Газ или тормоз?

22.01.2015
Просмотров: 1512

На нашей земле родился масштабный проект, который позволит сдвинуть с мертвой точки процесс перевода техники на газовое топливо, используя разработки своих же земляков.

Нижегородские инженеры и ученые не раз удивляли страну своими изобретениями и проектами. Поток идей и открытий не останавливается и в наши дни. На этот раз на нашей земле родился масштабный проект, с помощью которого нижегородец Александр Борисов предлагает сдвинуть с мертвой точки процесс перевода техники на газовое топливо, используя разработки своих же земляков.

В ряде регионов местные власти уже ранее начали реализацию программ по переводу муниципального транспорта на газомоторное топливо. Однако существенных сдвигов в этой сфере по-прежнему не наблюдается, несмотря на очевидные плюсы этого предложения.

В 2012 году объем потребления газа в качестве автомобильного топлива в России по сравнению с 2011 годом увеличился всего на 5% — до 390 млн куб. м. При этом к 2020 году прогнозируется увеличение потребления КПГ до 10,4 млрд куб. м в год.

А пока газовые гиганты и чиновники размышляют о том, как этого добиться, некоторые энтузиасты предлагают свои программы.

Одним из них стал нижегородский инженер-механик и вице-президент по сертификации ОАО «Сертификационная научно-техническая компания» «Универсаль» Александр Борисов. Как специалист с большим стажем, всю жизнь проработавший в машиностроительной и газовой сфере, он убежден в необходимости перевода автотракторной техники на альтернативное моторное топливо — компримированный природный газ (метан), чистый водород и метано-водородные смеси (МВС).

По его словам, в большинстве случае производство водорода основано на гидролизе или электролизе воды. Однако нижегородцы Алексей и Михаил Мартьяновы и Алексей Романов предложили более дешевый и экономически выгодный способ — получение водорода путем пиролиза метана (основной компонент природного газа), при котором к тому же отсутствует вредное воздействие на окружающую среду. При этом исходный продукт, метан, полностью переходит в водород и углерод. В результате из 187 кубометров природного газа можно получить 100 кг чистого углерода в твердом виде и 374 кубометра чистого водорода.

Взяв на вооружение этот патент, предлагается создать сеть метано-водородных автотракторных заправочных комплексов (МВАЗК), способных обслуживать до 300 единиц различной техники в сутки. При этом заправлять технику можно будет газообразным или жидким водородом и метаном.

Конечно, возникает закономерный вопрос: кто будет заправляться на этих комплексах, если абсолютное большинство автомобилей и других транспортных средств как на территории региона, так и по всей России работают на бензине или дизельном топливе?

В первую очередь, считает Борисов, клиентами газовых заправок должны стать как раз те самые категории, о необходимости перевода которых на газ не раз говорили чиновники разных уровней: общественный транспорт, сельскохозяйственная и коммунальная техника и, конечно, техника, используемая самими газовиками.

По словам инженера, на каждой из компрессорных станций, расположенных вдоль магистрального газопровода, используется порядка ста единиц различной автотракторной спецтехники. Так кто, если не владелец системы магистральных трубопроводов, должен подать пример и первым перевести свои транспортные средства на газомоторное топливо?

Уже благодаря этому шагу, построенные рядом МВАЗК будут загружены на 30%, а остальные объемы будут использоваться для заправки техники из ближайших населенных пунктов и крупных предприятий. По расчетам Александра Борисова, в случае установки подобного терминала, где могут заправляться автобусы, сельскохозяйственная и коммунальная техника, в радиусе 300 Га транспортные издержки снизятся на 30%.

Безусловно, для этого потребуется переоснащение уже работающих транспортных средств, а в дальнейшем — серийное производство и внедрение в эксплуатацию техники, работающей на газе. Но это, по мнению авторов проекта, уже сейчас вполне реализуемо с технической точки зрения, а затраты полностью окупятся с переходом на более дешевое и экологически чистое топливо.

К тому же, нет необходимости полностью заменять, например, дизельный двигатель. С помощью установки дополнительного оборудования (в частности, баллонов для хранения сжатого газа) можно получить многотопливный автомобиль. Александр Борисов и сам проделал этот эксперимент со своим RenaultLogan. Затратив 80 тысяч рублей на его дооснащение, он сократил свои расходы на топливо в четыре раза.

Другое важное изобретение, которое планируется внедрить в рамках проекта — генератор водородных добавок (ГВД), разработанный в саровском ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ».

В результате установки этого «прибора» увеличивается эффективность двигателя и улучшаются его экологические характеристики. В частности, на 12% повышается КПД в режиме городской езды и на 25% сокращаются токсичные выбросы (до уровня Евро-4).К тому же, с помощью данного ГВД даже двигатель, работающий на природном газе, легко заведется в мороз до -50.

По его мнению, если вся эта работа сдвинется с места, и в России будут созданы как хорошие двигатели на газе, так и развитая сеть заправок, то российские предприятия охотно начнут выпускать технику, работающую на природном газе, а потребители — с удовольствием ею пользоваться.

Разработав этот смелый и масштабный проект, Александр Борисов уверен в его актуальности для нашей страны. Однако для начала его реализации необходимо не только заручиться поддержкой властей, но и обеспечить его грамотное и бесперебойное финансирование.

— Поскольку переход на газомоторное топливо был заявлен в качестве национальной программы, то и проекты в этой сфере должны быть соответствующими. Безусловно, они требуют немалых инвестиций. Но на данный момент у меня есть не только проект и финансовый план, но и конкретный вариант по привлечению инвестиций, не требующий непосредственных денежных вложений со стороны государства. При этом оборудование для этих комплексов могут поставлять российские производители, так что в сегодняшних условиях эта программа можно расцениваться как наш ответ на западные санкции и поддержка российской промышленности, — отмечает Александр Борисов.

Источник: газета "Нижегородская правда"


Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.