Таможня дает добро?

26.01.2015
Просмотров: 980

Бизнес встревожен слухами о переносе Кстовского таможенного поста.

Региональные участники внешнеэкономической деятельности встревожены слухами о планируемом переносе Кстовского таможенного поста в Сормовский район Нижнего Новгорода. Непродуманные действия по переносу таможни социально опасны, так как могут привести к ухудшению условий ведения бизнеса наряду с повышением кредитных ставок и ужесточением налоговой политики, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.

По словам Павла Солодкого, на его имя поступила жалоба от предпринимателей, которые инвестировали в обустройство Кстовского таможенного поста около 1,5 миллиона долларов. В обращении говорится, что вопрос о переносе этого таможенного поста в Сормово вызывает полное недоумение и непонимание, а отсутствие стабильности и непредсказуемость приводят к серьезным финансовым потерям, не позволяя вести бизнес инвесторам и участникам ВЭД. Авторы письма просят учесть мнение клиентов таможенного поста, разобраться в ситуации и сохранить Кстовский таможенный пост на прежнем месте.

«Во всем мире таможни строятся за чертой города, — поясняет Солодкий. — Кстовский таможенный пост начал работу весной 2011 года. Для нужд таможни на территории Кстовского индустриального парка инвесторами были построены административное здание, склад временного хранения и прочие объекты инфраструктуры современной таможни. Преимуществ у Кстовского поста немало. Во-первых, он находится на федеральной трассе М-7 «Волга» за чертой областного центра, не парализуя магистрали города транспортными пробками. Во-вторых, он построен в месте массового скопления крупных промпредприятий регионального и окружного значения, среди которых «Сибур» и «Лукойл». В-третьих, на посту с нуля созданы все условия для работы таможенников и клиентов, а также условия для таможенных операций и хранения грузов. В-четвертых, скорость оформления таможенных деклараций — одна из самых высоких в России. Об эффективности работы Кстовского поста говорят цифры: около 500 компаний-клиентов и 16 тысяч таможенных деклараций в год при ежегодном росте объема работы на 40%. Все это свидетельствует о том, что участники ВЭД ценят темпы оформления документов, а также качество работы и транспортную доступность этого объекта.

Сормовский таможенный пост был ликвидирован в январе 2010 года в рамках «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, до 2020 года». Не секрет, что обилие большегрузного транспорта на подъездах к Сормовскому таможенному посту приводило к гигантским пробкам на дорогах района, весьма неблагополучного в плане экологии. Тем не менее в декабре 2014 года появилась устная информация, что Кстовский таможенный пост решением вышестоящих организаций планируется перенести в Сормово.

Торгово-промышленная палата Нижегородской области, НАПП, жители Сормовского района, экологи и предприниматели обратились к губернатору Валерию Шанцеву с просьбой принять меры по недопущению переноса поста в Сормово. Учитывая значимость таможенного поста для ВЭД и на основании полученных писем я обратился к инвестиционному уполномоченному в ПФО Алсу Гайнутдиновой с просьбой содействия в сохранении Кстовского поста. Полпредом Президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем и Алсу Гайнутдиновой были немедленно приняты определенные шаги по моему обращению. Также соответствующая жалоба была направлена уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борису Титову и взята им на особый контроль».

Создание Кстовского таможенного поста началось в 2010 году по предложению руководителя Нижегородской таможни Александра Повода с целью стабилизации обстановки, вызванной выводом мест таможенного оформления за пределы крупных городов, рассказывает инвестор Игорь Гордеев. Обустроить пост было удобно на территории Кстовского индустриального парка, расположенного за пределами города на трассе М-7 поблизости от основных автомобильных трасс. После изучения данного предложения и просчета его экономической составляющей было принято решение о начале работ по размещению таможенного поста. Для этих целей было построено трехэтажное здание, оборудованы кабинеты, столовая, санузлы, смонтированы оргтехника, кондиционеры, серверы и другие каналы связи. Компанией ООО «СВХ Кстово» был создан склад временного хранения со всей необходимой погрузо-разгрузочной и весовой техникой, установками радиационного контроля и осмотра товаров.

Свою работу таможня начала в мае 2011 года по приказу ФТС РФ 962 от 11 мая 2011 года «О Кстовском таможенном посте Нижегородской таможни», подписанному руководителем ФТС, действительным государственным советником таможенной службы РФ Андреем Бельяниновым. Со временем был построен отдельный модуль для работы инспекторов, оформляющих автомобили для частников. Сумма инвестиций в создание поста составила более 1,5 миллиона долларов. «Участников ВЭД устраивает работа Кстовского поста, а показатели его работы в непростой экономической ситуации имеют устойчивую тенденцию к росту. Постоянно проводится работа по улучшению обслуживания клиентов, все направлено на ускорение грузо-оборота, — говорит Игорь Гордеев. — Нашими клиентами являются такие компании, как «Гидромаш», «Сибур», «Русвинил», «Лукойл», «Новакард», ТД «Электра». ООО «СВХ Кстово» ведет продуманную ценовую политику. Средняя стоимость услуг на оформление одного большегруза — одна из самых низких в ПФО и значительно ниже среднероссийской. Для своевременности выполнения работ набран необходимый персонал: диспетчеры, кладовщики, грузчики, водители, охрана. Было решено, что Нижегородская таможня арендует наши площади на безвозмездной основе, но компенсирует Кстовскому индустриальному парку по договору с ООО «СВХ Кстово» только коммунальные затраты. Договора между ООО «СВХ Кстово» и Нижегородской таможней о работе Кстовского таможенного поста на каждый новый календарный год заключались обычно в конце предыдущего года».

По словам Игоря Гордеева, слухи о том, что Нижегородская таможня планирует перенести Кстовский таможенный пост в Сормово, появились осенью 2014 года. «Официального документа о переносе поста нет, как нет и подписанного договора о продлении договора аренды на 2015 год, — подчеркивает предприниматель. — Кстовский таможенный пост продолжает работать, но сотрудники и предприниматели с начала января находятся в подвешенном состоянии. Такая неопределенность приводит к приостановке экспортно-импортных операций: импортеры, не будучи уверенными в том, что грузы смогут пройти растаможку на Кстовском таможенном посту, не решаются давать команды своим большегрузам двигаться в этом направлении. В среде участников ВЭД устная информация расходится быстро. Тревожит, что готовятся какие-то приказы и распоряжения, хотя официальных бумаг мы не получали. Тем не менее, отсутствие договора стало основанием для обращения к Павлу Солодкому».

По мнению директора ООО «СВХ «Кстово» Андрея Краева, существует вероятность взаимосвязи возникших проблем и бурного процесса лоббирования восстановления работы Сормовского таможенного поста с деятельностью бывшего первого замначальника Главного управления ФТС РФ, генерал-майора таможенной службы Олега Плотникова. «На сайте налоговой службы можно узнать, что Плотников с 2014 года является учредителем ООО «Нижегородский терминал», зарегистрированного в Нижнем Новгороде по улице Коновалова, 6, учредителем ООО «Терминал», зарегистрированного по этому же адресу, и учредителем компании «Логопром»,  — говорит Краев. — Дело в том, что компания «Логопром» в свое время безуспешно пыталась сохранить Сормовский таможенный пост, а сейчас на территории бывшего поста остался практически пустующий СВХ, работу которого можно активизировать при  лоббировании воссоздания в Сормове таможенного поста. На территории СВХ ООО «Терминал», логистическом комплексе «Логопром Сормово», работает отдел таможенного оформления и таможенного контроля Дзержинского таможенного поста Нижегородской таможни. Знаю, что таможенники работают там в две смены, но необходимости в этом нет, так как количество деклараций у них исчисляется единицами. Открыть-закрыть таможенный пост нелегко, и лоббисты, видимо, пытаются найти лазейку, добившись смены адреса: мол, Кстовский таможенный пост только меняет адрес. Процедура смены адреса не требует особых усилий, а таможенные потоки будут автоматически перенаправлены в Сормово».

Важно, что под Кстовский таможенный пост выстроены логистика и складское хозяйство многих компаний, занимающихся экспортно-импортными операциями. Вся логистика Кстовского района и региона в целом выстроена с учетом того, что грузы придут на Кстовский таможенный пост по Южному обходу, пройдут растаможку и отправятся по назначению. Это удобно не только для Нижегородской области, но и для компаний Татарстана и Чувашии, считает Игорь Гордеев. Несмотря на то, что в этих регионах работают свои отделы таможенного оформления, многие компании имеют единый логистический центр, в составе которого работает таможенный представитель. Сейчас на растаможку на Кстовский пост ежедневно прибывает около сотни машин. За последние четыре года количество оформляемых здесь грузов ежегодно увеличивалось на 40%. Логистические механизмы под Кстовский пост выстроили компании, осуществляющие поставки таким региональным промышленным гигантам, как «Лукойл», «Русвинил» и «Гидромаш».

«У нашего поста не было никаких замечаний и нарушений, — поясняет Гордеев. — На многих отраслевых совещаниях говорится, что на Кстовском таможенном посту соблюдаются все требования, а высоким гостям показывали наш пост как образец. Действительно, грузы на нашем посту оформляются менее трех часов. Если груз стоит долго, то участник ВЭД теряет деньги. Тот факт, что грузы не задерживаются на СВХ, говорит о четкой работе таможенного поста. Задача таможни — не затащить груз на СВХ, чтобы склад получил деньги, а работа от оборота. Рады, что у нас получилось нарастить обороты с 4 тыс. до 16 тыс. деклараций благодаря четкой работе».

Предприниматели высоко оценивают условия работы на Кстовском таможенном посту — здесь федеральная трасса, квалифицированные инспекторы, сроки оформления документации минимальные. По мнению менеджера по таможенному оформлению грузов Сергея Земскова, расположение Кстовской таможни оптимально для их компании, а также для ГК «Алиди» и ТД «Электра». «Склады размещены рядом с постом, транспортных проблем нет, а десятки большегрузов на улице Федосеенко грозят практически полной остановкой движения в этом районе, — говорит Земсков. — Неясно, почему концепция по выводу таможенных постов за пределы крупных городов развертывается в обратную сторону. Будет очень неудобно, если грузовики с территории другого СВХ начнут через весь город пробираться к нам на выгрузку. Заезжать на Кстовский таможенный пост, минуя черту города и улицу Федосеенко с ее пробками, намного проще. Улицы Федосеенко и Коновалова — самые загруженные трассы Нижнего, и таможенный пост в этом районе более чем нежелателен».

«До принятия официального решения комментировать что-то сложно. Логику этих действий или изменений нам никто не объяснил. В наш адрес уже поступило много обращений от предпринимателей. Бизнес не понимает, зачем это нужно», — прокомментировал ситуацию гендиректор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов.

Источник: Биржа № 1 от 20 Января 2015 

Елена Борматова, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.