составило 23 копейки на 1 рубль выпущенной продукции — огромная цифра для предприятия ручного труда, где нет возможности модернизировать, автоматизировать или упростить технологию (в среднем по промышленности цифра составляет 14—18 копеек).

Особенно беспокоит производителей проблема китайского контрафакта. Заполонив своими матрешками Европу, китайцы умудрились проникнуть и на российский рынок. Освоив матрешек, китайцы подделывают жостовские подносы, художественные металлоизделия и гжель. С российских таможенных постов поступают сигналы о ввозе подделок, но законодательство настолько несовершенно, что ни патенты, ни товарные знаки защитить российские промыслы не могут.

На обращения производителей НХП Минпромторг РФ отвечает, что из‑за нескольких предприятий ужесточать законы и вредить компаниям, ввозящим продукцию, смысла нет. Второе направление контрафакта — плагиат недобросовестных производителей, точки продаж которых находятся в Москве. На плагиат нет документации, и все это легко проверить в ходе рейдов по выявлению контрафакта. В Нижегородской области создана комиссия по проблемам контрафакта в сфере НХП, но ощутимых шагов вперед нет. Нижегородские силовики в Москву не вхожи, контактов с московскими властями не сложилось. И все это на фоне того, что объем контрафакта уже превысил объем подлинных НХП.

Еще одна проблема — торги. «Казаковскую филигрань можно купить только на самом предприятии, — убежден гендиректор ЗАО «Казаковская филигрань» Владимир Скрябин. — Но торги почему-то выигрывают посредники и заказывают у нас продукцию, сбивая цену. Иногда приходится соглашаться и поставлять им продукцию ниже себестоимости. Закон о закупках не работает, все это понимают, но никаких решений не принимается».

Среди проблем названа ведомственная принадлежность НХП. Сейчас отрасль, имеющую важную культурную составляющую, курирует Министерство промышленности и торговли РФ. «Почему не Минкульт?» — непонятно нижегородцам. У Минкульта есть гранты по литературе, музыке, живописи, почему не быть грантам по НХП? «У семи нянек дитя без глазу, — считает Елена Краюшкина. — НХП как промышленность добавляют промышленным объемам тысячные доли процента, неинтересные Минпрому. Неслучайно в докладах министра Дениса Мантурова об НХП обычно ни слова. Считаю, что культурная составляющая должна превышать промышленную. А пока мы забыты». «Хорошо, что нас курирует богатый Минпромторг, — не согласен Николай Смирнов — Из Минкульта, к которому НХП относились в начале 2000-х годов, ни одной копейки не получено: денег там нет».

Предложения

У производителей много идей по сохранению отрасли. Общее предложение — предоставление возможности предприятиям НХП направлять прибыль на развитие. Ранее, когда прибыль можно было расходовать на свои нужды, предприятия стремились заработать прибыль и направить ее на модернизацию. Сейчас нет смысла показывать прибыль, признаются производители. По мнению гендиректора ЗАО «САРО» Сергея Воропаева, привлечь новым оборудованием молодежь можно. «На предприятиях НХП оборудование изношено морально, и молодежь потянется, если в цехах будут новые станки, — отметил он. — Появится цепочка: новое оборудование — новые специалисты — новые специальности в училищах — приток молодых кадров. К тому же если наладить производственную часть, то и художественная поднимется на более высокий уровень: изделия смогут конкурировать и на выставках будут смотреться по-иному».

Хорошо, что ЗС НО приняло изменения к закону «О народных художественных промыслах» о предоставлении субсидий на компенсацию арендной платы организациям, торгующим изделиями НХП, считает Николай Смирнов. Поддержка положена магазинам, у которых изделия из Нижегородской области составляют не менее 50% от всех продаваемых товаров НХП и не менее 30% от общего объема реализации. «Но эта поддержка оказывается только из областного бюджета. Ее следует распространить на федеральный бюджет», — отметил Смирнов.

Участники дискуссии считают, что решить проблемы можно только на уровне федерации. Пока не удастся достучаться до высшего уровня, на местах многого не сделать, убеждены они. Помочь отрасли на стыке экономических, производственных и социальных вопросов могла бы разработка целевой федеральной программы по сохранению и развитию промыслов.

Пока же на уровне региона министерство поддержки и развития малого предпринимательства разработало четыре законодательные инициативы.

Первая — закрепить на федеральном уровне понятия «контрафактное изделие НХП» и «подделка под изделия НХП». Ими предложено считать изделия, более чем на 20% совпадающие с утвержденным образцом, и изделия, образцы которого не прошли экспертизу художественно-экспертного совета РФ или экспертизу региона.

Вторая инициатива посвящена госзакупкам. В перечень продукции, которую по ФЗ № 44 можно закупать у единственного источника без запроса предложений, предложено включить изделия НХП и закупать их по образцам, одобренным художественно-экспертным советом.

Третья инициатива касается снижения ставки по страховым взносам и взносам в Пенсионный фонд. В связи с ростом ставки страхования на 7% с 2012 года убыток на одном только предприятии области за I полугодие 2013 года вырос на 5 млн руб. С 2015 года страховые взносы вырастут еще на 7% и составят 34% — предлагается ограничить организациям НХП страховые взносы в объеме 14%.

Четвертая инициатива направлена на рост товаропроводящей сети. Законопроектом предусмотрены субсидии предприятиям, занимающимся торговлей изделиями НХП, в общем объеме реализации которых доля изделий, производимых субъектами НХП региона, составляет не менее 50%. Кроме того, в 2013 году Минпромторгу РФ, курирующему НХП, министерством был направлен проект Стратегии сохранения и возрождения НХП РФ до 2020 года. Есть у министерства и новые предложения по изменению предоставления мер по поддержке НХП на федеральном уровне.

Источник: Биржа № 19 от 27 Мая 2014 

Елена Борматова, Биржа, фото автора

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.