Что важнее: бензин или дороги?

14.07.2014
Просмотров: 1478

Когда нет рыночных предпосылок для роста цен на бензин, правительство пытается создать их законодательными инициативами.

Когда нет рыночных предпосылок для роста цен на бензин, правительство пытается создать их законодательными инициативами.

К 1 июля Минтранс РФ должен был подготовить Правительству РФ предложения по удвоению до 2022 года объемов дорожного строительства. Среди них будут и предложения по увеличению акцизов на бензин.

Озабоченность правительства дорогами вызвана «майскими указами» президента Путина удвоить темпы строительства дорог за период с 2013 по 2022 годы. Как рассказал на пресс-конференции 20 июня во время выставки в Шанхае Transport Logistic China-2014 министр транспорта Максим Соколов, которого цитируют электронные СМИ, «федеральные дороги финансируются на 100%, а региональные недостаточно». «Не хватает объемов региональных дорожных фондов, не хватает акцизов, а некоторые субъекты, как я с удивлением узнал, используют собираемые средства не по назначению… Я думаю, что здесь правительству надо будет принимать соответствующие решения, что важнее: цена на бензин или качественные дороги. Потому что одним из источников пополнения дорожных фондов, как нам видится, является увеличение акцизов на различные виды топлива».

А 2 июля на «правительственном часе» в Госдуме депутаты фактически поддержали предложение Минтранса об акцизах. В частности, первый заместитель председателя комитета по транспорту Виталий Ефимов, депутат от «Единой России», вспомнил о принятом в 2008 году ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельность в РФ»: «приняли положение, по которому транспортники согласились ежегодно на один рубль добавлять акцизы на моторное топливо на строительство дорог. Два года прибавляли, а теперь пошли на поводу у нефтяников и не прибавляем — отдали в их прибыли. А цены на топливо ежегодно растут не на рубль, а на 3–5 рублей» (цит. по duma-er.ru). И предложил правительству выполнить постановление ФЗ.

Между тем сама проблема наполнения дорожных фондов действительно зародилась шесть лет назад, когда было принято решение о переходе на новые экологические стандарты — с 2009 года Россия должна была отказаться от бензина стандарта «Евро-2». Но этого не произошло, потому что нефтяные компании оказались «не готовы». В итоге запрет перенесли на два года, потом — еще на два, но это мало что изменило. Заставить компании провести модернизацию производства, чтобы выпускать более качественное топливо, помогли не запреты, а снижение с 1 июля 2012 года акцизов на класс «Евро-5» на 24,6% и повышение его на «Евро-3» — чем ниже класс, тем выше налог. Экономя на акцизах, бизнес среагировал быстро, в частности, компания «Лукойл» отчиталась о переходе на «Евро-5» уже летом 2012 года. А к этому оказалось не готово уже государство, поскольку налоговые поступления упали быстрее, чем планировалось. При этом в перспективе проблема дорожных фондов, которые наполняются за счет акцизов, могла только усугубляться, поскольку и «Евро-3», от которого идет большая часть собираемых денег, тоже предстояло запретить. Поэтому правительство уже в 2012 году стало «отыгрывать назад», говоря о выравнивании акцизов. В итоге было принято решение о постепенном росте ставок до 2016 года.

Тем не менее, главный результат временного снижения акцизов был достигнут: нефтеперерабатывающие заводы перешли на «Евро-5». Как в конце июня отчитался на XXI Мировом нефтяном конгрессе генеральный директор «Газпром экспорт» Александр Медведев, «Россия перешла на производство современного топлива с низким содержанием примесей по стандарту «Евро-5». По мере обновления автопарка российские НПЗ будут развивать свои производства и полностью соответствовать новым стандартам». Обязательства нефтяных компаний по модернизации НПЗ закреплены в четырехсторонних соглашениях с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, в которых установлены сроки и условия модернизации, сообщается на rupec.ru. Обратного пути нет, а значит, акцизы теперь можно повышать еще больше, как это предлагает Минтранс.

В связи с возможным ростом цен на бензин и ДТ из‑за проблем дорожных фондов интересной выглядит инициатива Минэнерго об отмене транспортного налога для газовых автомобилей. Сейчас Россия, газовая страна, по использованию газомоторного топлива находится на 20-м месте в мире. По мысли чиновников, льготы для владельцев таких машин помогут увеличить их количество к 2030 году в 25 раз. Пока один из главных аргументов сторонников перехода на газ в том, что газ в два раза дешевле бензина. Однако противники справедливо опасаются, что если все будут переходить на газ, то с ростом спроса вырастет и цена. А если инициатива Минэнерго все-таки будет принята, то с большой вероятностью повторится бензиновый сценарий с утеканием денег из дорожных фондов, поскольку транспортный налог — еще один источник их наполнения после акцизов. Кстати идея отмены транспортного налога для всех автомобилей провалилась осенью 2012 года как раз по причине недостатка средств в региональных дорожных фондах.

Поэтому в заданной логике рост цен на бензин и стимулы для газовых автомобилей сделают последние привлекательнее в глазах потребителя. Но при массовом переходе на газ, как того хочет правительство, закончится все как всегда — ростом акцизов. Теперь уже на газ.

Источник: Биржа № 25 от 8 Июля 2014

Ольга Панова, Биржа, фото: архив газеты «Биржа плюс Авто»

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.