Толпы депутатов, толпы аппаратчиков

04.06.2014
Просмотров: 1815

Дорогая реформа МСУ.

Итак, много обсуждаемый закон - поправки в №131 ФЗ, реформирующий местное самоуправление, - фактически отдал в руки губернаторов и Заксобраний выбор варианта самоуправления в муниципалитетах. Однако стать «могильщиком прямых выборов мэров», как было в начальном варианте, Президент РФ ему не разрешил.

Снова имитация?

Все четыре схемы организации МСУ, которые в принципе уже действуют в субъектах РФ, остались в законе и могут быть закреплены в уставах муниципалитетов и городов. Можно в принципе ничего и не реформировать в Нижегородской области, но, видимо, что-то да придется «подрихтовать с учетом мнения местных».Вдобавок губернаторам надо договориться с муниципалитетами по разделению полномочий.

- Никаких императивных установок быть не должно, - предупредил Президент Владимир Путин на недавнем совещании по МСУ в Иванове. - Можно избрать, скажем, совет крупного города с делением на районы напрямую голосованием граждан (как Н. Новгороде – Авт.), а можно избрать порайонно, а районные депутаты уже делегируют своих депутатов наверх, и таким образом будут формироваться представительные органы власти соответствующего муниципалитета.

Самое существенное: поправки в 131-й закон наделяют региональную власть правом перераспределять некоторые полномочия между субъектом Федерации и муниципалитетом (на срок своих полномочий). И одновременно они увеличивают ответственность регионов за продуктивное взаимодействие с муниципалитетами.

Однако президентская задача, что МСУ должно стать финансово независимым и самостоятельным, этим законом не решается, такие нормативные акты примут позже. У муниципалитетов должно быть некоторое количество функций, которые обеспечены деньгами.

Честно говоря, трудно представить, чтобы, например, из области в Нижний начали обратно «отдавать» здравоохранение или образовательную часть в школах и детсадах. Или, напротив, снова забирать объекты культуры и спортивные школы, недавно переданные на местный уровень.

Возможно, регион хотел бы взять под контроль некоторые ресурсоснабженческие функции городских водоканала и теплоэнерго, тарифы ведь все равно устанавливаются региональной службой по тарифам, рассуждают некоторые политологи. Есть регионы, которые собираются заполучить от муниципалов даже полномочия в сфере обращения с отходами, чтобы реализовать свои инвестпроекты по переработке.

Словом, реформа МСУ как раз и задумывалась для урегулирования взаимоотношений между главами городов и регионов, дабы они разделили деньги и обязанности, но чтобы потом - без претензий.

Делить или не делить Нижний?

«В крупных городах области, в Нижнем Новгороде схема реформы МСУ пока не выбрана», - предупреждают областные чиновники.

Но если ориентироваться на заявления первых лиц власти, то они, похоже, готовы позволить некую вольность. Наблюдатели даже заговорили, что, возможно, в каком-то городе будут прямые выборы мэра, например, в Дзержинске.

Глава региона Валерий Шанцев на прошлой неделе пообещал, что закон о реформе МСУ будет широко обсуждаться с общественностью. Термин "возвращение прямых выборов" не уместен, полагает он.

"И в новом законе, и в старой редакции 131-го ФЗ закона предусматривалось несколько форм выборов глав МСУ и формирования всей властной структуры, - напомнил Шанцев. – Закон и в старой редакции предполагал прямое избрание населением глав МСУ, которые в дальнейшем либо принимали для себя решение после выборов возглавить представительные органы власти, и тогда они были руководителями Земских собраний. Либо решали исполнять обязанности глав администраций. Во втором случае председатель Земского собрания избирался из числа депутатов, а глава администрации проходил процедуру конкурсного отбора и утверждался депутатами. В этом плане в новом законе ничего не поменялось. Существуют обе формы.
Единственное изменение: если раньше то или иное решение принимали муниципалитеты, то отныне эта норма будет регламентироваться уставами муниципалитетов и законом субъекта РФ. Нам с областным парламентом придется принимать закон, который бы полностью соответствовал федеральному. Мы должны получить весь спектр мнений по этому вопросу", - заключил Валерий Шанцев.

СПРАВКА:
Согласно поправкам, право определять, выбирать главу или назначать в каждом конкретном муниципалитете получит законодательный орган региона. Предлагается распространить двухуровневую модель организации местного самоуправления на крупные городские округа. Для этого могут появиться два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Успеть до выборов

Председатель ОЗС Евгений Лебедев уточнил, что закон об изменении структуры МСУ Нижегородской области необходимо разработать, обсудить и принять в течение полугода. Затем в трехмесячный срок все муниципальные образования должны будут скорректировать свои уставы. Нижний тоже должен успеть до выборов 2015 года, заверяют областные чиновники.

«Всех беспокоит вопрос, как будут избираться мэры городов и поселений, - говорит Лебедев. - Подход в разных муниципальных образованиях будет индивидуальным, в зависимости от их специфики".

Район с «ложкой»

ФЗ установил минимальный объем – 13 полномочий, которые передаются на уровень местного самоуправления. Региональным законом этот перечень может быть расширен.

"Вопрос финансирования этих полномочий пока остается открытым. Сами по себе полномочия – это хорошо. Но они будут исполняться при одном условии, если будет денежное наполнение. Но, чтобы урегулировать этот вопрос, необходимо внести изменения более чем в 200 различных федеральных законов", - подчеркнул Евгений Лебедев.

Однако если посмотреть, каков может быть минимальный набор полномочий, спускаемый на районный уровень (в случае образования внутригородских округов), то это «одни расходные слезы» - благоустройство, озеленение, противопожарные мероприятия, содержание муниципального имущества.

- Это даже меньше, чем было у районов в начале 90-х годов, когда были районные бюджеты, и глава администрации был влиятельной фигурой, у него в руках была мелкорозничная торговля, - говорят бывалые депутаты гордумы Нижнего.

Поэтому вопрос о доходных источниках становится главным.

Места для поцелуйчиков оппозиции

Еще один посыл реформы – открыть «политические форточки» на уровне районных советов, чтобы дать возможность активистам проявить себя, поучаствовав в выборах депутатов райсоветов.

Это места для начинающих политиков, в том числе из непарламентских партий, общественников, оппозиции. В конце концов, натворить больших дел «внутри нескольких дворов» они не сумеют, а «оппозиционную спесь» собьют и приобретут благородные черты системности, рассуждают политологи.

Однако, как показывает практика, большинство «критиков власти» не горят желанием рвануть на работу в низы. Набегаешься, доказывая, что ты за «народ», а не за кресло.

На прошлой неделе на круглом столе, организованном. в том числе и министерством внутренней политики, представители партий и движений, претендующих на оппозиционность, пытались обсуждать перспективы реформы, свое участие в выборах и публичную активность. (Правда, самые яркие оппозиционеры игнорировали мероприятие.) Судя по высказываниям отдельных представителей критически настроенных движений, они смутно представляют, чего хотят, за что собираются бороться. И, честно говоря, желания конкурировать с партией власти у них не просматривается.

- Мы, конечно, попытаемся участвовать в разного рода выборах, но в большинстве случаев нас не допустят, - обреченно говорит Юрий Кузьмичев («РПР-Парнас»). -

В каждом дворе по «Кондрашову»?

- С одной стороны, закон о реформе МСУ вроде бы расширяет «демократичность» и возможность участия в выборах, - рассуждает Алексей Якимов («Справедливая Россия»), - чтобы, как говорил Президент, можно было «дотянуться рукой до власти». Но с другой стороны, есть большая степень недоверия к власти. Кроме того, если Нижний будет разделен на внутригородские округа, то мы можем получить свыше сотни депутатов. Появится аппарат, расходы. Огромная нагрузка на бюджет. А с учетом «двуглавой» системы, у нас в каждом внутригородском округе появится еще и свой «Кондрашов» (сити-менеджер, назначаемый по контракту – Авт.). Тогда уже никто не разберется, кто за что отвечает.

- Да, возникают интересные возможности для общественников, - говорит Ярослав Грач (экспертно-политический клуб «Модус»). – Но, представьте, появится масса депутатов на освобожденной основе, скорее всего, от «системных партий», которые получат преференции, будут активнее действовать, а остальным придется «отсиживать номер». Должны действовать гражданские советы, не отделенные от граждан депутатскими корочками, которые будут заниматься конкретными проблемами населения, района.

Правда, как такие «гражданские советы» будут попадать в депутаты, и надо или им это, Грач не объяснил. А что можно спросить с такого общественника? Или он будет заниматься «электоральными болячками» по желанию и в свободное время?

- Оппозиция даже не может рассчитывать на освещение своей деятельности в СМИ, - жалуется Аркадий Галкер («Нижегородское гражданское движение»). – Мы, например, проводили антивоенные пикеты (против войны в Украине – Авт.). Так никто не осветил.

У нас «протест» конкретный

- Мы не политическое движение, - говорит Анна Давыдова (движение «СпасГрад»), - но у нас есть объединяющая идея - сохранить нашу историко-культурную среду. И мы с этой общественно-значимой идеей обращаемся к разным партиям. Как правило, такие акции собирают очень много людей. Но мы не хотим революций, мы хотим заставить власть работать и выполнять законодательство, которое есть сегодня и которое защищает и охраняет нашу культурную, архитектурную и природную среду.

- Сегодняшняя власть буржуазная, она все проблемы перекладывает на плечи народа, - уверен Петр Типаков («Трудовой фронт»), - возьмите хотя бы ЖКХ. Бороться надо за права, которые были в советской конституции: за право на труд, за бесплатное здравоохранение, образование. За возрождение нормальных профсоюзов, которые защищали бы на деле права трудящихся.

Не за то боретесь

Свое частное мнение насчет реформы МСУ выразил один из преподавателей НГЛУ, вправил так сказать, «мозги молодым»:

- Вы задумайтесь, зачем вам нужна власть? Для чего создаются политические партии? Сегодня некоторые функции спускаются с федерального на региональный и местный уровни, а денег при этом не дают. До 30% собираемых средств иногда остается на территориях, все остальное уходит в Москву. А вы хотите, чтобы люди лучше жили? Нужно чтобы налоги правильно распределялись и обеспечивали развитие на местах. Вот за что надо бороться! Надо поднимать местную экономику, развивать предпринимательство. А не оценивать работу чиновников по количеству принятых им людей (один из молодых политиков высказал такое пожелание – Авт.).

А вот небезызвестный депутат Госдумы Дмитрий Гудков с товарищами собрался организовать в Нижнем народный референдум за возврат прямых выборов мэра города. Сообщается, что во всех районах Нижнего Новгорода будут открыты 25 стационарных избирательных участков и созданы выездные бригады для проведения голосований на дому. Юридической силы референдум иметь не будет, однако должен доказать властям, что нижегородцы хотят избирать мэра.

Вопрос, если эта акция удастся, она может быть учтена в спектре общественных мнений?

Елена КОЛОСОВА, МК в Нижнем

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.