Шаг ступил - отчитался

15.07.2014
Просмотров: 1979

1 июля вошел в силу закон № 415-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.

1 июля вошел в силу закон № 415-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”. Точнее, задействована его первая часть — о новой форме провозных документов. Событие настолько важное для леспрома, что на недавнем 16-м Международном научно-промышленном форуме “Великие реки” был проведен круглый стол по разъяснению новых норм и правил, связанных с регулированием оборота круглых лесоматериалов.
 
Кроме руководителей федеральных структур, в работе круглого стола приняли участие представители департамента лесного хозяйства Нижегородской области, министерств лесного хозяйства Республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Чувашии, Пермского края.
 
Участник совещания, генеральный директор Союза лесовладельцев Нижегородской области Игорь ГЛУШКО хорошо знает технологию лесозаготовок. С ним беседует обозреватель экономического еженедельника “Курс Н”.
 
— Какой порядок предписывает новый закон и как оценивают его арендаторы лесных участков?
 
— Закон вещает, что нужен обязательный контроль по всем сделкам с круглым лесом. Один из разработчиков этого закона утверждает, что смысл новой нормы в том, чтобы обеспечить чистоту сделок. Речь идет только о купле-продаже. Как это будет происходить на практике и как нужно будет подтверждать именно сделку, а не какое-нибудь другое деяние с круглым лесом (либо он пойдет в собственную переработку, либо на щепу и т. д.) до сих пор не совсем ясно.
 
Есть масса нюансов, которые этот закон не может предусмотреть, но они на практике могут возникнуть. По всей видимости, новые правила игры нужны больше для того, чтобы обеспечить налоговые органы базой для налогообложения участников коммерческих лесных отношений, а не исключительно для борьбы, как утверждают разработчики, с хищениями леса и самовольными порубками, закон № 145 на это никак не влияет. Он, наоборот, ужесточает контроль за арендаторами. Именно за теми, которые работают легально.
 
— При чтении текста ФЗ № 145 весьма впечатляет размер штрафов за транспортировку древесины без оформления в установленном лесным законодательством порядке сопроводительных документов. За это с юридических лиц будут брать беспрецедентно огромный штраф с возможной конфискацией древесины и транспортных средств, являющихся “орудием совершения административного правонарушения”. При этом внедрение Единой государственной автоматизированной информативной системы учета оборота круглого леса предполагает пошаговую отчетность.
 
— Добросовестного арендатора, который работает с легальным лесом, ставят в такие условия, когда за каждый проданный кубометр леса он должен как бы оправдываться. Подтверждать свои действия заявлением в единый информационный центр. Но на сегодняшний день, насколько я знаю, никакой нормативной базы пока не разработано. Там должно быть 16 каких-то нормативных актов. Но ни одного из них пока нет. А уже могут начаться проверки, хотя штрафных санкций пока предпринимать не будут, как бы только предупреждать на первом этапе.
 
— Арендаторы говорят, что в этом законе много заковырок. Каких именно?
 
— Самая главная заковырка — отношение к собственности. Каким образом, например, человек, который приобрел какое-то имущество, должен сообщать о дальнейших действиях с ним? Гражданский кодекс РФ этого не предполагает, в нем такого нет. Это вторжение в коммерческую деятельность предприятия. У нас ни в одной другой отрасли вы не найдете, наверное, такой формы отчетности, как с древесиной. Может быть, это актуально где-то на границе с Китаем, где идет ее нелегальный оборот. Но на всю Россию распространять этот федеральный закон в сегодняшнем варианте, я считаю, нецелесообразно. Его нужно дорабатывать.
 
— На ваш взгляд, этот закон осложнит деятельность арендаторов лесных участков, коль скоро не вписывается в рамки производственной практики?
 
— Я считаю, что составление отчетов в таком объеме — это лишняя обуза для арендатора. Он пострадает не от того, что что-то сделал неправильно, а из-за того, что неправильно отчитался. Его за это будут штрафовать. Попался где-то на дороге с лишним кубом леса или с какой-то пересортицей — и оштрафуют.
 
Теперь можно получить штраф до 700 тыс. руб. во время транспортировки древесины. И здесь появляется огромная коррупционная составляющая для всех проверяющих, даже если дело не дойдет до составления протокола. А с 1 июля вступила в действие именно та статья этого закона, где как раз обозначен состав документов, который требуется на транспортировку круглого леса.
 
— Жаль, что закон не совсем съедобный. Но учет в любом случае нужен.
 
— Учет круглых лесоматериалов, конечно, нужен. Но не в таком виде. Закон этот писали, видимо, в кабинете люди, которые не знают абсолютно, как работают в делянках, как работают лесорубы на производстве. В саму технологию они не вникли. Можно сидеть за компьютером и из головы придумывать всю эту цепочку, но как это осуществить на практике, они не представляют.
 
Есть масса моментов, когда этот закон просто невозможно применить в отношении купли-продажи круглого леса. К тому же, надо содержать лишние кадры, следить за отчетностью. Пока мы еще не знаем, и никто не знает, наверное, в том числе и разработчики этого закона, какие нормативные акты будут на конечном этапе, как он будет работать.
 
— Какой же закон нужен, чтобы он удовлетворил и государство, и арендаторов лесных участков?
 
— В Нижегородской области есть вся законодательная база, которая касается лесных отношений. С ее помощью можно проверить любого арендатора относительно законности его сделок, начиная от декларации леса на корню и заканчивая заготовкой, вывозом и всеми производственными процессами, которые с этим связаны, есть документация по обороту всех видов лесопродукции. Деятельность лесных арендаторов определяется Гражданским кодексом и законом о коммерческой деятельности, там все предусмотрено.
 
— Похоже, разработчики несколько перестарались?
 
— На то и проверяющие, чтобы ходили и проверяли. Но законодатели хотят сделать по-другому. Они хотят, чтобы арендатор сам давал информацию о том, что он собирается сделать. А соберется или не соберется — тому есть масса причин, когда у него это может не состояться. Погодные условия, какие-то коммерческие риски и т. д. Он заявил, что повезет лес, например, а не повез, потому что дождь хлынул. Или повезет не с этой делянки, а с другой, к которой добираться проще. Ему что — за два дня надо декларировать свои действия, а лесовозы пусть стоят? Не будет такого. Все на свой страх и риск будут работать.
 
Таких моментов очень много. Закон писали люди, которые не представляют лесозаготовку. Это ведь не то что, когда со склада что-то получил, расписался в накладной и повез куда тебе надо.
 
— Закон № 415 начнет буксовать, если столкнется с тем, что не заложено в его программу. Как скоро это может быть?
 
— Думаю, что обязательно появится практика чрезмерного штрафования, найдутся такие ретивые, которые на всю катушку начнут людей штрафовать, деньги-то очень приличные. Пробуксовка начнется, если пойдут судебные дела по этому закону.

Источник: Курс-Н №24 от 11.07.2014

Владимир ЦВЕТКОВ, Курс-Н, фото: Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.