Ганнибал – коллектор и страховые мытарства нижегородцев

23.01.2015
Просмотров: 11725

Роспотребнадзор констатирует увеличение жалоб потребителей.

Каждый из нас - потребитель. Что уж тут поделаешь? «Не хлебом единым», конечно, но и без «хлеба» как-то не слишком хорошо. И чтобы удовлетворить наши все возрастающие потребности, на современном рынке представлено огромное количество товаров и услуг. Проблема в том, что далеко не все из них качественные. А вот следить за тем, чтобы товар был качественным, а права потребителей не нарушались, поставлен Роспотребнадзор. Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области подвело итоги работы за 10 месяцев 2014-го года. Некоторые из них - положительные, а некоторые, мягко скажем, удручающие. Но обо всем по порядку.

Рост жалоб вдвое

- За 10 месяцев 2014 года в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило более 760 обращений, связанных с нарушением прав потребителей в финансовой сфере, - объяснила начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.

Цифра показательная, потому что в прошлом 2013-м году в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило 335 жалоб такого рода, то есть рост более чем вдвое, и это если не учитывать того, что полный событий 2014-й еще не кончился. Да и геополитическая обстановка осложненная экономическими санкциями дает о себе знать не только в финансовой сфере, но и на всем внутреннем рынке. А скоро грядут огромные предновогодние покупки.

В 2014 году рекорд и почетное первое место по нарушениям в финансовой сфере, как ни странно, у страховщиков.

- Почти 56% всех жалоб приходится на недобросовестную работу страховых компаний, а именно на навязывание услуг страхования при заключении кредитного договора, - объяснила Цветкова.

Скорее всего, это связано с общей нестабильной экономической ситуацией и желанием банков лишний раз перестраховаться. Перестраховка - штука хорошая, но и закон при этом нарушать не стоит. И если лидеры имеют к кредитам опосредованное отношение, то вот второе место по количеству жалоб у сегмента уже напрямую связанного с кредитами.

- 33% всех обращений связано с жалобами на кредитные операции, - поясняет Нина Цветкова.

Остальное – мелочи жизни: 7,8% - жалобы на обслуживание пластиковых карт, и самый маленький процент жалоб - 3,2% связан с нарушениями по вкладам

Ну, а кроме того – коллекторы

- Несмотря на то, что 1 июля 2014 года вступил в силу новый закон «О потребительском кредите (займе)», регламентирующий деятельность финансовых агентств, количество жалоб на деятельность коллекторских агентств не уменьшилось, - констатирует Цветкова. - С начала 2014 года Роспотребнадзор по Нижегородской области завел 89 дел о коллекторской деятельности, по 45 делам уже имеются решения, остальные дела находятся в производстве.

Ганнибал-коллектор

- В закон «О защите прав потребителей» внесены новые понятия и статьи, которые касаются финансовых услуг, - пояснила начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова. - Если ранее потребитель для решения проблемы в судебном порядке должен был ехать в Москву, то сейчас все проблемы решаются по месту нахождения заемщика.

Законодательные новшества этого года должны были ударить и по коллекторам. Ведь, согласно закону, теперь, как кощунственно не звучит эта фраза, банку будет сложнее продать долг клиента-неплательщика.

- Уступка требований третьим лицам банкам по-прежнему разрешена, но при этом клиент имеет право эту уступку требований запретить по самим условиям договора, - рассказывает Цветкова. - Так что человек, берущий кредит, должен очень внимательно вчитываться в договорные условия.

Федерального закона о коллекторской деятельности по-прежнему нет, и не предвидится. В этих условиях коллекторы частенько нарушают даже те не слишком сложные ограничения, которые накладываются на них другими законодательными актами.; Например, они имеют право звонить и писать смс-сообщения должникам только до 22 часов. Также коллектор должен полностью представляться – называть свою фамилию, имя, отчество и должность.

Но часто не только эти требования не выполняются, а сборщики долгов вообще переходят все границы, нарушая и административные, и даже уголовные законы.

- Сотрудники коллекторских агентств часто угрожают людям. Таких обращений у нас было не одно и не два, - констатирует Цветкова. - Иногда даже вывешивают в местах работы или жительства должников, плакаты, которые порочат их репутацию. Моральный вред в данном случае можно защитить только в судебном порядке. В подъезде одного нижегородца были развешены плакаты с надписью «Должник».

Часто сборщики долгов прибегают к угрозам жизни и здоровью – такие жалобы постоянно поступают в отдел по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.

А еще сотрудники коллекторских агентств взяли новую моду – теперь, если должник не платит, они начинают запугивать его престарелых родителей.

Дополнительные услуги – как бы отвязаться?

Всем, наверное, знакомо – предлагает продавец услугу по низкой цене, а дополнительно навяливает какие-либо товары и услуги. «Ах, вы не хотите вам не нужно?». Ну, тогда и основной сделке не бывать. Конец такому способу нажиться будет положен, видимо, нескоро, но инструменты для борьбы у потребителя уже есть.

Дополнительные услуги? Только с вашего согласия в письменной форме!

- Новшества в законе запрещают устанавливать различные цены в зависимости от формата оплаты, - поясняет Цветкова. - Если организация предлагает дополнительные услуги, потребитель должен дать на них согласие в письменной форме. – Запрещается навязывать определенные услуги, в частности ОСАГО или же страхование жизни и здоровья.

А между тем подобные правонарушения процветают. Только нижегородский Роспотребнадзор за 10 месяцев 2014 года составил по таким нарушениям 36 протоколов.

- Если ранее банки предоставляли клиентам, как правило, только одну страховую организацию, то сейчас они должны предоставить их несколько – на выбор.

Как же отвязаться от предлагаемого товара и оказать влияние на продавца?

- Часто весомым доказательством навязываемых услуг является видео или аудиозапись, – рассказывает Цветкова. – Один нижегородец выложил видео в Youtube о том, как ему навязывали дополнительные услуги. И видео произвело фурор! Но финансовые организации продолжают этим заниматься, и штраф в размере 10–20 тыс. рублей их не останавливает.

Ну а штрафы покрупнее - до миллиона рублей может выписывать только антимонопольная служба.

Шрифт не указан, оплата – в последний день

В законе есть и серьезные недоработки. Сколько копий ломалось вокруг шрифта, которым должны быть составлены договоры и рекламные объявления. И вроде бы договорились, что шрифт должен быть большим, чтобы человек сразу видел все, что ему предлагают и мог отказаться от очередного «сверхвыгодного предложения».

Увы, в новом законе про величину букв есть лишь одна отговорка - шрифт в договоре должен быть «хорошо читаемым», но его размер не указан.

Теперь в законе «О защите прав потребителей» также прописано, что потребитель имеет право оплачивать товары и услуги в любом месте не только наличными, но и при помощи пластиковых карт. Но многие небольшие организации часто не имеют специальных устройств для оплаты картами. Многие клиенты банка производят оплату в последний день согласно графику. И банк начисляет пени, ссылаясь на то, что деньги поступили с опозданием на 2–5 дней.

Оплатили кредит в последний день и есть подтверждение оплаты? Пени платить не будете!

- Теперь ситуация меняется, - пояснила Цветкова. - Если у клиента кредитной организации есть документальное подтверждение оплаты в последний день, он не будет платить пени. Если потребитель приобрел в кредит некачественный товар, то затем ему по договору должны возместить не только цену товара, но и проценты по потребительскому кредиту, которые он уже успел оплатить. То есть все убытки, понесенные покупателем, должны вернуть продавец и банк.

Проценты не вернут

- Мы также знаем, что в течение двух недель каждый потребитель может вернуть товар, если он его не устроил по определенным параметрам, если сохранился чек, ярлыки, пломба, – пояснила Нина Цветкова. – Но в этом случае, даже если товар был куплен в кредит, деньги за товар вернут, но выплаченные проценты – нет. Перед новым годом люди традиционно идут совершать крупные покупки. И в начале января, после каникул, мы получаем шквал жалоб, в которых потребители жалуются, что не могут вернуть товар или проценты по кредиту!

Но уже само по себе важно, что человек может отказаться от кредита как и от любой другой услуги - в течение 14 дней с момента подписания договора. Посидел, подумал – не потяну. Все еще можно изменить.

И если покупатель вернул приобретенный в кредит товар продавцу, следует расторгнуть кредитный договор. Для этого надо запросить накладную, подтверждающую, что товар находится у продавца.

От кредита как и от любой другой услуги можно отказаться в течение 14 дней с момента подписания договора.

- Одна подобная компания оказалась мошеннической, и нижегородцы не смогли вернуть свои средства, – рассказывает Нина Цветкова. – Когда они пришли туда, офис был закрыт.В этом году многие нижегородцы вкладывали средства в паевые инвестиционные фонды.

По мнению Цветковой, сверхвыгодные условия, должны сразу же настораживать. Например, когда речь идет о ста пятидесяти процентах годовых, можно сразу понять что к чему. Но есть еще много людей, особенно пожилых, которые верят в такие баснословные суммы и становятся легкой добычей мошенников.

По мнению Нины Цветковой, главное условие успешного сотрудничества финансовых институтов и потребителей – это открытые правила игры. Банки и нерадивые продавцы изменятся к лучшему лишь тогда, когда получат грамотный отпор.

Источник: газета "Полезная площадь"

Антон Ливанов, Полезная площадь

Источник: Полезная площадь, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.