Потому что это родина: Смольки, Городецкий район

10.09.2014
Просмотров: 2535

Какие проблемы приходится решать земским депутатам?

Сегодня про развитие местного самоуправления не рассуждает только ленивый. Тема, как говорится, «топовая»: власть озаботилась «муниципальными практиками», изучает положительный опыт решения местных проблем, готова продвигать и поддерживать инициативы с низов – в области развивается программа «малых дел» на селе. Под нее заложено хорошее бюджетное финансирование.

За комфорт надо бороться

И вроде бы и чиновники, и депутаты, избранные и назначенные, все в едином порыве готовы обустраивать родные села, поселки, города.

Но я вот смотрю на свою собеседницу, депутата земского собрания Городецкого района Надежду Сташкину (от Смольковского и ряда других сельсоветов), и понимаю, что за нормальную, не говоря уже про «комфортную», жизнь сельчан приходится не то чтобы бороться, а здоровье, нервы и семью положить на это. Если, конечно, по-настоящему исполнять свои обязанности, а не отсиживать место.

Ведь бывает пустячный вопрос, выеденного яйца не стоит, но исполнительная власть упирается и ни в какую не хочет решить проблему.

Поэтому, уважаемые чиновники, не спрашивайте, откуда появляются такие удивительные просьбы к Президенту РФ: починить крыльцо, залатать тротуар, забор поставить или - как в нашем случае - вернуть отмененный автобусный рейс из Смольков до Городца и обратно.

От Смольков до Городца всего десяток километров, 15 минут езды. Сельсовет находится на автобусном маршруте между Линдой и Городцом, объединяет несколько деревень. Здесь почти полторы тысячи жителей, очень много пенсионеров, детей, мам, которым надо попасть в город и обратно.

Кто живет на селе – знает, как важно иметь удобную транспортную доступность.

-Люди со времен Никиты Хрущева (!) привыкли ездить в Городец и обратно – домой, на работу, в больницу, аптеку, банк, музыкальную школу, даже в магазин за продуктами подешевле, в школу и на культурные мероприятия, - рассказывает депутат Надежда Сташкина, - потому что нет сегодня в сельсовете всех услуг. Только почта осталась.

Исходя из удобства и традиций, заложенных предками, живут люди в деревнях, на природе, вкладываются в строительство частных домов, растят здесь детей, ведут хозяйство. Терпят многие неудобства, но без каких-то благ цивилизации жить просто невозможно.

Досокращались

- У нас с 70-х годов было стабильное расписание социального автобуса №103, - говорит Сташкина. - Но в последние три года оно стало меняться: в будни одно, в выходные другое, не успеваем запомнить. Шесть лет назад был десяток рейсов, потом начали сокращать и досокращались до 8 рейсов летом и семи - зимой. Был очень удобный десятичасовой автобус №103 - убрали. Жители Смольковского и Кумохинского сельсоветов не могут уехать в Городец в течение почти 3-х часов (с 8-50 до 11-35). Отменили четырехчасовой автобус, который отправляется из Городца 15-30.

«Без него я бы сейчас не смогла выучить детей в музыкальной школе, - говорит одна из мам, жительница Смольков. - Детки отучились в школе, перекусили и в Городец в музыкалку покатили». А сейчас последний рейс через Смольки идет в 18-25. Но районное руководство отвечает: ваш автобус убыточный. Хотя за пассажиров-льготников МУП «Городецпассажиравтотранс» получает хорошее возмещение выпадающих доходов из областного бюджета.

Люди просят, чтобы перерыв между рейсами был час- полтора, чтоб не было трехчасовых «мертвых зон». Вопрос о расписании автобуса обсуждали на собрании жители, на сессии депутаты сельсовета, направили свои решения районному начальству. Но натолкнулись на противостояние.

Зачем раздражать людей?

Сокращать рейсы общественного транспорта – это верный повод вызвать социальное напряжение.

Тем более что серьезного экономического выигрыша автотранспортники от этого не получают. Эффект от отмененных в 2013 году рейсов, по данным автопредприятия, составил всего 14 тысяч рублей. Да и сама убыточность маршрута тоже вызывает сомнение. Жители сами проводили мониторинг пассажиропотока и убедились, что автобус (в осенне-зимний период) в среднем перевозит за один рейс почти 25 пассажиров и убыточным быть не может, говорит Сташкина.

Но расписание почему-то составили так, что половина рейсов транзитного «линдовского» автобуса совпадает со «смольковским».

Жители и депутаты предлагают свои варианты расписания, чтобы интервалы между рейсами, как раньше, были 1-1,5 часа. Руководство МУП «Городецпасссажиравтотранс» отвергает их без рассмотрения. Нежеланием прислушаться к людям местные чиновники только раздражают население и подрывают доверие ко всей системе. Ведь получены ответы от Администрации Президента РФ и от министра транспорта Нижегородской области Александра Герасименко, что администрация Городецкого района вернет отменный десятичасовой рейс с 1 мая 2014 года и расписание больше меняться не будет.

Доехать до Городца

- Но районная власть обещание высшего руководства не выполнила, - говорит Сташкина. - Вместо десятичасового автобуса ввела новый рейс, который из Смольков отправляется действительно «пустым», так как за несколько минут до него через село проходит «линдовский» автобус и забирает всех пассажиров. Данный рейс для предприятия, бесспорно, убыточный. Спрашивается, зачем руководитель, борющийся за прибыль, сознательно открыл убыточный рейс и планирует его отменить с 1 ноября 2014 года.

- Людей вынуждают покупать свои машины, ездить на попутках, на такси. Но ведь не всем по силам и возможностям. Страдают малоимущие, пенсионеры, женщины и дети, - с огорчением констатирует Надежда Сташкина, показывая письмо из Администрации Президента РФ.

- За восстановление отмененных рейсов жители собрали до 300 подписей, - продолжает депутат.- Недавно из райадминистрации жители получили еще один ответ, в котором сообщается, что главе администрации Смольковского сельсовета Владимиру Баусову направлено на согласование новое «летнее» расписание, которое будет введено в действие с 1 мая 2015 года. То есть то расписание, которое обещала районная администрация через Президента и правительство Нижегородской области ввести с 1 мая 2014 года, снова обещают ввести годом позже, с мая 2015 года. А с 1 ноября, надо полагать, нас ждет новое сокращение рейсов.

Не хотим - и все

Наверное, в этом противоборстве, которое вылилось в чемодан бумаг – обращений, ответов, подписей жителей, экономических выкладок - есть что-то личное. На селе это сплошь и рядом встречается: вот поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем и пошли «плетень двигать». Действительно, Надежда Сташкина - неудобный для исполнительной власти депутат, она все время что-то просит, предлагает, отстаивает, «активничает».

Во время довыборов в земское собрание Городецкого района (больше года назад) она обыграла другого, очень известного кандидата Николая Полякова, бывшего главного налоговика области. Этот уважаемый человек очень много хорошего и полезного делает, но люди-то проголосовали за Надежду Филипповну, педагога, учителя Смольковской школы, которая живет рядом и все их беды знает.

И, конечно, не хотелось бы думать, что глава администрации Городецкого района Виктор Труфанов, глава администрации Смольковского сельсовета Владимир Баусов, директор МУП «Городецпассажиравтотранс» Александр Немцев не заинтересованы в том, чтобы село развивалось.

Ведь в Смольках учатся свыше 120 учеников, многие хотят остаться жить в деревне, но при этом не быть оторванными от «большой земли». И, кстати, за школу тоже пришлось бороться: во время недавнего кризиса хотели «срезать» классы, оставить только девять, но всем миром (жители и районная власть) отстояли учебное заведение.

Чем живут народные избранники

- Школе стараемся помогать, - говорит Надежда Сташкина. - За счет депутатского фонда поддержки территорий отремонтировали крышу нашего учебного заведения, обновили детскую площадку в поселке Аксентис.

По инициативе и жителей, и депутата в поселке Узольском на реке Узоле, это Кумохинский сельсовет, сделали укрепление берегов. Была реальная угроза затопления домов прошлой весной. На «опасных» участках уложили тысячи мешков с песком. Пришлось Сташкиной заниматься рекультивацией старой свалки, ремонтом дороги в дачной деревне Душенькино, где прошли авторалли на вездеходах, изуродовавшие последние подходы к домам.

Родители просили продлить время работы детского сада в Аксентисе. Потому что приходилось ребенка забирать чуть ли не в четыре часа и «дорабатывать» с ним на своей работе. Но сначала даже в таком «святом вопросе» (детсады сегодня на особом контроле) отказали, потому что дополнительно потребуется 50 тысяч рублей.

- Но потом глава администрации Виктор Труфанов все-таки нас поддержал, и деньги нашли, - отмечает Надежда Филипповна.

С газификацией на селе много сложностей. Всегда найдется повод, чтобы люди платили как можно больше, даже за то, что не положено: за проведение труб по поселку 10 000 рублей просили, к примеру.

- Чтобы вступить в областную программу газификации, жители должны запротоколировать собрание, на котором они выразили свое согласие на оплату проектов газопровода. А проект стоит миллионы, поэтому многие небогатые улицы и деревушки остаются без газа, - рассказывает депутат. - Взять хотя бы Смольки. Они газифицированы в 2007 году, но до сих пор несколько улиц частного сектора о газе только мечтают.

С любой проблемой - крыша прохудилась в доме, водопровод сломался, остановка отсутствует, - люди идут к депутату. Вот, льготные детские проездные «канителили» два месяца. Родители за свои деньги детей возили в школу. А руководство МУПа объясняло так, что нужно ездить только на школьных автобусах, и, дескать, нечего кататься на рейсовых.

Под знаком полигона

Жители Городецкого района, особенно смольковцы, известны своей активностью и неравнодушием ко всяким, даже с точки зрения властей, благим «инициативам». Бурно выступали смольковцы против строительства в их сельсовете, около деревни Скородум, суперполигона ТБО на основе государственно-частного партнерства (который власти считают удачным проектом): судились, организовывали митинги, собирали подписи. Но полигон ТБО появился без завода по переработке мусора.

- Городецкий район получил определенные преференции за полигон, и жителям Смольковского сельсовета много благ обещали, но обещания обещаниями так и остались, - считает Сташкина. - Через село несутся десятки мусоровозов, подвергая опасности жителей, так как ни лежачих полицейских, ни видеокамер, о которых просят много лет, не установлено. Жители беспокоятся об экологической обстановке, о состоянии воды в реке Голубиха, в бассейне которой и расположены карты отходов. Комиссия земского собрания, в которую вхожу и я с марта 2013 года, доступа на полигон, практически, не имеет.

При этом самой дорогой услугой ЖКХ для нас стал вывоз мусора - более 30% затрат на содержание жилого фонда.

- Смольки живут? Возрождаются или умирают?

- Смольки ни в коем случае не должны умирать, - горячо убеждает Надежда Филипповна. - Дети, повзрослевшие, возвращаются в родные места, образуются уже новые улицы. Потому что это родина, это близко от Городца, асфальт, газ, красивая местность, речка. И власти должны всячески помогать такому движению. Хотя строительство полигона ТБО, конечно, негативно повлияло на экологическую привлекательность.

Вот, например, рядом в селе Никольское строится экологическое поселение родовых поместий «Градислав» на 88 домов. Люди специально приехали сюда за природой. Но многие не могут переселиться навсегда, так как возникают проблемы с трудоустройством. Работу можно найти только в Городце, поэтому нужен еще один вечерний рейс автобуса до деревни Тихий хутор.

И надо бы всячески приветствовать приезд сюда новых жителей, потому что доходы местного бюджета складываются в основном из земельного налога, так как основное сельхозпредприятие обанкротилось еще в 2006 году. Фермерских хозяйств почти нет. Сейчас идет перевод земель сельхозназначения в земли поселения, и границы села увеличиваются почти вдвое, застраиваются новые улицы.

- Очень хотелось бы включиться в областную программу «малых дел», которая сейчас подхвачена жителями (когда вскладчину с областным бюджетом на селе делается благоустройство. – Авт.). Но жители сами, не дожидаясь помощи, создают инициативные группы, собирают деньги, выходят на субботники и делают благое дело.

Но это не означает, что нет дел для программы «народная инициатива». Думаю, что только с ее помощью можно решить вопрос строительства дорог к деревням и кладбищам, построить пешеходный мост через Узолу, о котором просят жители поселка Узольский, благоустроить поселение Градислав, отремонтировать колодцы в деревнях. Но Городецкий район в данную программу в 2014 году не попал.

Хотя мы выходили с предложением обустроить сельские кладбища. Они заросли, замусорены, не огорожены. В результате делается все за счет жителей.

- Я больше всех верю в нашу сегодняшнюю власть,- говорит Сташкина, - больше чем чиновники, которые не хотят идти навстречу просьбам жителей, и такое противодействие сильнее подрывает доверие людей нынешней системе.

Беседовала Елена КОЛОСОВА, МК в Нижнем Новгороде, фото из архива депутата

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.