Дотянулись рукой до власти, и что дальше?

28.05.2014
Просмотров: 1765

Обсуждаем реформу МСУ.

Сегодня в Госдуме проходит второе чтение законопроекта о реформе местного самоуправления, он разрешает субъектам упразднять прямые выборы мэров крупных городов и устанавливать там систему сити-менеджеров, которые согласуются губернаторами.

Очередное заседание нижегородского эксперт-клуба было посвящено обсуждению темы «МСУ - реформирование или ликвидация?».

На откуп губернаторам

Изменения в ФЗ№131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предлагают распространить двухуровневую модель организации МСУ на крупные городские округа. Там можно будет учреждать два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район с отдельными муниципальными образованиями со своими депутатами, бюджетом, собственностью при сохранении общегородских органов местного самоуправления.

Тема очень персонифицирована, отмечают эксперты, и то, по какой схеме станут проходить изменения, зависит от конкретного региона.

Напомним, изменения в закон об МСУ вносятся по поручению Президента РФ Владимира Путина. По его мнению, "местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой". "Районный уровень фактически выхолощен, - говорил он в послании 2013 года. - Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района – в регион, с поселения – на район и обратно".

Передаточный механизм

Однако, по мнению некоторых экспертов, очередная реформа МСУ (за десять лет в ФЗ№ 131 вносилось сотни поправок) свелась к тому, чтобы формально выполнить поручение Президента и дать губернаторам еще один инструмент во взаимоотношениях с главами городов, которые избираются напрямую. Там, где складывается, скажем, сложная конфликтная ситуация, можно перейти на систему сити-менеджеров.

Но для Н. Новгорода и районных МСУ, которые уже ушли от прямых выборов, актуальным остается только один вопрос: перейдет ли мегаполис на «районку». Будут ли создаваться районные бюджеты и советы, начнется ли формирование гордумы из числа «низовых», близких народу избранников?

«Актуальность проблемы местного самоуправления подчеркнул Президент в своем послании. Но тема действительно неоднозначна, - считает сенатор СФ РФАлександр Вайнберг. - Я был на обсуждении этого вопроса, и два мэра крупных городов – Самары и Новосибирска - имели диаметрально противоположную точку зрения. Ключевое положение – избрание двухуровневой системы власти. Для Н.Новгорода эти изменения дают альтернативную возможность избраниягородской думы. Это формирование районных советов депутатов и делегирование уже с этого уровня депутатов в гордуму. Схема имеет ряд преимуществ. Выборы на уровне райсоветов начнут зависеть, может быть, не от рекламной кампании, а от того, как человек работал на месте. Это как раз та цель, которую обозначил Президент, когда люди до власти могут «дотянуться рукой» и со своего депутата спросить. А депутаты уже должны решить вопрос с распределением бюджетных полномочий. Вопрос о выборе системы управления в регионе принимает Законодательное Собрание».

Либо «клоуны», либо революционеры

«У нас люди привыкли, что все инициативы спускаются сверху и что с любой инициативой нужно идти к самому "верхнему" начальнику, - знает Михаил Теодорович, руководитель Управления ФАС по Нижегородской области. - Конкуренция на местном уровне сильна в других странах и совсем отсутствует у нас. В районах люди понимают, что ларек не поставишь без разрешения начальства, и не видят смысла в том, чтобы что-то менять в этой жизни. К тому же у нас перепутаны бюджетные полномочия. Что будут делать районные депутаты, не имея бюджетных полномочий? Они будут либо клоунами, либо революционерами.
Но двухуровневая система выборов МСУ даст возможность услышать людей. Это новый формат взаимодействия, в котором жители еще не были. Продуманный, подготовленный эксперимент пойдет системе на пользу, т.к. даст новый толчок для развития. Именно поэтому он необходим», — подчеркнул Теодорович.

Вот пять рублей - и ни в чем себе не отказывайте

Депутат Законодательного собранияНижегородской областиАлександр Шаронов последовательности в нынешних новациях МСУ не усматривает:

- У нас предыдущая десятилетка шла несколько в другом тренде, - отметил Шаронов. - Сначала 131-й федеральный закон нам предписал создать поселенческие бюджеты, и в Нижегородской области стало аж 662 бюджета. Но любой бюджет сам по себе стоит денег: должны быть чиновники, которые знают законодательство, компетентны, получают зарплату, сверстали этот бюджет, они его защитили, контролируют его исполнение… Это стоит денег. Вот когда в области стало 662 поселковых, районных и так далее бюджетов, мы поняли, что это неподъемно для нашей экономики. И мы пошли путем укрупнения, передачи полномочий на вышестоящий уровень. Сегодняшнее предложение нас возвращает к дроблению бюджетов.

Если это будет в рамках сегодняшнего налогового и бюджетного законодательства - на мой взгляд, это просто удорожание системы государственного управления».

«Вообще местное самоуправление - это результат определенной зрелости общества, - рассуждает Шаронов. - Это самоорганизация общества. Многие у нас пробовали ТСЖ создать? Просто собрать десятка два-три людей? Могут они договориться, провести собрание и прийти к каким-то решениям? Не всегда.

Второе - уровень материальной зрелости. Если своими деньгами мы сбросились, мы приняли решение - мы сделали. А если говорим про обязательные платежи налоговые, которые уже установлены, то какая сегодня у нас практика? Каждый вышестоящий уровень сначала определяет свои расходы, оставляет себе необходимые деньги, что-то отдает на нижестоящий, и так до конца. Самые близкие к народу бюджеты, как правило, меньше всех полномочий имеют. Им дали пять рублей - и «ни в чем себе не отказывайте». При этом еще и полномочий там рублей на 20.

На мой взгляд, в законопроекте с такой идеей может быть смысл, если, например, речь вести о дополнительном самообложении. Никто не запрещает сейчас нам скинуться по 500 рублей и заказать, например, печенье. Вот если наш уровень самоорганизованности и наш материальный достаток позволят нам рассматривать вопросы с дополнительным самообложением, тогда мы можем собраться во дворе многоэтажного дома, скинуться и сделать детскую площадку.

Если же в рамках существующего налогообложения - то, на мой взгляд, это будет просто дополнительное количество обязательных чиновничьих мест», - подытожил Александр Шаронов.

«Самое главное, что двухуровневая система управления теперь идет в крупные города, - акцентирует Светлана Чернышева, которая ранее была главой администрации Кулебакского района, а ныне замминистра внутренней региональной и муниципальной политики. – Мы уже это ранее пережили, привыкли, приспособились к этой схеме. Главное – это вопрос полномочий. Какие вопросы оставить внутри района, какие передать на уровень города? Например,противопожарная безопасность, внутрирайонное планирование - это очень затратные статьи.

Но если говорить об эффективности этой схемы, то, конечно, там, где есть два руководителя (глава МСУ и глава администрации. – Авт.), уже заложен конфликтный фактор».

Надо все взвесить

Зам главы Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко согласна с тем, что реформа системы местного самоуправления позволит районным депутатам лучше слышать мнение жителей.

"В реформировании МСУ есть три основных темы, - констатирует она. - Первая — организационная, это близость и доступность власти для граждан. Идея снижения нагрузки количества избирателей на депутата – хорошая. Сейчас более 40 тысяч жителей города приходится на одного депутата гордумы. С созданием районных депутатских советов количество депутатов на район увеличится, что позволит им чаще лично встречаться с жителями, более эффективно работать с заявлениями граждан и прислушиваться к их мнению.
Вторая важная тема — это полномочия районных депутатов. И вот здесь возникает беспокойство, особенно в части возможности установления местных налогов и сборов.

Если у нас будут районы с низкими налогами и низким уровнем доходов, то появятся что-то вроде гетто и процветающих территорий. Этого допустить нельзя: важно, чтобы весь город был комфортен для жителей.
И третья тема - районам предполагается дать возможность устанавливать местные налоги и сборы. Ведь какой-нибудь район сможет, например, сделать более низкие налоги, и крупные предприятия из других районов будут регистрироваться там. Возникнут перекосы", - резюмировала Елизавета Солонченко.

Народ хочет выбирать сам

«В течение этого года я дважды проводил опросы о том, каким образом должен избираться мэр Нижнего Новгорода, - рассказывает социолог АлександрПрудник. - Уже на протяжении четырех лет, когда этот вопрос мы ставим, подавляющее большинство нижегородцев говорят, что они хотят сами выбирать мэра.

Я в данном случае не понимаю упорство власти. Наша власть обычно очень чутко реагирует на запросы общества и никогда в лоб не идет против общественных настроений. Всегда их учитывает. А здесь я не могу понять, в чем смысл такого упорства?

Например, вот сейчас будет меняться система формирования районных депутатов и городской думы. Но это не та проблема, которая напрямую интересует население Нижнего Новгорода. Единственное, что всех интересует - будет избираться напрямую мэр или не будет. Что мешает ввести двухуровневую систему формирования, только мэра при этом избирать напрямую? Я считаю, что ответить на запрос со стороны общества по прямым выборам мэра необходимо! Независимо от того, как будет формироваться депутатский корпус».

«Та двухуровневая система, которая сейчас предлагается, на мой взгляд, оправдана и жизнеспособна. Из общения с коллегами, где уже сформированы городские округа, доказывается практикой», - считает глава МСУ Ковернинскогорайона Николай Кривошеев.

«Эта реформа - попытка навести штукатурку на то, что уже не стоит, - говорит социолог Игорь Бажин. - Большинство глав МСУ добровольно отдали наверх полномочия по земле, например, а оставили себе – головную боль вроде ЖКХ. Сегодня только небольшая часть местного управления имеет собственный достаточный бюджет. Так что нет у нас местного самоуправления».

Денег нет и прав нет

«Сколько можно «ремонтировать» 131 ФЗ? Мы прошли начало 90-х, когда в Нижнем были райсоветы, - напоминает профессор ВШЭ Александр Царьков, - и поняли, что все это «говорильня» – денег нет и прав нет! Все было уничтожено и все вошло в рамки одной городской думы. Да, власть - в шаговой доступности, это хорошо, не может президент заниматься каждым фонарем. Но вот приходит старушка к районному депутату, а он говорит: у меня нет денег на фонарь. И дальше что?».

«Очевидно, на кого направлена эта реформа,- говорит политолог ЕвгенийСеменов, - Снизить политическое влияние крупных городов, усилить влияние исполнительной власти. У нас население признает ту власть, у которой деньги, то есть исполнительную».

Спросить общественность

По мнению председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Евгения Лебедева, надо учитывать мнение населения при принятии решения о способе избрания или назначения глав МСУ, используя различные механизмы, в том числе общественные слушания.

«Есть примеры как эффективной, так и неэффективной работы и назначенных глав местного самоуправления, и избранных населением, - говорит он. Но вопрос финансовой обеспеченности этой работы является первостепенным. Чтобы глава МСУ мог исполнять возложенные на него законом обязанности, в бюджете должны быть заложены средства. Мы приняли решение сформулировать и направить наши предложения Президенту России, в Правительство РФ, в Государственную Думу РФ ", - сказал Лебедев.

Проект федерального закона предусматривает, что вопрос о назначении или выборности глав местного самоуправления будет решаться на уровне субъектов РФ. В Нижегородской области соответствующее решение станет принимать Законодательное Собрание.

Елена КОЛОСОВА, МК в Нижнем

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.