Противооползневая парковка

13.08.2014
Просмотров: 1819

Уже второй раз власти пытаются сменить зону Почаинского оврага в центре города – с рекреационной на «строительную». Этот шаг необходим для того, чтобы обустроить на склонах и дне бывшей речки относительно большую парковку.

В Почаинский овраг снова заманивают инвестора

Уже второй раз власти пытаются сменить зону Почаинского оврага в центре города – с рекреационной на «строительную». Этот шаг необходим для того, чтобы обустроить на склонах и дне бывшей речки относительно большую парковку. В конце прошлой недели прошли публичные слушания, посвященные данному вопросу.

Год назад уже устраивались прения по оврагу, но тогда было больше негатива. То ли по этой, то ли по другой причине инвестор отказался тогда от освоения данного участка, и вопрос о смене зонирования так и не был вынесен на гордуму. Сейчас – второй заход.

Не все фобии сняты

Год назад на растерзание активистов был отдан архитектор Александр Дехтяр, показавший концептуальные эскизы – очевидно, именно ему в дальнейшем планировалось заказать разработку проекта. Тогда со стороны общественности и местных жителей было довольно много нападок на саму идею обустройства паркинга в овраге: и зелени (пусть непригодной для прогулок) многие лишаться не хотели, и увеличения выхлопных газов боялись. Переживали, что новые стояночные места привлекут в центр еще больше авто. Говорили, что может быть ухудшена оползневая обстановка, и о том, что данный участок находится в охранной зоне Нижегородского кремля, где строительство запрещено.

Александр Дехтяр на все эти выпады ответить не мог, поскольку специалисты от экологии, гидрологии и истории к проработке данного вопроса не привлекались. Архитектор говорил лишь о том, что центр города необходимо освободить от стихийных стоянок машин – посему проект актуален. Ну и, естественно, о том, как он видит обустройство паркинга в овраге - с двумя заездами и несколькими уровнями.

Не получив ответа на животрепещущие вопросы, участники прошлогодних прений выразили недовольство идеей и даже устроили «самостийное» голосование (регламентом оно не предусмотрено): большинство оказалось против смены зонирования.

Несмотря на то, что слушания тогда были проведены, до городской думы вопрос так и не дошел. Инвестор ушел с площадки: то ли посчитал, что вложения окупятся не так скоро, как хотелось бы, то ли понял, что юридическая подготовка участка займет много сил и времени. Одна только смена зонирования встретила общественное сопротивление, а уж как к ней отнеслись бы депутаты – неизвестно.

Внизу машины, сверху - сквер

Тем не менее, год спустя на Почаинский овраг положил глаз другой инвестор, имя которого пока не называется. Поэтому опять прошли слушания, посвященные той же смене зонирования. От первых они отличались тем, что негатива со стороны участников было гораздо меньше – возможно, по причине отсутствия таких «заводил», как эколог Асхат Каюмов и политик Анна Степанова, которые год назад выступили резко против идеи парковки. Да, некоторые жители по-прежнему переживают за зелень с соловьями, которые сейчас есть в овраге. Но в общем и целом слушания прошли в спокойном режиме: эмоциональных перепалок не было, организовать голосование никто не пытался.

Надо признать, что на этот раз чиновники более грамотно подошли к организации слушаний, пригласив на них не только жителей, но и специалистов, способных ответить на «неудобные» вопросы. Возможно, поэтому и общественное сопротивление было минимизировано.

Первым выступил директор института развития города Юрий Карцев. Как и Дехтяр год назад, он сделал акцент на стихийных парковках, которые заполняют в центре города как проезжие части дорог, так и дворы. Это и пешеходам создает проблемы, и местным жителям, и тем же автомобилистам, которые вынуждены стоять в пробках. Поэтому необходимость в больших парковках зреет с каждым годом. А поскольку наземные участки в центре уже заняты, планировать автостоянки остается под землей и в таких вот «ямах», на которых многоэтажку не возведешь. Специалисты по градостроительству не расстаются с идеей устройства паркингов под площадями Горького, Минина и Свободы – возможно, в ближайшее время это сделать не удастся, но в будущем транспортные коллапсы вынудят заняться освоением подземного пространства вплотную. Что же касается Почаинского оврага, то устройство там стоянок для машин было запланировано еще в 1960-х годах. Сегодня предполагается, что данная мера позволит освободить от машин Большую Покровскую и прилегающие к ней территории.

Проекта – ни конкретного, ни концептуального – пока нет. Но Юрий Карцев убежден, что овраг надо будет закрыть сверху, спрятав парковку и разбив на поверхности что-то типа скверика.

- Мы обязательно пропишем, что на крыше этой парковки должен быть благоустроенный сквер, - пообещала глава городского градостроительного департамента Татьяна Шмакова, когда жители поинтересовались, будет ли хоть какое-то озеленение данного места. – Надо, чтобы этой парковки вообще не было видно, чтобы видели только благоустроенную часть - зелень, цветы, дорожки…

Место подземного слияния

На вопросы об оползневой опасности, заданные жителями, ответил главный инженер управления инженерной службы города Сергей Степанов. По его словам, Почаинский овраг – сложное, особое место в плане гидрогеологии. Именно здесь соединяются три водоносных горизонта нагорной части города, что и породило в свое время реку Почайну. Берега ее довольно активно размывались. Это привело к образованию оврага, который постоянно расширялся. Чтобы остановить этот процесс, в позапрошлом веке сделали Лыкову дамбу, а реку спрятали в коллектор. Но оползни здесь продолжаются до сих пор. Последний, случившийся два года назад, все хорошо помнят: он разрушил часть Зеленского съезда. На ликвидацию последствий этого обрушения ушло 60 миллионов бюджетных рублей. При этом гарантии, что в овраге снова что-нибудь не сползет, никакой нет. Поэтому место нуждается в серьезных и затратных укрепительных мероприятиях. Там необходимо также поменять систему дренажей и коллекторов, которая фактически не работает весной. Из городского бюджета на все это вряд ли найдутся средства, а вот застройщик должен будет укрепить склоны перед обустройством парковки.

При этой Сергей Степанов, опираясь на мнение теоретика инженерной защиты Бориса Карпова, предположил, что деревья не укрепляют склон, а даже наоборот, разрушают. По его словам, они оттягивают часть вод на себя, но, качаясь на ветру, они делают грунт менее плотным.

Представитель общественной организации «Зеленый мир» Ирина Фуфаева возразила, что склон все-таки можно укрепить деревьями определенных пород, такая практика есть.

Порядок с зелеными «квадратами»

Некоторые люди, живущие рядом с оврагом, высказались на предмет того, что им жалко терять этот исторически сложившийся ландшафт, что сейчас на это место – пусть и стихийно заросшее, но все же зеленое – приятно смотреть. Не факт, что градостроители сумеют сделать из него что-то более эстетически привлекательное. В ответ на это Юрий Карцев сообщил, что именно сюда, на крышу парковки, есть планы переместить художников с Покровки.

Татьяна Шмакова, в свою очередь, призналась, что вопрос «стирания» оврагов неоднозначен: с одной стороны, транспортную проблему в центре города надо решать, и одна из мер – использование таких площадок под паркинг. С другой стороны, овраги – это в определенном смысле своеобразное лицо города.

В ответ на замечание Ирины Фуфаевой о том, что общая площадь озелененных территорий у нас гораздо меньше нормативной и менять зону в этой ситуации нельзя, выступил заместитель главы горкомэкологии Евгений Иванов. По его словам, с количеством зеленых насаждений в Нижнем Новгороде… все в порядке. Оказывается, у нас с учетом Щелоковского хутора, Зеленого Города, Стригинского бора и других массивов наберется более 50 квадратных метров зелени на человека – при норме 16 «квадратов» на человека. Конечно, если брать отдельные места, картина будет не такой радужной, но зеленые нормы считаются в пределах одного муниципального образования. Что же касается конкретно этого места, то рядом и сквер на площади Горького, и Александровский сад, и другие участки с деревьями.

Заявление о том, что норма по растительности у нас превышена, шокировало активистов. Настолько, что они не смогли ничего возразить.

Подводные камни

Немаловажный вопрос: будет ли будущая стоянка платной? Татьяна Шмакова на этот вопрос ответить не смогла, поскольку конкретного проекта пока нет. Но, судя по всему, машины в овраге можно будет оставлять только за деньги: за счет бюджета реализовать идею не получится, а инвестору нужно будет «отбить» вложенные средства. Вместе с тем, большая платная парковка в центре – вещь не совсем привычная для горожан. Охотно ли они будут ей пользоваться – вопрос немаловажный. Возможно, поэтому первый инвестор и не захотел осваивать овраг, испугавшись отсутствия спроса.

Еще один подводный камень – охранная зона кремля, в которой находится это место, и в которой, согласно закону об объектах культурного наследия, строительство запрещено. Можно ли будет вписать проект парковки в Почаинском овраге в федеральное законодательство и согласует ли этот проект управление по охране объектов культурного наследия – неизвестно.

Как видим, у идеи обустройства парковки в Почаинском овраге есть свои плюсы, свои минусы, свои риски. Вторые публичные слушания резкого сопротивления этой идее со стороны общества не показали. Поэтому сейчас вопрос о смене зонирования вполне может быть вынесен на гордуму, если инвестор не передумает осваивать этот специфический участок.

Егор ВЕРЕЩАГИН, МК в Нижнем Новгороде, фото: Петр БЛИНОВ

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.